24 августа 2016 г • "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава III
Торжественное открытие святых мощей.
Радость православных. - Приготовления в обители. - Стремление народа в Задонск. - Приезд митрополита Исидора и других иерархов. - Стечение духовенства в Задонск. - Численность всего народа. - Множество разного рода недужных. - Помещение и содержание народа в Задонске. - Благочестие прибывших. - Усердие к святителю. - Крестный ход в Богородице-Рождественскую церковь к раке святителя. - Начинательная молитва об открытии св. мощей. - Изнесение гробницы святителя на середину церкви и торжественное молебное пение в честь его. - Крестный ход со св. мощами и порядок его. - Торжественное всенощное бдение. - Открытие гробницы со св. мощами. - Многознаменательность и впечатления этой минуты. - Величание свт. Тихона и всенародное Ему поклонение. - Продолжительность бдения. - Литургия 13 августа. - Вход в алтарь со св. мощами. - Значение входа. - Слово митрополита Исидора. - Изнесение св. мощей из алтаря на середину храма. - Молебное пение свт. Тихону. - Крестный ход со св. мощами. - Описание его. - Положение народа и его молитвенное состояние. - Многочисленные народные пожертвования в честь святителя и распоряжение о них. - Положение мощей свт. Тихона в раку и молитва к нему. - Поклонение народа св. мощам. - Трапеза для бедных в монастыре и в странноприимном доме. - Приношения на устройство раки новоявленному угоднику Божию. - Внешнее благочиние народа в Задонске. - Благодать Божия, явившаяся в чудотворениях при открытии св. мощей. - Подробное описание некоторых обследованных чудотворений.
Известие о причислении к лику святых Россий¬ской церкви святителя Тихона, и о предстоящем открытии святых мощей его исполнило радости и веселия сердца всех православных.
Тринадцатый день августа - день памяти святителя - в который и в прежнее время собиралось много народа в Задонск,- назначенный для открытия св. мощей, должен был сделаться сугубым торжеством для Задонской обители и привлечь к ней несравненно большее число поклонников. Обитель приготовилась к этому празднику и украсилась, как невеста, ожидающая жениха. Главный собор о восьми престолах и три другие церкви о семи престолах - все поновлены. Ризница пополнена. Здания монастырские: колокольня, архиерейский дом, настоятельские и братские келии, гостиница, монастырские дома и прочие здания - отделаны внутри и снаружи. Все сделано в короткое время. Братия обители выходили из келий в сараи и другие нежилые службы, чтобы доставить удобства для приезжающих. До двухсот квартир, больших и малых, приготовлено в обители. Городские жители очищали свои дома и службы и занимали тесные помещения. Вблизи самого города были выстроены деревянные балаганы, заключавшие до 120 номеров, из коих в большей части помещалось по несколько человек. На площадях были раскинуты палатки[75].
Недели за две до дня открытия святых мощей начал стекаться народ, и по мере приближения праздника толпы благочестивых посетителей, стремившихся поклониться новоявленному угоднику Божию, в день открытия его нетленных мощей увеличивались более и более, так что 11 числа и накануне праздника все дороги, ведущие к Задонску, были покрыты, можно сказать без преувеличения, сплошными массами народа.
4-го числа августа прибыл в Задонскую обитель Высокопреосвященный митрополит Исидор, осмотрел приготовление, разрешил некоторые недоумения относительно церковных приготовлений и отправился 5-го числа в Воронеж к празднику открытия мощей святителя Митрофана.
При гробе святителя Тихона, день и ночь, непрерывно совершались панихиды, а при находящейся в Задонском монастыре чудотворной иконе Владимирской Божией Матери молебны, по желанию богомольцев.
9-го числа, после вечерни, возвратился Высокопр. Исидор, вместе с архиепископом Воронежским Иосифом. Присутствовать при открытии мощей назначено было еще курскому епископу; но так как 10-го числа августа ожидали приезда Государя Императора в Курск, и местный епископ, по долгу звания, должен был встретить Его Величество, что могло воспрепятствовать благовременному прибытию Преосвященного Сергия в Задонск, то Святейший Синод вызвал Тамбовского Преосвященного Феофана, который и прибыл в Задонск 11-го числа утром, а в тот же день ночью прибыл и курский епископ. Из разных мест прибыли шесть архимандритов, много протоиереев, иеромонахов, священников и дьяконов. Духовных лиц собралось до 300 человек, кроме причетников и послушников; прибыли они не по наряду, а по собственной воле. Начальство сделало только распоряжение, чтобы не препятствовать духовенству уездов Задонского, Елецкого и Ливенского, если оно пожелает прибыть в Задонск и присутствовать при открытии св. мощей. Были духовные из Перми, Екатеринославля, Вятки, Саратова, с Афон¬ской горы и греки из разных мест.
Всего прибывшего к открытию св. мощей народа насчитывалось до 300 000 человек. Экипажей было 12 600, считая и простые телеги.
Большая часть простолюдинов прибыли из дальних мест, шли и ехали с большой поспешностью, в жаркое время, со всеми лишениями, неразлучными с скудными их средствами и трудностями дальнего пути. Город, постоянно вмещавший в себе 7 000 человек, был тесен для принятия посетителей. Простой народ не затруднялся в выборе помещений: привыкший к простой жизни, он еще менее заботился об удобствах ее, когда посвящает себя на молитвенные подвиги. Задонское торжество представляет очевидное тому доказательство. Нельзя было без особенного уважения к нашему православному народу смотреть, как он после трудного пути терпеливо отдавал себя и зною дня и холоду ночи, расположившись на голой земле, под открытым небом. Те, которые имели возможность приехать в Задонск, расположились с лошадьми и повозками на обширной площади перед монастырем, на покатости, склоняющейся к Дону, и на берегу самой реки: здесь в повозках они имели помещение, ночлег и стол из привезенных с собой запасов. А пешеходы, составлявшие большинство богомольцев, помещались, где пришлось, ими покрыты были, и днем и ночью, не только все пространство внутри монастыря и между наружными и внутренними его стенами (с западной стороны), но и за монастырской оградой, площади и ближайшие улицы - все места, где только можно было на ночь приклонить голову. Пищей для них служили большей частью сухари, принесенные из дому; жажду утоляли водой, которую черпали принесенными с собой деревянными чашечками. В городских колодцах недоставало воды для собравшегося народа; водовозы останавливались с бочками воды из Дона на дороге и довольствовали ею народ; они должны были возвращаться иногда несколько раз к реке и с большим трудом проезжали в дома. Надобно заметить здесь, что, по молитвам угодника Божия, во все время Задонских праздников погода стояла самая благоприятная для жизни под открытым небом, какую проводила большая часть пришедших в Задонск богомольцев: все дни были ясные, и дождь только однажды смочил землю, именно в то самое время, когда были подняты из-под спуда мощи святителя Тихона, так что крестный ход, пришедший в теплую церковь по сухой земле, возвращался оттуда уже по земле значительно увлаженной, хотя небо по-прежнему было ясно.
Калек всякого рода, расслабленных, слепых, бесноватых и всяких недужных, привезено и прибыло множество - в чаянии небесной помощи по молитвам и заступлению угодника Божия. День и ночь оставались они на открытом воздухе; не все имели запас пропитания, многие постились добровольно, по два и по три дня, очищали совесть покаянием и освящались принятием Святых Христовых Тайн, чтобы достойно узреть и облобызать святые мощи новоявленного чудотворца. С 8 по 15 августа в церквах: городской, соборной, Скорбященской, кладбищной и больничной - исповедано и приобщено Св. Таин более 7 тыс., да в Задонском монастыре каждодневно на четырех обеднях были сотни причастников, так что всего приобщено было Св. Тайн 20 тыс. человек, преимущественно больных и убогих.
