24 августа 2016 г • "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Начало книги. Главы I - II
От редакции. Предисловие. Главы I - II.
Источниками для написания данного "Жития" стали труд Евгения Болховитинова, составившего первое пространное жизнеописание святителя Тихона, записки келейников святителя - Иоанна Ефимова и Василия Чеботарева, статьи в разных периодических изданиях, архивы Св. Синода, устные рассказы жителей Задонска, Воронежа, Ельца и Ливен. Заключительная часть, посвященная торжествам прославления святителя Тихона, отразила личные впечатления Николая Васильевича Елагина, бывшего непосредственным свидетелем совершавшегося в 1861 году в Задонске.
От редакции
Книга, переиздание которой мы предлагаем вниманию читателей, занимает особое место в весьма обширном списке жизнеописаний святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Первое ее издание увидело свет в 1861 году, когда синодальным указом преосвященный Тихон был причислен к лику святых. Всего же только в дореволюционный период "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца" выходило в свет повторными изданиями более 10 раз.
Как и первое издание, последующие выходили без указания имени автора на обложке. Но не может град укрыться, вверху горы стоя,а потому и имя автора столь много потрудившегося, чтобы как можно более полно восстановить историю земного жития, чудотворений и прославления святителя Тихона не могло остаться безвестным.
Это - действительный статский советник, петербургский цензор Николай Васильевич Елагин (1817-1891 гг.). В качестве источников для своего труда Н. В. Елагин пользовался трудом Евгения Болховитинова, составившего первое пространное жизнеописание святителя Тихона, записками келейников святителя - Иоанна Ефимова и Василия Чеботарева, статьями в разных периодических изданиях, архивами Св. Синода. А кроме того, и - устными рассказами жителей Задонска, Воронежа, Ельца и Ливен, что и придает повествованию Елагина неповторимое очарование первоисточника. Тем более, что заключительная часть, посвященная торжествам прославления святителя Тихона, отразила личные впечатления Николая Васильевича, бывшего непосредственным свидетелем совершавшегося в 1861 году в Задонске.
"Полнота сведений и сквозящее в каждой строке чувство благоговейной любви к памяти святителя", - во за какие достоинства так полюбилась православному читателю книга Н. В. Елагина, согласно замечанию В. Литвинова, составившего подробнейшую библиографию изданий о св. Тихоне к 50-й годовщине его прославления.
Заметим, что Н. В. Елагин, как горячий почитатель памяти святителя Тихона, не ограничился лишь литературными трудами. Именно Николаю Васильевичу принадлежала идея основания Тихоновского женского монастыря на берегу Короцкого озера, в версте от села, где святитель родился и где, рядом с храмом, до сей поры покоятся в могиле его родители. Елагин через печать воззвал к содействию этому начинанию пожертвованиями и сам, будучи крупным помещиком, внес значительную сумму денег на строительство.
Необходимо упомянуть также и то, что второе издание труда Н. В. Елагина сопровождалось гравированным портретом святителя Тихона, которое в настоящем издании воспроизводится на обложке. Изображение это по-своему уникально.
Гравюра была выполнена со знаменитого, так называемого "Ходовского", портрета святителя, когда живопись еще не потеряла относительной свежести красок и не подверглась восстановлению, заметно исказившему первоначальный образ.
Портрет этот, по преданию, подарен был самим святителем Тихоном елецкому другу Козьме Игнатьевичу Студеникину, ктитору Покровской церкви. По свидетельству келейника В. Чеботарева, святитель "имел к Козьме Игнатьевичу особое благоволение и великую доверенность".
До самой своей кончины Студеникин бережно сохранял дорогой образ в своем доме. По смерти же его портрет святителя перешел к племяннице Т. И. Студеникиной, вышедшей замуж за купца Ходова. И с тех пор этот прижизненный образ святителя сохранялся в семье Ходовых вплоть до 1909 года, когда Ходовы в память о К. И. Студеникине передали образ Покровской церкви. Ныне судьба этого изображения, как отмечается, "отличавшегося большой достоверностью", пока точно не установлена. А потому и особо ценно ныне воспроизведение именно 2-го издания книги Н. В. Елагина, уже в начале XX столетия бывшего библиографической редкостью.
Часть 1.
