21 ноября 2024 г., ЧЕТВЕРГ, (8 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

24 августа 2016 г • "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава VII

Писания святителя Тихона Задонского.


Перечень сочинений свт. Тихона. - Характер его писаний. - Старание его действовать на сердце. - Нравственные уроки. - Объяснение истин христианских сравнениями и подобиями.

При жизни своей святитель Тихон не печатал своих сочинений. Он раздавал их в списках своим знакомым и давал читать рукописные. В духовном завещании своем он поручил своему келейнику Иоанну представить их на рассмотрение Святейшего Синода. Хотя Тихон III и опасался за участь сочинений святителя Тихона I-го, но, кажется, Иоанн исполнил в точности завещание святителя Тихона. Из бумаг, оставшихся по смерти Иоанна (иеромонаха Тихона) и хранящихся в Софийском, близ Усмани, монастыре, видно, что он немедленно донес Святейшему Синоду о духовном завещании относительно книг. Указом Святейшего Синода, от 21-го марта 1784 г. за N 654, разрешено Иоанну отпечатать "Приготовление к мудрости христианской, о грехе вообще и о последующем греху, о покаянии и христианстве, о должностях христианина к самому себе, о должностях христианина к ближнему, письма посланные и келейные, об истине Евангельского учения, о вере и разные проповеди". В 1795 г. Иоанн подавал митрополиту Гавриилу прошение о дозволении напечатать второе издание сочинений святителя Тихона [47].

Сочинения святителя Тихона были издаваемы в следующем порядке.

1. Наставление христианское, в одной книге, писанное во время пребывания в Задонске, для Острогожского гражданина Ростовцева. После Тихон присовокупил еще к сей книжке: "Прибавление о взаимных должностях христианских". Цель сочинения сего та, чтобы научить христианина поступать во всех случаях, обстоятельствах и отношениях так, как требует слово Божие и как прилично христианину. Сия книга напечатана в 1784 году сперва гражданскими буквами, в Санкт-Петербурге у Шнора, в 4-ю долю листа, а потом славянскими в 1787 г.; после сего печаталась в Московской Синодальной типографии славянскими буквами в 1789 и 1794 годах, и выдержала несколько изданий, в 4-ю долю листа. Ибо Святейший Синод признал сию книгу достойной быть в числе поучительных церковных, какие сочинять для Церкви предписано в Духовном Регламенте. Святейший Синод в церковном издании сделал некоторые изменения и дополнения. Так, после § 31 поставлена статья о том, как должно всемерно удаляться пьянства, взятая из книги "Об истинном христианстве". (Том II, § 106-108). После §51 помещены все краткие нравоучительные слова святителя Тихона (числом 26), исключая слова о христианском воспитании детей, которое помещено между взаимными должностями христианина. После сих слов следует прибавление о взаимной должности христианской, с некоторыми изменениями и сокращениями статей. Церковное издание озаглавлено: "Наставление о собственных всякого христианина должностях" и разослано по всем церквам для чтения народу.

2. Разные проповеди, сочиненные и говоренные во время пребывания Тихона на епархии, напечатаны в Санкт-Петербурге, в 8-ю долю листа, в одной книге, в типографии Шнора и второй раз в 1794 г. в Синодальной типографии. Всех слов помещено десять. Их немного потому, что Тихон чаще проповедовал без письменного приготовления.

3. Плоть и дух, или собрание некиихь нравоучений из Святого Писания Нового Завета и Псалмов и толкователя Святого Писания Златоустого, Великого вселенныя Учителя, с приложением рассуждений, в пользу духовную сочиненное. Книга эта состоит из 54 глав нравственного содержания. В каждой главе сперва выбраны тексты из Священного Писания, потом приводятся мысли из сочинений Златоуста, наконец собственные Преосвященного Тихона размышления и увещания, расположенные по статьям. Это сочинение писано во время правления Воронежской паствой и окончено в июле 1767 года. Тихон написал его для чтения народу своей паствы. Но так как он вскоре оставил управление епархией, то не успел разослать повсюду, кроме немногих списков. Вскоре после кончины Преосвященного Тихона один список сей книги попал в руки издателя разных книг Петра Богдановича. Он, переменив название и не упомянув имени сочинителя, напечатал ее от себя в С.-Петербурге, в 8-ю долю, под заглавием: "Скрижаль нравоучения, заключающегося в Древнем и Новом Завете и в преданиях великого вселенского учителя святого Златоуста, с приложением о каждом предмете рассуждений". Присвоение себе издателем сей книги замедлило издание подлинной, пока не отыскан и не представлен был список, исправленный рукой Преосвященного Тихона. Тогда сие сочинение отпечатано было, в 1796 году, в С.-Петербурге, в типографии Корпуса чужестранных единоверцев, в 8-ю долю, в одной книге.