Во всех монастырских церквах и вне храмов народ представлял сплошную движущуюся массу.
Все жаждали благоговейно коснуться устами раки, в коей почивал угодник Божий. Сделано было распоряжение преимущественно допускать к святым мощам больных и увечных, и достойно замечания, что народ, несмотря на непомерную тесноту и на общее стремление приблизиться к церковным дверям и проникнуть в храм, к мощам угодника Божия, что еще более увеличивало тесноту, всегда очищал, хотя с большим усилием, путь больным и увечным, которых большей частью несли на руках родные и усердствовавшие. Младенцев и детей отцы и матери вверяли неизвестным людям, передавая их на дальнее расстояние через головы, чтобы приложить к раке. Их прикладывали и тем же порядком возвращали назад [76]. Многие несли расслабленных на своих плечах; некоторых бесноватых подводили окованных железными цепями, для обуздания яростных порывов гнева во время параксизмов и непостижимой, являвшейся в них силе противления по мере приближения к раке святителя.
Накануне открытия св. мощей, в субботу, 12 августа, Преосвященный Феофан совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественской церкви, в которой почивали под спудом мощи святителя. По окончании литургии митрополитом Исидором с тремя архиереями и духовенством совершено было молебствие с водоосвящением перед находящеюся в той же церкви чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Владимирской. Все, приходившие в город Задонск на поклонение св. мощам святителя Тихона, прежде всего обращались с молитвой к Божией Матери. Этому обыкновению последовали святители. Они обратились с молитвой к Божией Матери о ниспослании им благословения свыше на совершение порученного им великого дела.
В час по полудни начался благовест, с перезвоном в монастыре и в городском соборе. По предварительному распоряжению, монашествующие собрались в соборную Богородицкую церковь и облачились для встречи городского крестного хода; белое духовенство было собрано в городском Успенском соборе.
В половине второго часа начался в монастыре звон во все колокола, за которым последовал звон в городском соборе и открылось шествие крестного хода из городского собора в монастырь, в сопровождении архимандрита.
Настоятель монастыря с братией, также крестным ходом, вышли за святые ворота навстречу соборному крестному ходу и, составя общий крестный ход, пошли в главный монастырский собор.
Народный говор огромной массы притих и заменился общей молитвой. Слышны были лишь вопли и крики бесноватых, искавших освобождения от злого духа. Без содрогания нельзя было смотреть на их мучения: иной рвал на себе волосы, другой трясся в ужасных конвульсиях, иной грыз свое тело и рвал в исступлении на себе одежду.
По многочисленности народа крестный ход двигался медленно.
Вслед за ним вошли в собор митрополит и три архиерея в мантиях, с обычной свитой, и приложась к св. иконам, облеклись в полное облачение в алтаре.
Духовенство стояло в том порядке, какой следовал по чину крестного хода. Митрополит и архиереи, выйдя из алтаря на середину церкви, раздали духовенству и народу зажженные свечи. По предначинательном молитвословии, Высокопреосвященным митрополитом Исидором прочтена с коленопреклонением молитва к Господу Иисусу Христу о благословении к неосужденному совершению открытия честных мощей угодника Его.
Во святых почиваяй, Всесвятый Господи Иисусе Христе, Боже наш, уже неизреченным Твоим милосердием благоизволил еси показати нам честные мощи угодника Твоего святителя Тихона, освяти нас грешных и недостойных рабов Твоих; и благослови нас неосужденно касатися честных мощей Его и показати я людям Твоим, всевожделенно желающим видеть их. Ей, Господи, не посрами нас в деянии нашем, но сотвори, да совершенно умилится сердце наше, и да мы вси, зряще святую жизнь и прославление угодника Твоего, сами соделаемся и пребудем святи Тебе, Господу нашему и Богу, молитвами Его и твоей неизреченной благодатью. Твое бо есть святити нас, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим и Всеосвящающим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
За сим, при умиленном и протяжном пении псалма: "Помилуй мя Боже", начался торжественный крестный ход из главного собора, западными дворами, по южной стороне оного, в теплую церковь, где покоились св. мощи.
По вшествии в церковь воспет псалом "Благословлю Господа на всякое время". Митрополит кадил св. престол, св. иконы, св. мощи и предстоящих. Потом все архиереи и священнослужители, назначенные к несению св. мощей, стали вокруг гробницы. Митрополит, окропив св. водой гробницу святителя, лентионы, приготовленные для поднятия гроба и покровы для св. мощей, читал с коленопреклонением молитву к святителю и чудотворцу Тихону, прося его милости ко всем с верой к нему прибегающим:
Угодниче Божий! Святителю Отче Тихоне, призри с высоты святыя на нас смиренных, грешных и недостойных братий Твоих и чад, рабов Господа Бога нашего Иисуса Христа, пришедших подьяти нечистыми и грешными руками нашими честныя и святыя мощи Твоя, да почивают они пред очами всех людей возлюбленного Тебе православного земного отечества, России; да воспоминают они всем нам святыя Твоя наставления в вере; паче же в жизни по святой вере: да вси православнии людие поклоняются Тебе, святителю Божий, и Ты моли Христа Бога нашего, да никто же от прибегающих к тебе отидет тоще, но да устроится всякому, с верой к Тебе притекающему и просящему Твоея помощи, - полезное и благое ко спасению. Всем же нам, пришедшим прияти всечестныя мощи Твоя, моли Господа Бога нашего, освятитися и пребыти отныне в нерушимей святости вся дни жизни нашея. Аминь.
По прочтении молитвы архиереи стали на своих местах при раке, а семь архимандритов и пять иеромонахов приблизились к гробнице и стали поднимать металлическое надгробие.
От потрясения тумбы послышался металлический звук, и все предстоящие устремили внимание и взор на гробницу. Настала всеобщая тишина. Скрип и глухой треск поднимаемого надгробия потрясал как бы электрически душу и тело. Восторженная радость и слезы умиления смешались вместе в действовавших и присутствовавших.
По снятии надгробной, пятнадцати пудового веса, тумбы и верхней крыши, на которой чеканкой изображен святитель Тихон, митрополит снял печать и шнур, опоясывающий гробницу, прочие архиереи подложили под нее лентионы, и с сослужащими подняли гробницу (раку), при многократном и непрерывном пении всего духовенства: "Господи, помилуй!" Перенесли гробницу на средину церкви и поставили на устроенное возвышение; после сего возложили на оную покровы и сверх их архиерейскую мантию святителя Тихона.
Архиереи и все сослужащие, став на свои места, воздали благоговейное чествование новоявленному чудотворцу земным поклонением.
Благоговейное внимание народа и пламенное моленье выражалось шепотом их уст, крестным знамением или прижатием рук к груди, иногда взыванием: "Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!"
Началось молебное пение святителю. После молитв "Царю небесный", Трисвятой песни и "Отче наш", совершено каждение окрест св. мощей но чину святительскому; после того, при пении тропаря святителю Тихону:
От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою и смирением: тем же и вселился еси небесные обители, идеже предстоя престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.