Жизнь святителя Тихона Задонского
Предисловие
Источниками для составления жизнеописания святителя Тихона служили:
1) Его сочинения и жизнь его, описанная митрополитом Евгением. Евгений, в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов, был сын Воронежского священника и обучался в Воронежской семинарии, в то время как святитель Тихон жил в Задонске и скончался там. Один из родственников митрополита Евгения, Феодор Болховитинов, был секретарем Духовной Консистории в Воронеже, в бытность святителя Тихона епископом Воронежским. Следовательно, Евгений мог иметь о святителе Тихоне самые достоверные сведения. Он сам присутствовал на его погребении. С 1789 по 1799 г. он проходил наставнические и начальнические должности при Воронежской семинарии и в это время составил описание жизни святителя Тихона (1796 г.). После первого издания он озаботился собиранием сведений о святителе Тихоне для нового издания. Большая часть сведений получена была им от Иоанна, келейника Преосвященного Тихона. Болховитинов входил в сношение со многими, знавшими святителя Тихона, переписывался для этого с товарищами свт. Тихона по семинарии и училищной службе, например с Симоном Лаговским, вместе с которым свт. Тихон учился в Новгородской семинарии, в одно время пострижен в монашество, вместе с ним служил при Новгородской семинарии, и который сам явился одним из замечательнейших пастырей Русской церкви. Болховитинов видел и слышал многих, знавших лично святителя Тихона, и проникнут был чувством глубокого благоговения к святителю. В 1820 г. он издал уже исправленное и дополненное описание жизни святителя Тихона, которое и печаталось при его сочинениях.
2) Записки, бывшего келейником у Преосвященного Тихона, Иоанна Ефимова. Когда Иоанн поступил в келейники к святителю - не знаем, но из собственных его сказаний видно, что в 1777 г. он был уже у святителя и оставался при нем до самой кончины, пользуясь полной доверенностью свт. Тихона. В духовном своем завещании святитель Тихон ему поручает распорядиться своим имуществом и своими сочинениями, которые большей частью писаны рукой Иоанна. Иоанн, впоследствии иеромонах Тихон, был устроителем женского Софийского монастыря, в одной версте от города Усмани, Тамбовской губернии, где он оставил подлинники сочинений святителя Тихона и некоторые бумаги, касающиеся их издания. Он жил в Толшевском монастыре, потом в Акатове - в Воронеже, откуда переведен был в 1798 г. в Новоспасский Московский монастырь. К нему обратился за сведениями о Преосвященном Тихоне Болховитинов. Иоанн, сообщая ему различные сказания о святи¬теле Тихоне, частью дополняющие, частью исправляющие жизнеописание, составленное Бо묬¬х¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬ви¬тиновым,- пишет: "У меня много достопамятных записок было, но, ей, не знаю, где их отыскать, а что отыскано, то и вмещено". Болховитинов собрал все сказания Иоанна, записал то, что потом лично слышал от него и прибавил еще впоследствии доставленные Иоанном сведения, и собрав эти записки в одну книгу, отдал их в 1820 г. в Задонский монастырь. Иоанн Ефимов был, кажется, из духовного звания и, как можно заключить из переписки его с Болховитиновым, приложенной к упомянутой книге, не чужд был классического образования. Будучи постоянно при святителе Тихоне в последнюю половину его пребывания в Задонске и удостоенный его доверенности, он мог вернее других сообщить сведения о нем. Болховитинов во втором издании жизнеописания святителя Тихона много пользовался его указаниями. Мы имели в руках тот самый список, который митрополит Евгений отдал в Задонский монастырь.