4. Краткие нравоучительные слова, числом 27, сочиненные во время пребывания на покое в Задонске, для монастырского церковного чтения, в целом имеющие связь. Они напечатаны в 8-ю долю одной книгой в С.-Петербурге, в 1784 году, в типографии Брейт-копфа, и второй раз, в 1794 году, в Синодальной типографии. Святейший Синод включил их в книгу: "Наставление о собственных всякого христианина должностях".

5. Разные письма, к некоторым приятелям посыланные, во время пребывания его на покое в Задон¬ском монастыре, числом 27. Напечатаны в С.-Петербурге в 1784 году у Шнора и в 1803 году в Императорской типографии, в 8-ю долю. Много писем святителя Тихона остается неизданных, сохраняющихся у потомков его друзей.

6. Письма келейные, писанные также в Задонском монастыре, числом 123, для излияния и сохранения мыслей, рождавшихся у святителя Тихона. Напечатаны в С.-Петербурге 1784 г. у Шнора и в 1796 г. в типографии Корпуса чужестранных единоверцев, в 8-ю долю.

7) Об истинном христианстве. Книга сия писана свт. Тихоном в 1770 и 1771 г.г. Она содержит полную систему Нравственного богословия христианского, изложенную простым собеседовательным языком; везде показывает в сочинителе глубокое знание Священного Писания и опытное ведение духа Христовой Веры. Первоначально сия книга напечатана в 1785 г. в С.-Петербурге у Шнора. Издатель к заглавию книги прибавил от себя из заглавия книги об истинном христианстве Арндта слова "содержащее в себе учение о истинной вере, о святом житии, о спасительном покаянии, о сердечном умилении, о болезновании грехов и о пребывании истинных и неложных христиан. Такожде, как истинный христианин может победить грех, смерть, дьявола, мир и всякое бедствие". Но книга святителя Тихона ничего не имеет сходного с книгой Арндта, и гораздо яснее, подробнее, поучительнее и лучше ее. В 1803 г. в Императорской типографии вторично была напечатана сия книга, в шести частях, в 8-ю долю листа.

8. Сокровище духовное, от мира собираемое, писано в Задонском монастыре в 1777-1779 годах. Книга сия содержит 157 размышлений о нравственных предметах, пробужденных встречавшимися чувственными предметами или случаями жизни, или нечаянно слышанными словами. По содержанию своему она сходна с книжкой, изданной на латинском языке Иосифом Галлом, епископом Оксфордским, и напечатанной на русском языке, в Москве, 1786 года, под названием "Внезапные размышления, произведенные вдруг при воззрении на какую-нибудь вещь", в 131 статье. Но "Сокровище духовное" гораздо обширнее, подробнее и везде сопровождается свидетельствами слова Божия, чего нет у Галла. "Сокровище духовное", разделенное на 4 части, напечатано в 8-ю долю листа в С.-Петербурге в 1784 г. в типографии Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса и второй раз в 1796 году в типографии Корпуса чужестранных единоверцев.

9. Остальные сочинения Преосвященного Тихона напечатаны в С.-Петербурге в Императорской типографии в 1799 г., в 8-ю долю, одной книгой. Здесь собраны сочинения и переводы, которыми занимался Тихон во время управления епархией и на покое, прежде не изданные и расположенные в шести отделениях: 1) Наставление духовенству, в 5 статьях; 2). Наставление всей пастве, в 10 статьях; 3) Переводы с эллиногреческого языка, в 3 статьях; 4) Размышления и замечания из текстов, в 14 статьях; 5) Наставления, писанные для монашествующих, в 15 статьях; 6) Письма к приятелям, числом 19.

В 1794 г. в С.-Петербурге вновь изданы были еще, в 8-ю долю листа, из прежних сочинений святителя Тихона: 1) "Наставление христианское"; 2) "Краткие нравоучительные слова"; 3) "Разные проповеди".