Архиереи и все сослужащие и присутствовавшие снова поклонились святителю до земли. По возгласе митрополита: "С миром изыдем!" начался крестный ход со святыми мощами около алтаря и северной стороны Богородичного собора, в следующем порядке: причетники с фонарями; причетники с запрестольными крестами; причетники с хоругвями по два в ряд (30 пар дьяконов и 70 пар причетников); два послушника с большими свечами; дьякон с кадилом; священники с иконами по два в ряда (до 80 пар); иеромонахи с иконами так же; протоиереи с иконами так же; хор певчих по два в ряд; два дьякона с кадилами; священник, кропящий путь; два протоиерея с чудотворной иконой; два дьякона с кадилами; два дьякона с дикирием и трикирием; несколько священнослужителей с балдахином; семь архимандритов и пять иеромонахов несли на своих плечах раку со святыми мощами. По бокам их несли свечи и рипиды. За гробницей шли митрополит и три архиерея.
В продолжение крестного хода пели тропарь святителю Тихону.
Сподобившиеся держать священную ношу почитали себя счастливыми, и многие, хотя на один миг и одним перстом, желали коснуться к гробнице. Десятки тысяч народа, помещавшегося на монастырском дворе, плакали от умиления и мысленно лобызали святые мощи.
По обнесении гробницы около собора, внесли оную западными дверями в Богородицкий собор и поставили св. мощи среди церкви, на возвышенном месте, пред алтарем.
Молебное пение святителю продолжалось по церковному чину.
После чтения Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к гробнице, за ними сослужащие и потом народ.
Молебствие заключено возглашением многолетия Государю Императору со всей августейшей фамилией, Святейшему Синоду, властям и всем православным.
Началось малое повечерие. Митрополит, архиереи и старшее духовенство вошли в алтарь и разоблачились, а крестный ход городского собора прежним порядком возвратился в свои церкви.
В шесть часов пополудни начался благовест ко всенощному бдению, которое совершали митрополит, 3 архиерея, 7 архимандритов и протоиереи с прочим духовенством.
После первой кафисмы Преосвященный Иосиф, архиепископ Воронежский, произнес слово, приличное торжеству открытия св. мощей, душеполезное для всех, в настоящей жизни более или менее страждущих, душевно либо телесно.
"Некогда в Иерусалиме была целебная Овчая купель. Но в ней один только раз в год, и один только больной, первый входящий в купель, по возмущении воды Ангелом, исцелялся от всякой болезни, какой бы ни был одержим.
По благодати Христовой ныне здесь, бр. Хр., открылся новый целебоносный источник в святых мощах новопрославленного святителя Тихона. Исцеления, по молитвенному ходатайству святителя Тихона, получались некоторыми и прежде. И они-то послужили и к прославлению святителя, и к открытию мощей его. Но не всем известно было о чудодейственной его помощи, не всем было известно и о нетлении мощей его. Теперь сей многоцелебный источник открыт для всех, возвещен во всеуслышание всем и всюду.
Ищущие помощи от новоявленного угодника Божия в скорбях и злоключениях! Жаждуще исцелений в болезнях душевных и телесных! Притекайте с твердой верой и непоколебимым упованьем на молитвенное ходатайство святителя Божия Тихона - и вы не лишитесь его благовременной помощи! Многие опыты исцелений, послужившие к прославлению его в лике святых Божиих и к открытию святых мощей его, служат ручательством сему.
Но не у всех нас, бр. Хр., крепкая вера, неослабная молитва, твердое упование. Мы и веруем по временам, и оскудеваем иногда в вере; и просим о помощи, и охладеваем в молитвах, и надеемся на помощь свыше, и не имеем постоянного терпения и преданности воле Божией. А потому и не всегда получаем просимое.
Что ж для сего нужно с нашей стороны? Просите и дастся вам: толцыте и отверзется вам,- говорит Господь (Мф. 7:7). Не говорит Господь: "Помолитесь, толкните однажды в дверь, и она тотчас отверзется вам". Но говорит: "Толцыте", ударяйте в дверь милосердия Божия многократно, не переставайте ударять в оную дотоле, пока не отверзется вам. Это не то значит, чтобы Господь не слышал молений наших, не внимал нашим воплям к Нему, не готов был исполнить благих желаний наших. Нет. Он ли, Всеведущий и Вездесущий, не услышит молений чад Своих? Он ли, Премилосердный, презрит, отвергнет вопли искупленных кровью Единородного Сына Его? Господи,- взывает к Нему Пророк,- Господи, искусил мя еси и познал мя еси. Ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча. Стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси. Еще нет слова на языке моем: но - се Ты, Господи, уже знаешь все. (Пс. 138).
Так! Ему известны все моления наши. Ему слышны все вопли наши к Нему. Но Он медлит иногда исполнить прошения наши, не вдруг удовлетворяет желаньям нашим - дабы в нас более и более раскрылась и укрепилась вера, возросла твердая надежда, созрела полная преданность и благопокорливость Ему.
Господь видел в Хананейской жене веру. Но не обращал, по-видимому, на нее внимание, отказал в ходатайстве за нее ученикам Своим, уничижил ее пред всеми даже до псов. Но Хананеянка не охладела в вере, не ослабла в уповании, не поколебалась в Его милосердии при ее уничижении Им. Со смирением сознала она свое недостоинство; но и с крепким упованием возобновила к Нему моления свои. И смиренная ее неотступная молитва увенчалась желаемым успехом. О, жено, велия вера твоя! Буди тебе, якоже хощеши,- сказал ей Господь.- И исцеле дщи ея от того часа. (Мф. 15:28 ).
Будем же, бр. Хр., по учению Господа, ударять многократно в двери милосердия Божия. Будем неумолкно взывать ко святым Божиим о молитвенном их ходатайстве за нас к Богу. И постоянные, неумолкаемые прошения наши не останутся тщетными. Толцыте и отверзется вам.
Но вера наша в помощь Божию и в молитвенное ходатайство за нас святых Божиих преимущественно обнаруживается, равно как и сама помощь Божия и угодников Божиих очевиднее является тогда, когда помощь человеческая становится недостаточной, когда средства обыкновенные оказываются бессильными и бесполезными.
Лежавший при Овчей купели в Иерусалиме 38 лет расслабленный опытно познал и пред всеми исповедовал, что нет человека, который бы ввергнул его первого в купель по возмущении воды Ангелом. И Господь не замедлил явить ему чудодейственную свою помощь. Востани, возми одр свой и ходи. И абие здрав бысть человек. (Ин. 5:8, 9).
Не так же ли и между братьями нашими открывается чудодейственная сила благодати Христовой через святых угодников Божиих?
В болезнях обыкновенно прибегают прежде ко врачам. Употребляются все возможные средства к уврачеванию. Средства естественные оказываются иногда недостаточными и бесполезными. Болезни оными иногда не врачуются, а более и более усиливаются. Здоровье истощается. Тогда-то наипаче пробуждается вера, возрождается упование на помощь свыше. Притекают действительно к помощи святых Божиих, вопиют к ним с верой и с единственной на них надеждой. И чудесное исцеление является во всей силе и славе своей. Больные почасту не постепенно, со дня на день, но иногда вдруг, в короткое время, исцеляются совершенно, и прежде немощные возвращаются в дома свои здравыми.
Да не теряем же, бр. Хр., надежды на всесильную помощь Божию и святых Божиих и в трудных обстоятельствах жизни! Да укрепляемся паче и паче верой в опасных случаях болезней! Да вопием чаще и чаще о подкреплении нас свыше всесильной благодатью Христовой, когда менее всего видим помощи и содействия от подобных себе! И упование, по Апостолу, не посрамит.(Рим. 5: 5).