3) Записки Чеботарева. Василий Иванович Чеботарев, Елецкий мещанин, был также келейником при святителе Тихоне. Долго ли служил он святителю - неизвестно, но, кажется, верно то, что он поступил к святителю Тихону тотчас после переезда его в Задонск. Умер Чеботарев в Ельце мирянином; по местным сказаниям, святитель Тихон не благословил ему оставаться в монастыре за какую-то немощь его. Чеботарев писал свои записки в старости. Он так говорит в предисловии: "Приступая к описанию жития сего святителя не для чего иного, а собственно для себя и для памяти своей, поелику я в старость пришел, как здоровьем, также памятью и глазами стал ослабевать, вот и причина моего малого написания, дабы от долговременности в забвение не пришло слышанное мной самим от его святительских уст, и от достоверных и добродетельных людей, как о его жизни и о некоторых откровениях, бывших в жизни святителю Тихону, сказанное им ближайшим своим любимцам, как-то: отцу Митрофану, схимонаху Задонскому и Елецкому; Покровской церкви ктитору Косьме Игнатьевичу и при нем жившему послушнику Никандру Алексеевичу Бехтееву и прочим при нем бывшим келейникам". Давно известные чтителям памяти святителя Тихона записки Чеботарева по рукописным спискам в первый раз в извлечении напечатаны были в "Маяке" в 1845 г. В июльской книге 1861 г. редакция "Православного Обозрения" напечатала статью под заглавием: "Записки Чеботарева о святителе Тихоне". Не зная дела, редакция первый доставленный ей список приняла за подлинные записки Чеботарева. При знакомстве с различными списками записок Чеботарева открывается, что список, напечатанный в "Православном Обозрении", есть уже сводный из разных сказаний; в нем некоторые сказания, принадлежащие Чеботареву, опущены, и внесены сказания Иоанна. Чтобы убедиться в этом, довольно указать на то, что при кончине свт. Тихона, Чеботарев не был уже у него келейником. Святитель в духовном завещании по именам называет своих келейников: Иван, Семен, Сергий, Роман. Там, где по списку "Православного Обозрения" является действующим Чеботарев, нужно поставить имя Иоанна. Записки Чеботарева сохранили для нас многие драгоценные черты жизни святителя Тихона. Они дополняют в иных случаях сказания Иоанна, в других излагают некоторые события с иными обстоятельствами, чем у Иоанна. Может быть, то ослабление памяти, на которое он жаловался, было причиной этих разностей. Не видно, чтобы митрополит Евгений -обращался к Чеботареву за сведениями о святителе Тихоне.
Статьи, помещенные во временных изданиях о святителе Тихоне, не могли доставить новых сведений, потому что они заимствуют свои рассказы частью из записок Чеботарева и Иоанна, частью из рукописей, которые подлинником были в руках составителя сего жития. Эти рукописи частью принадлежат Задонскому монастырю, частью некоторым жителям Ельца. Равно и устные сказания жителей Задонска, Ельца, Воронежа и Ливен, из которых нашлись даже лично знавшие в юности святителя, - сколь не заботливо были собираемы, не представили новых сведений. Они повторяют большей частью уже записанные события из жизни святителя, изменяя их разными подробностями, и только могут иметь цену как свидетельство памяти, полной любви и благоговейной признательности, о святителе Тихоне. Всего чаще говорят они о простоте в жизни и обращении святителя Тихона, о его приветливости ко всем, не разбирая звания и состояния, о его милосердии к бедным и несчастным, о его многочисленных милостынях к нуждающимся.
В заключение мы не можем умолчать, что в архиве Святейшего Синода пересмотрены нами были дела, касающиеся святителя Тихона, и при составлении жития святителя отсюда заимствовано несколько важных и замечательных сведений.
Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном, - сказал Господь наш Иисус Христос (Мф. 5:19).
Верное служение Господу, точное исполнение заповедей Его, отверзает путь к Царствию Небесному, по неизменному слову самого Господа, именующего блаженными слышащих слово Божие и хранящих его (Лк. 11:28), и давшего обетование: идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет (Ин. 12:26). Но блаженнее будут и высшую мзду на Небе получат те, которые, творя сами закон Божий, научают сему и других. Глубокий внутренний опыт, тщательное изучение слова Божия, внутреннее озарение Святого Духа дают их наставлениям, подкрепляемым путями их жизни, сияющими подобно свету - (Прит. 4:18), то помазание, которое влечет души слышащих к любви, яже о Христе Иисусе. Входя сами в Царство Небесное, они вводят с собой множество ближних, и получают награду не за свои только подвиги, но и за спасение других. Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном.
Таков был блаженный Тихон, епископ Воронежский. Верный исполнитель заповедей Христовых, он всю жизнь свою посвятил научению ближних, и доныне своими писаниями поучает исполнению заповедей Христовых всех ищущих наставления.