Но и при твердой вере и крепком уповании на всесильную помощь Божию, и при искреннем молении и частом обращении к угодникам Божиим иногда не вдруг, не в скорое время, получается исцеление телесное, не тотчас изьемлются от обдержащих скорбей и бедствий. Иногда оставляются оные на продолжительное время, а иногда - до самой смерти. К чему и для чего?
Есть в нас, бр. Хр., болезни телесные, есть и душевные. Душевные болезни тяжелее и опаснее телесных. Телесные болезни видимы и ощущаемы, а болезни духовные часто нами бывают незамечаемы, не сознаваемы. Если же и замечаются, то не всегда благовременно врачуются. Если же мы иногда и удерживаемся от худых порывов, нечистых пожеланий, от порочных действий, то корень зла может глубоко крыться в душе нашей.
Какая болезнь зачинается в душе нашей? Одна ли способность или наклонность поражается оной, или вся душа заражена язвами греховными? Глубоко ли грех проник во внутреннее души нашей или только слегка, так сказать, поверхностно касается оной?
Какими скорее и удобнее средствами уврачевать оную? Болезнями ли телесными или внешними злоключениями? Легкими или тяжкими? Внезапными или предусматриваемыми? Кратковременными или продолжительными?
Когда и как положить конец врачеванию душевному и телесному? В определенное ли время земной нашей жизни, или продлить оное до исхода души нашей из тела сего?
Все это ведомо не нам, пристрастным и маловнимательным к самим себе, а наипаче испытующему сердца и утробы наши Богу. Он, как Творец и Промыслитель наш, вполне ведает, каков наш состав, к чему мы способны и к чему мы Им предназначены. Он, как премудрый и премилосердный Искупитель и Спаситель наш, не попустит искусится нам паче, нежели сколько можем. (1 Кор. 10: 13).
Если не даст Он нам исцеления от болезней, не избавит Он нас от обдержащих нас бед и напастей; то подаст несумнительно нам, при наших вопияниях к Нему, достаточные силы к благодушному перенесению оных; дабы чрез самые страдания наши приобщить вас к спасительным Своими страданиями; дабы самое терпение наше, при Его благодатном содействии, вменит нам в заслугу на суде Божием, и дабы увенчать нас за сие вечной славой в небесном Своем царствии. В терпении вашем стяжите души ваши. (Лк. 21: 19).Претерпевый до конца, той спасен будет,- говорит Господь. (Мф. 10:22).
Терпением убо да течем (Евр. 12:1), бр. Хр., по указуемому нам Промыслом Божиим поприщу жизни! В болезнях, в скорбях, в теснотах, в злоключениях, взывая от души к Богу о помощи, да покоряемся с сим вместе с благодушием и преданностью всесвятой и вседержавной воле Его! Он, Премудрый и Премилосердный, якоже хочет и ими же весть судьбами, да спасет души наши и да введет в небесное Свое царствие, молитвами новоявленного святителя и чудотворца Тихона! Аминь".
По второй кафисме митрополит, архиереи и сослужащие вышли на средину церкви к гробнице. Когда запели: "Хвалите имя Господне", все сделали земной поклон святителю Тихону, и митрополит приступил к открытию св. мощей.
Это была одна из самых торжественных минут; в храме водворилось глубокое безмолвие. С величайшим вниманием и благоговением, удерживая, можно сказать, самое дыхание, все ожидали открытия святых мощей.
Митрополит, сотворив крестное знамение, отпер верхнюю доску гробницы, которая была заперта внутренним замком, и поднял верхнюю крышу.
Архиереи, архимандриты и иеромонахи приблизились к гробнице и вынули вложенный в оную настоящий гроб со святыми мощами, который и оставили посреди церкви, а гробницу приняли в сторону и поставили на место, приготовленное для всегдашнего пребывания св. мощей, под великолепным балдахином, на левой стороне храма. Служащие и весь народ воздали святителю земное поклонение. В церкви распространилось благоухание, услаждающее душу.
Гроб, в коем почивает святитель Тихон, сделан из простых досок, неокрашенный, без верхней доски.
Вслед за сим митрополит, архиереи и духовенство, заняв свои места, начали хвалебную песнь: "Величаем тя, святителю отче Тихоне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!" Песнь сия повторилась на клиросах, и в то же время и началось каждение святителю. Митрополит и три архиерея в ряд обходили кругом св. мощи со всех четырех сторон и кадили оные троекратно; потом все вместе кадили алтарь и св. иконы. Во время их каждения на обоих клиросах продолжалось величание. Митрополит и архиереи, возвратясь к прославленному угоднику Божию, воспели опять величание.
По Евангелии прикладывались к св. мощам: митрополит, архиереи, духовенство и народ.
Все преосвященные, стоя на возвышенном месте по углам гроба со св. мощами, помазывали освященным елеем подходящих богомольцев.
Всенощное служение окончилось в час пополуночи.
Тринадцатого августа литургия началась в 9 часов 30 минут. Совершали ее: митрополит, 3 архиерея, 7 архимандритов, протоиереи и иеромонах, в числе 24 человек.
На малом входе со святым Евангелием, при пении "Придите, поклонимся и припадем ко Христу", сослужащие священнослужители подняли гроб со святыми мощами и внесли его через царские двери в алтарь, где поставили на горнее место, лицом к престолу; глава была возвышена. Святитель как бы вступил в начальствование Воронежской паствой и обителью, в которой смиренно провел последние годы своей жизни. Митрополит и 3 архиерея стояли по сторонам его, как сослужащие. В продолжение всей литургии иподьяконы держали над святителем, с обеих сторон, рипиды, дикирии и трикирии.
В обычное время митрополит произнес с одушевлением и с сердечной теплотой слово, вполне соответствующее духовному значению праздника по своему содержанию и силе. В нем, в кратком очерке, и представлен весь дух святителя, его деятельность на пользу других и личные труды, и подвиги, которыми он снискал блаженство вечное и привлек на себя обилие благодати Божией, изливающееся в чудотворениях. Все сие представляется в слове архипастыря, как основание прославления святителя Тихона и как образец для подражания христианам всех званий и состояний.
Никтоже, светильника вжег, покрывает его сосудом или под одр подлагаеть: но на свещник возлагает, да входящии видят свет (Лк. 8:16).
"Горел и здесь светильник, поставленный Богом, - и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия. Как путеводная звезда, он указывал истинный путь жизни и спасения во Христе Иисусе Господе нашем. То был великий святитель Воронежский и Елецкий - достоблаженный Тихон.
Не могла не понимать Воронежская паства великой милости Господа, пославшего ей доброго пастыря, по сердцу Своему (Иер. 3:15 );видя добрые дела его, она прославляла Отца небесного. Поистине это был свет мира (Мф. 5:14), соль земли (Мф. 5:13). С любовью внимали слову его пасомые, когда святитель Божий восседал на епископском престоле. С глубокой скорбью и слезами проводили любвеобильного отца, когда он, влекомый духом, сошел с архиерейской кафедры и уединился в скромную Задонскую обитель, чтобы утомленному заботами и трудами духу дать некое успокоение и в безмолвии посвятить себя сокровенным подвигам строгой иноческой жизни.
Но никтоже, светильника вжег, покрывает его сосудом. Время истинного покоя для служителя Христова еще не наступило. Изменилось только поприще труда. Как не может град укрытися, верху горы стоя (Мф. 5:14): так невозможно праведнику, стоящему на высоте добродетелей, укрыться от людей, ищущих просвещения и руководства в жизни по духу. Его найдут и в пустынях, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных. Ибо свет везде светится, куда бы рука Божия ни переставила светильник. И слава людей Божиих тем сильнее привлекает сердца, чем более они смиряют себя пред Богом и людьми. Как благовонная масть, в каком бы ни находилась сосуде, распространяет вокруг себя благоухание: так святость жизни, под каким бы покровом ни скрывалась, духовно благоухает и услаждает всех, способных ощущать благодать духа. Смиренный Тихон не замечал, а благоговейные чтители его назирали все стези его, слагали в сердце и передавали другим все слова его, старались узнать даже сокровенные дела и подвиги его, в назидание себе и потомкам. Ничем не возмутимая кротость, благодушное терпение всякого рода лишений, искушений, огорчений, строгость к себе и отеческое снисхождение к немощам других, живое и сердечное сочувствие ко всем нуждающимся и скорбящим - все в нем наставляло на стезю заповедей Господних. Удивительно ли, что скромная келия сего земного Ангела сделалась и училищем благочестия, и врачебницей от недугов душевных, и прибежищем для всех, жаждущих просвещения, назидания, утешения, вразумления и совета! Как елень на источники водные, стремились к нему не только обитатели мест ближних, но и отдаленных. Одно лицезрение любимого пастыря, одно благословение избранника Божия вливало в сердце радость, сугубо вознаграждало труд.
Если любовь пасомых так заботливо искала доброго своего пастыря и в уединении, то не паче ли любовь самого пастыря, готовогоположить душу свою за овцы, совоздыхала о всех чадах его во Христе, о всех, требующих помощи и молитвенного заступления? Чем более воспламенялось сердце его любовью к сладчайшему Искупителю, пролившему кровь Свою за спасение людей, тем более оно расширялось, чтобы объять всех, искупленных дорогой ценой, чтобы всех привлечь ко Христу. Господу Богу ведомы сокровенные от мира подвиги раба Его, теплые и неусыпные молитвы, воздыхания и слезы, какие он втайне проливал о спасении всего мира, о взыскании грешников, оставивших путь правды.
Отчасти знаете и вы от отцов ваших, какое богатство благости расточала повсюду эта боголюбивая душа. Неоцененным счастьем для себя почитал тот, кто удостоивался принять святителя в дом свой и насладиться его беседой; ибо слово его было всегда во благодати, солью растворенно (Кол. 4:6), и давало благодать слышащим (Ефес. 4:29). Но, чуждаясь славы земной, довольный в нищете, он не любил обременять собой славных земли. Сердце всегда влекло его в домы плача, чтобы с плачущими плакать (Рим. 12:15). Милосердный, он отказывал себе в необходимом, чтобы облегчить участь страждущего. Сострадание к несчастным до такой степени занимало душу его, что, садясь за скудную свою трапезу, обливал ее слезами, воображая, что многие и того не имеют. Старались некоторые своими приношениями облегчить собственные нужды святителя; а он все приносимое тайно отсылал в Елец к заключенным в темнице!
Жизнь угодника Божия была истинным светом и благословением Божиим для здешней страны.
Приспело время - подвигом добрым подвизавшийся святитель течение скончал. Делателю винограда Христова подобало явиться к Домовладыке, да восприимет мзду свою.
Угас ли светильник? Или вместе с сосудом, его носящим, окончательно скрыт под тяжким покровом могилы? - Нет. Он перенесен на свещник к престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного.
Любовь к почившему доброму пастырю подвигла чад его описать все деяния его, собрать и предать письмена все душеспасительные поучения сего нового Златоуста. И дух великого Тихона, с распространившимся повсюду словом его, осенил всю Россию. Жаждущие духовной мудрости, знатные и незнатные, образованные и необразованные, почерпают из сего обильного источника и свет для ума, и живительную пищу для сердца. Даже иноверцы отдаленных земель перелагают на свой язык слова Тихона богомудраго [77]. Так далеко простерлись лучи светильника, пренесенного от земли на небо!
Особенной благодатной силой дух святителя Тихона проявлял себя в сей земной обители, удостоившейся хранить священную плоть его. Со дня блаженной кончины праведника отовсюду начали притекать ко гробу его страждущие различными недугами душевными и телесными, прося молитвенного ходатайства у престола Божия. И вопль их к сострадательному отцу и другу несчастных не был напрасен. В течение семидесяти восьми лет [78], молитвами угодника Божия, столько болящих получили исцеление, что слава чудотворений обтекла все отечество наше. Не сомневаясь в святости Чудотворца, православные чада Церкви верили, что Господь не дал и плоти преподобного Своего видети истления (Пс. 15:10). Единодушное повсюду слышалось желание сподобиться узреть целебоносные мощи великого ходатая нашего пред Богом.
И молитва веры услышана.
Чудным образом совершилось откровение воли Господней. Когда разобран был ветхий храм, под алтарем коего почивали мощи святителя, и приступлено было к сооружению нового; оказалось необходимым разобрать и надгробие и могильный склеп. Это и послужило к обретению мощей святителя и к удостоверению в их нетлении. Ужели это случайность? Нет. Люди сделали то, чего хотел Бог. Подобало в точности исполниться слову Христову, что возжженного светильника не поставляют под спудом, но на свещнике, да светит всем, иже в храмине суть (Мф. 5:15).
Следуя указаниям Промысла Божия, святая Церковь тщательно собрала ясные свидетельства о чудотворениях, благодатью Божией совершавшихся по молитвам святителя Тихона, и несомненно удостоверившись в нетлении многоцелебных мощей его, соборным определением, с соизволения благочестивейшего государя императора Александра Николаевича, положила открыть их для общего благоговейного поклонения во славу Господа, дивного во святых Своих, и в утверждение святой Православной нашей веры.
Слава Тебе, Владыко всемилостивый, даровавшему Церкви своей новое ограждение и украшение, Державе Российской покров и утверждение, всем православным христианам скорого помощника и заступника!
Во свете светильника Божия да узрят свет входящии в храм сей, и да научатся, что есть благоугодно Богови (Еф. 5:10). Лучезарный образ святителя Тихона покажет пастырям и учителям, како подобает в дому Божии жити (1 Тим. 3:15) и искусна себе поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины (2 Тим. 2:15). Иноки найдут в нем правило воздержания и чистоты, кротости и смиренномудрия, терпения и нестяжания. Все, хотящие спастись, увидят в нем назидательный пример, как любяй Бога любит и ближнего своего (1 Ин. 4:21) - любит до самоотвержения, особенно меньших братий Христовых, алчущих и жаждущих, нагих и бесприютных, стенающих в скорбях, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах.
Да узрят свет истины и те несчастные братия наши, которые, удаляясь от Православной Церкви - источника воды живой, искапывают себе кладенцы сокрушенные, и, несмысленно ревнуя о старине, не разумеют, что не старая или новая буква, а дела веры и любви поставляют нас пред Богом.
Тако да просветится свет твой пред человеки, святителю Отче наш Тихоне, яко да видят святую жизнь и богоугодные дела твоя, и прославят Отца нашего, Иже на Небесех (Мф. 5:16). Аминь".