Глава I.
Рождение и воспитание святителя Тихона
Тесным путем, скорбями и лишениями ведет Господь своих избранников. Таким путем, с самого детства, шел Преосвященный Тихон. Он был сын дьячка Новгородской губернии, Валдайского уезда, села Короцка, Саввы Кириллова. Родился он в 1724 г. и названТимофеем. В младенчестве лишился он отца, так что не помнил его. Старший сын занял место отца, и у него жила мать Домникия, имея на своем попечении троих сыновей и двух дочерей. При многочисленности семейства и бедности прихода у сирот часто не было дневной пищи, и мать много терпела скорби с ними. При этой бедности и нищете, только особое устроение Промысла Божия, изводящего предназначенных Им людей на поприще высшего служения, могло открыть юному Тимофею путь к образованию духовному, чтобы мог возжечься сей светильник и, возжженный, не сокрылся под спудом. Сам святитель Тихон рассказывал в Задонске, как он едва не сделался ямщиком. "К нам часто приходил ямщик из нашего прихода, человек богатый, но бездетный. Я полюбился ему, и он часто просил меня у матушки: "Отдайте мне Тимофея своего,- говорил он,- я его вместо сына воспитаю и все имущество мое его будет". Матушке моей, хотя и жалко было отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил ее согласиться. Взяв за руку, она повела меня к ямщику; брата старшего в то время не было дома. Когда пришел он и узнал от сестры, что меня повели к ямщику, тотчас побежал, догнал матушку на дороге, и став перед ней на колени, сказал: "Куда вы ведете брата? Ямщику отдадите, ямщик и будет; я не хочу, чтобы брат ямщиком был, я лучше с сумою по миру пойду, а брата ямщику не отдам. Постараемся обучить его грамоте, а тогда он, может, к какой-нибудь церкви во дьячки или пономари определится". Матушка воротилась домой". Этот рассказ святителя проливает некоторый свет на семейную жизнь Тихона в юности его. Эта почтительная просьба сына перед матерью, эта братская любовь до готовности ходить с сумою для пропитания и обучения грамоте брата, это уважение к своему званию, хотя низшего, но служителя Церкви Божией, почитающего лучшим приметаться в доме Божием со всей бедностью и нищетой, нежели жить в мирском селении с достатком, - свидетельствуют, что дети воспитывались в почтении к матери, во взаимной любви братской, в страхе Божием, в любви к святой Церкви и своему, хотя смиренному, но все же священному служению. И кто может подумать, чтобы у прекрасных колосьев не были столь же превосходны и самые их семена, и первые их начатки? Чтобы совершенному возрасту, столь богатому плодоносием добрых дел, не предшествовало благонадежное детство? Сам святитель Тихон пишет: "Деревцо малое к какой стороне наклонено будет, так будет и расти, и новый горшок чем наполнится, такую и воню будет испускать. Так и малые дети, как воспитаны будут, так и будут жить" [1]. Тимофей остался в доме брата под присмотром матери. "Когда есть дома нечего, - говорил он, - весь день бороню пашню у богатого человека, чтобы только покормил он меня хлебом". Но Промысел устроял уже для юного пахаря призвание к обрабатыванию нивы своего сердца, чтобы после мог он возделывать нивы сердец других, и засевать их семенем слова Божия, и питаться Хлебом, сошедшим с небеси.