По окончании литургии честные мощи свт. Тихона изнесены из алтаря прежним порядком и поставлены на уготовленном для них месте посреди храма. Пред св. мощами началось молебное пение. Служащие и весь народ держали зажженные свечи.
При пении тропаря святителю Тихону поднят был теми же священнослужащими гроб со св. мощами и поставлен на предварительно устроенные для того носилки; священнослужащие подняли их на плечи, и обычным порядком начался крестный ход со св. мощами вокруг монастырских стен, при колокольном звоне в монастыре и в городских церквах. В предшествии св. икон, собор духовных длился на полверсты. Во время крестного хода шествие останавливалось на четырех сторонах для совершения литии, продолжался молебен, и путь окроплялся св. водою.
Крестный ход с мощами свт. Тихона вокруг обители, в которой он подвизался, в которой почил от трудов своих и за труды воспрял прославление от Господа Бога, - представлял поразительное, до глубины души потрясающее зрелище! Кто сам не был свидетелем этого великого торжества, тому никакое описание не может передать не только тех благодатных впечатлений, какие он производил в душе каждого участвовавшего в священном шествии, но даже и внешней торжественности, которая невольно поражала зрителя.
Весь монастырский двор, все кровли и ограды различных монастырских зданий были унизаны народом. Высокая монастырская колокольня с стоявшими на кровле ее по всем выступам, решеткам и отверстиям, представляла собой украшенную живую пирамиду из людей; в некоторых местах ее из стоящих снаружи людей образовались как бы пояса, опоясывающие 4-х этажную колокольню в разных, возвышенных на несколько сажень от земли местах. Острая монастырская ограда, в несколько аршин вышины, также унизана была народом, который сидел на ней, держась друг за друга. Нельзя не подивиться усердию и терпению простолюдинов: они заняли эти места, слишком неудобные для сидения, с пяти и шести часов утра, и сидели на них непрерывно до второго часа пополудни. В большом монастырском саду народ помещался на деревьях и висел, держась за сучья. В городе на многих домах были разобраны черепичные крыши и народ помещался на чердаках; на кровлях стояли на коленях, - все с горящими свечами. Вся сплошная масса народа представляла как 6ы одно тело, проникнутое одним духом любви и усердия к святителю и благодарности к Богу, прославляющему Своего угодника.
Как только вынесли честные мощи свт. Тихона из церкви, прекратилось всякое движение в народе, воцарилось глубокое молчание, и молитвенное внимание всех обратилось к святителю. Многие плакали, рыдали, иные стояли на коленях, другие с воздетыми к верху руками. Многие ощущали в дальнем расстоянии благоухание. По мере приближения крестного хода в разных местах слышались возгласы: "Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!"
Народ бросал убрусы, полотна, платки и деньги по всему протяжению крестного хода, устилая приношениями путь, где следовало проносить мощи святителя. Некоторые, не имея при себе приготовленных вещей, снимали с себя одежду и бросали: вуали, шляпы, бурнусы, пояса, шапки, жилеты, кафтаны и шинели. Деньги бросали, завернув их в угол платка или полотенца. Принявший такую посылку часто влагал в другой угол от себя серебряную или медную монету и через головы перебрасывал далее. Простолюдины искренно верили, что приношения их достигают самого святителя Тихона.
Со второй половины крестного хода жертвования сыпались, как дождь. Один из народной массы, быв в дальнем расстоянии от дороги крестного хода, бросил чрез головы других кусок холста. Пример этот возбудил подражание, и с отдаленных мест стали кидать холстину, полотенца, деньги, кушаки, пояса, кафтаны, шапки, бурнусы, кички. Все это делалось от теплой веры и усердия к святителю; усердие так было велико, что, казалось, народ готов был собой устлать путь, где были несены св. мощи, да целебный гроб великого угодника Божия осенит некоего от них (Деян. 5:15). Вещей было накидано на протяжении версты или более на пол-аршина толщины и на 10 аршин ширины, так что путались между ними ноги несших св. мощи и участвовавших в шествии. После крестного хода было собрано одного холста более 50 тыс. аршин, платков несколько тысяч, медных и серебряных денег 600 рублей и множество разного платья [79].
Крестный ход возвратился в собор и мощи свт. Тихона вложены в гробницу (раку), в коей он почивал, и поставлены по левую сторону церкви.
По установлении раки с св. мощами архидьякон возгласил: "Паки и паки, преклонше колена, святителю и чудотворцу Тихону помолимся!" Лик воспел: "Святителю и чудотворче Тихоне, моли Бога о нас!" Митрополит прочитал пред св. мощами молитву святителю.
О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче святителю Тихоне, услыши нас с верой призывающих Тя и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей Твоих. Поминай нас у престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу: Тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Вемы, яко грехи наши разлучают между нами и Тобою, и недостойны есмы толикого отца и ходатая. Но Ты, быв подражатель человеколюбия Божия, непрестани вопия о нас ко Господу: испроси предстательством Твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, на земле воинствующей, пастырям ея силу ревностно подвизатися о спасении людей, Благочестивейшему Государю нашему Императору Александру Николаевичу благопоспешение в устроении благоденствия царства Его, и всему Августейшему Дому милость Божию и долгоденствие. Умоли Небесного Отца и всем нам подати дар коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцам благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблудшим исправление, бедствующим благовременную помощь. Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово в благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой, и Царствия Небесного наследником быти, идеже Ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
По обыкновению возглашено было многолетие. Затем прикладывались к святым мощам духовные и светские.
Митрополит, архиереи и прочее старшее духовенство в мантиях вышли из собора. Первосвятитель благословил приготовленную на монастырском дворе трапезу для богомольцев, ходил по рядам между столов и окроплял св. водой пищу. Простолюдины протягивали руки с хлебом для благословения и почитали особенной радостью принимать в пищу хлеб, окропленный чрез митрополита святой водой. Кроме сей трапезы для неимущих, на несколько тысяч человек была приготовлена пища в городе и в странноприимном доме, близ Задонской обители.
После сего митрополит возвратился в свои покои. К обеденному столу его были приглашены старшее духовенство и многие гражданские лица.
Колокола во всем городе звонили целый день и разносили духовно радостное торжество по окрестностям.
Благоговейные чувствования православных к святителю Тихону не оставили святым мощам его покоиться без должного благолепия. При самом открытии св. мощей явились значительные приношения на устройство серебряной раки и богатого над ней серебряного же навеса. Один из жителей Екатеринославской губернии пожертвовал на сие 16 000 рублей; Елецкие купцы, всегда чтившие память святителя, изявили желание прислать на сей предмет 12 000 или более. Можно надеяться, что посильные приношения будут и из других мест России.
Отправив всенощное бдение 14 августа и литургию в день Успения Божией Матери, Высокопреосвященный митрополит в тот же день выехал из Задонска в Петербург, а вслед за ним выбыли архиереи в свои епархии.
Так совершилось радостное для Православной Церкви - открытие святых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Тихона - событие, ожидаемое православными несколько десятков лет и для всех нас духовно радостное и вожделенное.
К чести русских людей должно отнести, что во все время радостного торжества не было в городе ни малейшего беспорядка при столь многочисленном стечении народа, не видно было ни ссор, ни пьяных, не было слышно о каком-либо воровстве, - вся масса одушевлялась одним молитвенным настроением, усердием и благоговением к святителю, столь всем чтимому.
Благословение Господне осеняло Задонскую обитель и пребывавших в ней во время празднества. Ясно выразилось сие обилием чудотворений и благодатных исцелений неизлечимых болезней, также благополучным состоянием народного здравия: из массы более 300 000 человек, в числе коих было привезено множество тяжкобольных, было много престарелых обоего пола простолюдинов, испытавших в пути до Задонска много трудностей и лишений и живших в продолжение празднества под открытым небом дни и ночи, на скудной пище, - умерших с 8 по 17 августа было только 3 человека, а освободившихся от неизлечимых, душевных и телесных, болезней насчитывают более 200 человек, кои возвратились в домы здоровыми, славя Бога и новоявленного чудотворца; не говорим о благодатных дарах невидимых, о коих знает точию Дух Святой и сподобившиеся получить их.
Здесь мы прекратим на короткое время летопись событий, собственно в Задонске совершившихся и обратим внимание на всю Православную Церковь Русскую. Открытие св. мощей было торжеством всей отечественной Церкви и встречено благочестивыми чадами ее с живейшими чувствами благодарности к Богу и с горячим молитвенным усердием к святителю Тихону. Оно совершилось 13 августа, которое пришлось в день воскресный. Благовременно знали об этом во всей России. Из разных мест получены известия, что по городам и селам в день открытия св. мощей совершены были по особо изданной службе [80], а где ее не было, по Общей Минее, всенощное бдение, божественная литургия и молебное пение в честь и прославление святителя Тихона. Было заметно, что в этот день к службе Божией собралось верующих несравненно более, чем в обыкновенные воскресные дни. Спешили побывать в храмах Господних и те, которых в другие недельные дни отвлекали от него необходимые, не зависящие от произвола занятия. Епископы и священники говорили поучения, исполненные разума и силы, объясняющие смысл благодатного события и внушающие верующим стремиться по примеру святителя к достижению Царства Небесного. В иных местах читали житие святителя, представляя его жизнь и добродетели в назидание верующим. А многие пастыри, издавна любившие творения свт. Тихона, произносили собственные его поучения, в которых святитель как бы сам лично поучал предстоящих в вере и добродетели. Народ с особенным усердием молился, падал на колени, многие от радости плакали, когда молитвы к новоявленному угоднику Божию огласили храмы.
В маленьком селении на высотах Валдайских гор, на берегу довольно большого озера, близ Иверского монастыря и города Валдая, - в селе Короцком (Новгородской губернии) открытие св. мощей праздновалось с отличительными особенностями и поразительным благоговением. В Короцке две церкви: одна большая, каменная, существующая с недавнего времени, другая небольшая, деревянная, ветхая, во имя Покрова Божией Матери, построенная около ста лет назад на месте Покровской же церкви, в которой, как полагают, свт. Тихон в юности своей положил начало благоугождения Богу. В каменной церкви до сего времени хранится помянник, писанный родителем свт. Тихона. Близ этой же церкви находится и могила его отца, также деда - Короцкого причетника Кирилла и жены его Гликерии. Местные жители из благоговейной памяти к святителю Тихону всегда поддерживали деревянный храм, и до ныне, несмотря на то, что он стоит уже около ста или более лет, снаружи эта церковь, как новая, внутри же остается заметным древнее ее благолепие. В Короцком околодке издавна о святителе не иначе говорят, как: "Это наш Батюшка, угодник Божий, наш святитель! Разные предания о его юности, бедности и благочестии считаются священными и хранятся с особенной заботливостью в непрерывной линии его сродников, служивших в духовном звании при церкви Короцкой, и ныне пономарем той церкви правнук его Прокопий.
Скоро после блаженной кончины святителя стали являться в селении Короцком богомольцы из ближних и отдаленных мест. Они служили панихиды о блаженном упокоении святителя, его родителей и сродников. Литию, обыкновенно, пели на могиле родных его. Поэтому, когда прошел слух, а потом последовал указ о причислении святителя Тихона к лику святых, то накануне торжественного открытия св. мощей его в Короцк, без всякого особенного предварения, ко всенощному Богослужению, стеклось из окрестных стран множество богомольцев: граждан и поселян, пожертвовавших для сего самым драгоценным временем для сельских работ. А в самый день праздника, 13 августа, с раннего утра, по дороге, ведущей из Валдая в Короцк, тянулась сплошная масса населения Валдайского. Все пространство от города до села, на расстоянии 5 верст, было покрыто богомольцами, все почти пешими; многие вели за руки и на руках несли детей. Трехпрестольный, довольно обширный храм и все пространство вокруг него до тесноты наполнены были народом. Всех богомольцев насчитывали несколько тысяч человек.
Божественная литургия совершена настоятелем ближайшего к Короцку Иверского монастыря, архимандритом Лаврентием, соборно с городским и монастырским духовенством, по вновь составленной Службе. По окончании литургии вынесена была на средину церкви и возложена на аналое икона, изображающая святителя Тихона, присланная в Короцкую церковь из Задонского монастыря еще в 1852 году. Перед ней совершено торжественное молебствие новому Чудотворцу. В песнопениях прибавлялось слово "наш" - "Святителю отче наш Тихоне, моли Бога о нас!" Этим выражалось воспоминание о его рождении и начальной жизни на той почве земли, где ныне приносится к нему всенародная хвалебная песнь. С умилением православные стремились взглянуть на икону святителя, с горячим усердием вознося моления свои к Чудотворцу, ликующему на небесах и ходатайствующему за нас пред Богом в Царствии Небесном.
В начале молебного пения открылся крестный ход с хоругвями и св. иконами, в полном благолепии православного Богослужения. Икона святителя Тихона была водружена на носилках, чтобы из толпы народа даже малое дитя не было лишено утешения созерцать лик его и тем с большим усердием поклоняться ему. Между другими иконами, сопутствующими образу святителя, были две особенно досточтимые: древняя чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы, оставшаяся от монастыря, бывшего недалеко от Короцка более двухсот лет тому назад, и почитаемая явленной - икона св. мученицы Параскевы. Во время крестного хода погода, как и в Задонске, стояла прекрасная, солнце сияло во всей красе, и только вечером набежала тучка и воздух освежился непродолжительным мелким дождем. От многолюдства и того настроения, которым все одушевлены были, шествие тянулось медленно, и это обстоятельство давало возможность неудержимому усердию всех присутствующих нести св. икону и, по обычаю православных, подходить под ее осененье. Во все продолжение праздника, при тесноте в храме и неудобстве крестного пути, усеянного по окружности храма могилами, надгробными крестами и памятниками, среди богомольцев царствовали мир, тишина и порядок, соответствовавшие внутреннему настроению общества. Все были до глубины сердца проникнуты особенным чувством, которого ничто внешнее не нарушало. Это было - одушевленное чувство благоговения к новоявленному, родному для Короцких обитателей чудотворцу, о котором здесь все напоминало, и, так сказать, гласно проповедовало. Крестное шествие следовало по местности, по которой в свое время ходил святитель, мимо того старинного и ветхого храма, в котором он на клиросе читал и пел, подле могилы его родителя, на которой, конечно, не раз слезно молился и горько плакал он, вместе с матерью, братьями и сестрами, оставленными в сиротстве и бедности.