В начале 1737 года, по указу государыни императрицы Анны Иоанновны, велено было сделать разбор церковнослужительским детям, и лишних, особенно неучащихся, отдавать на военную службу. Этот указ был подтвержден еще строже 5 марта. Строгое исполнение сих указов со стороны гражданского начальства, особенно в Новгородской епархии, не имевшей тогда пастыря, побуждало церковнослужителей отдавать детей своих в бывшую тогда при Новгородском архиерейском доме Духовную Славянскую школу. Тимофея, которому было тогда 14 лет, мать повезла также в Новгород. По своей бедности и случившейся тогда от неурожая хлеба дороговизне, она не видела средств содержать своего сына. Тимофей, вероятно по малограмотности, назначен уже был к исключению из духовного звания и к определению в военную Арифметическую школу. Но брат Петр, бывший тогда причетником в Новгороде, жалея брата, при всей своей бедности, просил духовное начальство о принятии его в училище, обещаясь давать ему содержание. С 11 декабря 1738 года Тимофей записан был в училище с фамилией Соколов. Стал ходить в школу и дома, под надзором брата, упражнялся в чтении полезных книг. Естественно, что успехи в чтении не могли быть быстры. В училище собиралось до тысячи учеников всякого возраста, а учителей было только двое, с несколькими помощниками. К тому же бедность заставляла значительную часть времени тратить на приобретение дневного пропитания. Летом Тимофей нанимался у огородников копать гряды. Однако отличные способности и усердие к учению восполняли недостаток времени и средств к учению, и Тимофей был в числе лучших учеников. Вскоре после вступления в училище, Тимофей лишился матери, скончавшейся в Новгороде. В 1740 г. в Новгород переведен был Вологод¬ский епископ Амвросий Юшкевич. Он немедленно вызвал из Киева ученого монаха Иннокентия Мигалевича и поручил ему устроить семинарию в Новгороде. В тот же год семинария приведена была в порядок, снабжена достаточным окладом и из архиерейского дома переведена в монастырь святого Антония Римлянина. Из большого числа учеников выбраны только надежнейшие, остальные уволены. Лучшие 200 учеников определены на казенное в семинарии содержание. В число казенных учеников помещен и Тимофей Соколов. Хотя и получил он возможность теперь продолжать учение, но, как рассказывал сам святитель Тихон, терпел великую нужду в необходимом для содержания себя. "Так бывало, - говорил он, - когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю на продовольствие себя, а другую половину продам и куплю свечку и с оною сяду за печку, и читаю книгу. Богатых отцов дети, соученики мои, играют или найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и оными махать на меня, говоря: "Величаем тя"". Несмотря на все нужды, Тимофей Соколов всегда был в числе лучших учеников. Год провел он в синтаксисе, год в поэзии, четыре года в риторике; потому что высшие классы еще не были открыты. Учителем у него до 1743 г. был префект Иннокентий Мигалевич, а потом с 1743 до 1746 г. - иеромонах Иосиф Ямницкий. У него же и потом у Павла Сопковского (в иночестве Парфения), он учился греческому языку, в знании которого так успел, что был преемником его в звании учителя сего языка.
В августе 1745 г., по кончине Преосвященного Амвросия Юшкевича, переведен был из Пскова в Новгород архиепископ Стефан Калиновский. Он обратил особенное внимание на семинарию и открыл философский класс. В этот класс переведен был в 1746 году и Тимофей Соколов. В сентябре 1748 г. Преосвященный Стефан открыл в семинарии богословский класс, поручив преподавание богословия учителю философии Иосифу Ямбицкому. Но этот учитель, о котором святитель Тихон всегда вспоминал с уважением и сожалением, скончался в декабре того же года, и ученики богословия, за неимением наставника, опять обращены были в философский класс, где пробыли до 1750 г. Своими дарованиями, прилежанием и успехами Тимофей Соколов заслужил любовь и уважение как от семинарского начальства, так и от Преосвященного Стефана. В 1750 г. он сделан был учителем греческого языка, начав слушать курс богословия у ректора Иоасафа Миткевича. 15 июля 1754 г. окончил он курс учения и определен учителем риторики, с увольнением с должности учителя греческого языка.
Глава II.
Пострижение в иночество и училищная служба
Еще будучи учителем греческого языка Тимофей, по склонности к духовной жизни, имел желание вступить в монашество. Родные, желая видеть в нем ближайшую подпору для своего семейства, старались склонить его к вступлению в белое духовенство. Когда он сделался учителем, то взял в Новгород и содержал на своем иждивении сестру, которая, овдовев, жила в Короцке тем, что у зажиточных обывателей мыла полы. Может быть, просьбы родных и частью то, что благодетель его архиепископ Стефан скончался 16 сентября 1753 года и новгородская паства оставалась четыре года без пастыря, - заставили его отложить вступление в монашество на некоторое время. Но и необлеченный в монашество, проводил он жизнь монашескую; любил в ночное время заниматься чтением душеспасительных книг или душеполезными размышлениями и молитвою. В такое время он имел видение, о котором вспоминал с восторгом и при конце своей жизни. В одну тихую и светлую майскую ночь вышел он на крыльцо, которое было на северную сторону, и стоя размышлял о вечном блаженстве. "Вдруг передо мною, - так в Задонске рассказывал Тихон,- как бы разверзлись небеса, и увидел я такое сияние и свет, что бренным языком сказать и умом понять невозможно. Это было только на краткое время; небо опять приняло естественный вид; я от этого видения более горячее возымел желание к уединенной жизни, и долго после того чувствовал удовольствие и восхищался умом, и ныне, - прибавил он, - когда вспомню, то ощущаю в сердце моем некое веселие и радость" [2].