Но самая трогательная минута в крестном ходу была та, в которую совершена была лития о блаженном успении родителей и сродников свт. Тихона. Священнослужащие, со всех сторон окруженные народом, остановились под древней высокой, ветвистой сосной, сверху уже усыхающей. Здесь, в скромной могиле, покоится прах родителя свт. Тихона. Жители Короцка, незадолго до открытия св. мощей, обозначили это место, утвердив на нем столп с простой надписью: "На сем месте покоится родитель свт. Тихона". Вдруг торжественное славословие было заменено надгробными молениями о блаженном успении рабов Божиих, родителей святителя - Саввы, Домникии и всех их сродников. Священнослужащие и богомольцы чувства искреннего умиления обнаружили слезами. Трогательно и сладко было молиться за родителей и родных, коих чадо и сродник предстоит пред престолом Царя славы и молится о душах наших!
По возвращении крестного хода в церковь и совершенном окончании службы, усердие Короцких жителей и пришельцев выразилось множеством молебных пений в честь святителя, во время которых все с благоговением прикладывались к его иконе. Таким образом, Короцк и Задонск, разделенные между собой значительным пространством, в духе благочестия навсегда соединены, ближайшим образом, своими отношениями к святителю Тихону. В Короцке святитель родился, был возрожден в купели св. крещения и до 14 лет своей жизни проходил в неизвестности для мира первоначальный путь спасения. В Задонске тринадцать лет он неутомимо подвизался ради спасения себя и других, окончательно совершил путь спасения и, оставив мир сей, перешел в вечные обители Отца небесного. В Короцке покоится прах его предков: родителя, сродников и, быть может, друзей по благочестию. На земле Задонской, в Богоспасаемой обители, почивают во благоухании святыни нетленные и многоцелебные его мощи. Если святитель Тихон, по месту последних своих подвигов, блаженного успения и открытия св. мощей именуется Задонским,- то, по месту рождения и первоначального духовного преспеяния, святое имя его славит Новгородский край. Вот почему после Задонска нигде открытие св. мощей его не было совершено с такой радостью и усердием, с такими особенностями, как в селении Короцком. Торжество это навсегда останется памятным для жителей Короцка и окрестных мест. По всей вероятности, для них 13 августа сделается днем праздника, в который, по примеру Задонска, ежегодно повторяться будет торжество, совершившееся в 1861 году.
Обозрев кратко торжество открытия св. мощей, как оно совершено было по всей России и на месте рождения святителя Тихона, возвратимся мыслью нашей опять в Задонск и посмотрим на те дары благодати Божией, которые Господь Бог излил на верующих по молитвам новопрославленного угодника Своего.
Милосердный Господь благоизволил прославление святителя Тихона, при открытии честных его мощей в Задонской обители, ознаменовать на сем месте чрезвычайными дарами Своей благости и всемогущества. Множество больных тяжкими и неизлечимыми недугами получили совершенное выздоровление, некоторые слепые от рождения прозрели, немые получили дар слова. Обилие благодати Божией было осязательно для всех. Нередко случалось видеть, как несколько человек несли расслабленного, болящего, или бесноватого, часто со сведенными руками, ногами или с поврежденными другими членами тела, к раке святителя Тихона, и лишь только страждущего прикладывали к святым мощам - ему посылалось свыше выздоровление.
Чудотворения совершались всенародно, на глазах всех, и в действительности исцелений никто не мог усомниться: так они были явны и поразительны! Чувства радости, удивления и благодарения Господу были всеобщи в многочисленных свидетелях благодатных явлений.
Даров милосердия Божия, преподанных во дни народного собрания, для прославления святителя Тихона, по возносимым к нему молитвам исчислить невозможно; в массе, превышающей три сотни тысяч людей, были непрестанные явления чудотворений. Большая часть людей, получивших исцеление, возвращались в дома свои, благодаря Бога и не почитая нужным или не осмеливаясь, по робости, объявить начальству о милости Божей, сказывали о том лишь тем лицам, кои находились вблизи их.
Некоторые только из освободившихся от увечья, недугов и болезней, ревнуя о славе Божией и новоявленного угодника Божия, явились к начальству и объявили о выздоровлении. Их показания были записаны на месте, и в настоящее время, со всеможной тщательностью, проверяются и пополняются подробнейшими сведениями, собираемыми от самих исцеленных и от свидетелей как прежнего болезненного их состояния, так и исцеления.
Были случаи, что объявление об исцелении делалось по особенному, внутреннему голосу. Так, один старик 68 лет, не владевший два с половиной года правой рукой и правой ногой от паралича, у которого и шея была скривлена на ту же сторону, приложившись к мощам свт. Тихона 13 августа, получил исцеление и свободно пошел домой, в Тульскую губернию, не объявив о сем, кому следовало. Пройдя 40 верст от Задонска, он почувствовал внутреннее побуждение возвратиться в монастырь и сказать о выздоровлении, побуждение столь сильное, что он не мог оному противиться. Воротился старик в Задонскую обитель и сообщил о продолжительной своей болезни и об избавлении от оной, по молитвам его к святителю Тихону.
Вдова подпоручика Прасковья Прибыткова (проживающая в Усмани, в собственном доме), движимая чувством истины и благодарности, доставила, кому надлежало, следующее письменное извещение:
"Родители мои, майор Николай и Мария Коленкины, жившие в Усмани, долго не имели детей, о чем много скорбели. Одна благочестивая особа посоветовала им ехать в Задонск: отслужить молебные пения с акафистом - Спасителю, Божией Матери, пред Владимирской Ее чудотворной иконой, святителю Николаю, и панихиду о вечном покое епископа Тихона. Родители мои исполнили добрый совет. Не прошло и года после того, как родилась я, единственное детище их девятилетней мирной и счастливой супружеской жизни. В 1815 году, когда мне было 6 лет, родитель мой скончался, а мать от скорби лишилась рассудка и около года провела в тяжких страданиях. В 1816 году, по вере в сновидение, выходящее из ряда обыкновенных, ее повезли в Задонск, к 13 августа, т. е. ко дню успения святителя Тихона. Накануне, за всенощным служением, она сидела в креслах в бесчувственном положении; в самый же день памяти святителя принесена была в церковь и едва переводила дыхание. Епископ Воронежский, совершив панихиду о вечном блаженстве святителя, начал, по обычаю, священнодействие литургии. Больная, сидя в креслах, от крайнего изнеможения сил, уснула. Во время сна явился ей святитель Тихон, в полном архиерейском облачении, с крестом в руке, которым, подойдя близко к ней, осенил ее. Она, мгновенно почувствовав возвращение и крепость сил, проснулась. Сотворив молитву, мать моя встала с кресел и начала молиться. Столь быстрая и неожиданная перемена удивила богомольцев, стоявших возле больной, - тем более, что она, с трудом принесенная в церковь, после литургии, без всякой помощи, свободно пошла домой, славя Бога и благодаря святителя Тихона. В чувствованиях благодарности и в память исцеления, родительница моя написала образ целебника своего, на котором святитель Тихон представлен стоящим в святительском облачении, с крестом и Евангелием в руках. В верху образа, с правой стороны, в малом очерке написана Владимирская икона Божией Матери.
Прошло с тех пор сорок пять лет; мать моя давно перешла в вечность; но я никогда не переставала, в грешных молитвах своих, благодарить святителя Тихона за себя и за родителей, прося с тем вместе милостивого Его пред Богом ходатайства об оставлении грехов моих и рода моего.
Икона, написанная по усердию покойной матери, до сего дня находится в приходской нашей церкви свт. Николая, в городе Усмани.
Теперь, когда, по изволению Божию, прославление свт. Тихона сделалось всенародным, я получила особенное желание заявить чудотворение его всей Церкви, что и выполняю по совести".