Был еще случай с ним во время его учительства, который он вспоминал и в духовном завещании своем, благодаря Бога за сохранение жизни его во время смертельных опасностей. Во время вакации звал к себе учителей архимандрит Александровского монастыря в гости. По приезде в монастырь Тимофей Соколов из любопытства пошел на колокольню осмотреть местоположение вокруг монастыря, действительно прекрасное, и, не попробовав перил, оперся на них; перила вдруг пали на землю. "Меня, - рассказывал святитель Тихон, - как будто кто так толкнул назад, что к колоколам на пол упал затылком и едва мог опомниться. Через великую нужду я мог дойти до келии архимандрита". Товарищи заметили, что Тимофей был бледен, как мертвец. Он повел их к колокольне и показал перила, разбитые вдребезги на земле. "На этом месте,- сказал он,- мне бы быть разбиту" [3].
В 1758 году он исполнил свое желание о вступлении в иночество. Когда Рязанский епископ Димитрий назначен был архиепископом в Новгород, Тимофей в прошении, посланном в Петербург, объявил ему о ¬своем давнем желании вступить в монашество. По ¬благословению сего Преосвященного, пострижен он, ¬вместе с учителем философии Стефаном Лаговским, 10 апреля 1758 г., в Лазареву субботу, перед литургией, ректором Новгородской семинарии и архимандритом Антониева монастыря Парфением Сопков-ским, и назван Тихоном. Новопостриженные иноки в неделю Пасхи отправились в С.-Петербург. Лаговский посвящен был в иеромонаха, а Тихон - в иеродиакона, в Фомино воскресенье. Во время летней вакации Тихон был опять вызван в С.-Петербург и посвящен в иеромонаха.
Когда в 1758 г. Стефан Лаговский, в монашестве Симон, сделан был ректором Новгородской семинарии и учителем богословия, Тихон 27 августа сделан учителем философии, а 13 января 1759 г. наименован и префектом семинарии. Не более полугода пробыл Тихон в сей должности. Преосвященный Тверской Афанасий, зная дарования, просвещение и добродетели Тихона, выпросил его у архиепископа Новгородского Димитрия в свою епархию. 26 августа 1759 г. последовал из Святейшего Синода указ об увольнении его в Тверскую епархию к определению, по рассмотрению тамошнего Преосвященного, к лучшему пред сим, в коем он находился, послушанию.
По прибытии в Тверь он назначен архимандритом Желтикова монастыря; в том же 1759 г. переведен в Отрочь монастырь, с определением ректором Тверской семинарии и учителем богословия. Шесть книг Об истинном христианстве, помещенные в полном собрании сочинений Преосвященного Тихона, служат памятником его богословских уроков, читанных ученикам семинарии, Тихон более старался действовать на сердца своих слушателей. Излагая ясно и основательно чистое православное учение о догматах веры, он не вдается в диалектические тонкости, но проникнутый духом Священного Писания и писаний Отеческих, более всего заботится возбудить любовь к святой истине, обратить ее в начало для жизни и деятельности. Недол¬го пробыл Тихон в Твери. Скоро Глава Церкви, Господь Иисус Христос, вызвал его на высшее служение в сане епископа. Сам святитель говорил, что ему никогда не приходило на мысль, что он будет епископом. И точно, возведение его в сан епископа было делом особенного устроения Промысла Божия.¬
В 1761 г., в день св. Пасхи, служил Тихон с Преосвященным Афанасием литургию в соборе Тверском. Во время Херувимской песни, когда архиерей, стоя у жертвенника, вынимал частицы о здравии, Тихон, по обычаю, подошел к жертвеннику, говоря: "помяни, Владыко Святый". Архиерей, вместо того, чтобы сказать "священноархимандритство твое", сказал: "Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем". Заметив свою ошибку, Преосвященный Афанасий улыбнулся и сказал: "Дай Бог быть вам епископом". В этот самый день Пасхи в С.-Петербурге первенствующий член Синода митрополит Димитрий Сеченов, вместе с Епифанием, епископом Смоленским, избирали епископа в Новгород. Написаны были имена семи кандидатов, чтобы сделать выбор посредством жребия. Смоленский епископ просил приписать имя Тверского ректора Тихона. "Он молод", - сказал Димитрий, впрочем велел написать. Три раза метали жребий и всякий раз выпадал жребий Тихона. "Верно Богу так угодно, чтобы он был епископ, - сказал Димитрий, - не туда я мыслил его назначить". Димитрий думал назначить его архимандритом Сергиевской лавры.
В начале мая Тихон был в монастырской вотчине близ Твери, где в роще имел намерение выстроить себе келию, чтобы, по любви к уединению, удаляться туда в свободное время. Он смотрел за работами крестьян, которые мостили мост через речку. Услышав благовест к вечерни, отправился в монастырь, и лишь только стал на своем месте, как посланный от архиерея позвал его к нему. Тихон хотел отстоять вечерню, но тотчас же является другой посланный с требованием, чтобы он немедленно ехал к Владыке. Не без трепета отправился Тихон, думая, нет ли какой клеветы на него. Но едва вошел в комнаты архиерея, как тот поздравил его епископом, дал ему Синодальный указ и велел, немедленно сдав монастырь, ехать в Петербург, а сам заплакал, говоря: "Жаль мне расстаться с вами". 13 мая 1761 г. хиротонисан был Тихон в С.-Петербургском Петропавловском соборе во епископа городов Кексгольма и Ладоги с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием Новгородского архиепископа.
Так, Тихон на тридцать седьмом году своей жизни получил сан епископа.
С любовью новгородцы встретили нового викария, как воспитанника тамошней семинарии и бывшего недавно там учителем. Многие из товарищей его, которые смеялись некогда над его лаптями, были тогда священниками и диаконами в Новгороде. Когда они явились к новому пастырю, он с любовью вспомнил детские годы и, улыбаясь, сказал: "Вы на меня махали отопками, а теперь кадилами будете кадить". Они смутились и просили прощения. "Я шутя это говорю", - отвечал святитель. В числе свидетелей торжественной встречи нового епископа была и родная сестра Тихона, которая жила в Новгороде. На другой день по прибытии Тихон послал за ней. Она не смела и вступить в комнаты; обливаясь слезами, вспоминала, в какой бедности воспитывались при матери, так что не было иногда и дневной пищи, а теперь в таком высоком сане видя своего брата, для которого поставляли высшим счастьем, если достигнет места дьячка. Он приглашал ее навещать его почаще. "Ты никогда, родная, не наскучишь мне, ибо я люблю и почитаю тебя, как старшую сестру". Только месяц после сего прожила сестра и скончалась. Святитель Тихон сам отпевал ее. Он рассказывал, что когда в последний раз он осенил ее крестным знамением, она будто улыбнулась.
В августе 1762 г., когда Святейший Синод для совершения коронования императрицы Екатерины II из С.-Петербурга отправился в Москву, а в С.-Петербурге во время отсутствия своего оставил Синодальную контору, то Преосвященному Тихону велено было председательствовать в сей конторе, и посему он переехал в С.-Петербург. Пока Двор и Святейший Синод находились в Москве, 1 января 1763 г. скончался Воронежский и Елецкий епископ Иоанникий Павлуцкий. Святейший Синод на место Преосвященного Иоанникия в епископы Воронежские представил кандидатами Варлаама, архимандрита Донского монастыря и Симона, архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря, особенно рекомендуя первого. На этом докладе Государыня 3 февраля 1763 года написала своей рукой: "Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому". По возвращении Святейшего Синода в С.-Петербург отправился он на новую паству свою в конце апреля 1763 года и 14 мая прибыл в загородный Воронежский Троицкий архиерейский дом.
Продолжение - см. по ссылкам внизу страницы.