В 1825 году Преосвященным Евгением сделано было новое издание сочинений святителя Тихона, в 15 томах, в следующем порядке:

1) Жизнеописание Преосвященного Тихона, составленное Преосвященным Евгением Болховитиновым.

2) Наставление духовенству.

3) Наставление монашествующим.

4) Наставление всей пастве.

5) Наставление христианское. Составлены из остальных сочинений святителя Тихона - все 1-е отделение, все 5-е отделение, а из отделения 2-го - статьи 3, 4, 5, 9, 10.

Плоть и дух.

Разные размышления. Помещено все 4-е отделение из остальных сочинений и из 6-го отделения статьи от 11-й до конца 19-й.

Переводы с эллиногреческого.

Разные проповеди.

Краткие нравоучительные слова. К ним прибавлены из остальных сочинений отделения 2-го статьи 1, 2, 6, 7, 8.

Содержат сочинение об истинном христианстве.

Содержат в себе "Сокровище духовное", в 4-х частях.

Разные письма, к некоторым приятелям посланные. К ним прибавлены из 6-го отделения остальных сочинений статьи от 1-й до 11-ю.

Письма келейные.

В издании 1837 г. разные размышления и переводы с эллиногреческого из 2-го тома перенесены в 15-й.

Святитель Тихон во всех своих сочинениях имеет в виду нравственное назидание своей паствы. Он хотел быть не ученым толкователем истин веры христианской, а простым проповедником Евангелия для простых душ христианских, ищущих спасения. В творениях его мало можно встретить таких богословских догматических рассуждений, в которых бы истины Веры излагались в систематическом порядке. Он не обращается к ученым доказательствам истин Веры Христовой. Имея целью не человекоугодие и не услаждение читающих, а единственно пользу и спасение [48], назидание, а не показание своей мудрости [49], - он говорил только о том, что необходимо и полезно знать христианину, и в изложении своих мыслей заботился об одном, чтобы все его поняли. "Познается истинный христианин,- говорил он,- не от того, что красно говорит или пишет, но от того, что красно и богоугодно живет; не от внешнего любомудрия, но от Евангельской и христианской философии обучения. Многие красно говорят и пишут, но грубо живут; многие изрядно в естественных вещах философствуют, но христианского и алфавита не знают. Истинный мудрец есть, кто миру юрод, но Христу мудр. Подлинно несмыслен и безумен, кто хотя и все знает, но Бога и Христа Сына Божия не знает" [50].О внешних совершенствах слова Тихон не заботился, будучи уверен, что часто грубое слово, благодатью Божией и любовью растворенное, то делает, чего многие красноречивые риторы не могут сделать [51]. Тихон часто, прерывая нить своих мыслей, останавливается на том, что казалось ему невразумительным для простого читателя, и старается объяснить всеми способами, какие может изобрести любовь отца, беседующего с юными детьми [52]. Эта-то простота его беседы, полная сердечной искренности и любви, производила многие красноречивейшие страницы в его поучениях.

Святитель Тихон хотел действовать на ум и сердце христианина той внутренней силой учения христиан¬ского, по которой оно, как истина живая и всеобъемлющая, удовлетворяя всем существенным потребностям души человеческой, само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и невольно покоряет себе ум и сердце человека. Сам глубоко убежденный в Божественном достоинстве преподаваемого учения, особенно же как учитель простых людей, только умоляет христианина не лишать себя высокого блага веры непоколебимой, говоря: "Буди твердо верен [53]..., поверь, пожалуй, неложному Божию слову, которое достовернейше есть паче всякого ведения [54]". Слово Божие и святая Церковь - вот два незыблемые основания, на которые указывает святитель Тихон. "Что слово Божие открывает нам, тому так несомненно должно верить, как бы глазами нашими видели то, или далеко более. Понеже чувство наше удобнее нас может обмануть, нежели слово Божие, яко от неложного Бога сказанное. Ему более мы должны верить, нежели от мертвых воскресшему и поведающему. Божие свидетельство, которое во Святом Писании объявлено и знамениями и чудесами утверждено, достовернейшее есть паче гласа всего света. Ибо свидетельство Господне верно (Пс. 18:3). Всяк бо человек солгать может, но Бог, яко вечная истина, солгать не может. И потому, что открыл нам Бог, тое, несомненно, тако и есть, и что предсказал имеющее быть, тое непременно в свое время будет... Будет непременно воскресение мертвых, будет второе пришествие Христово, как и первое было; будет суд Его праведный, будет праведным и грешным воздаяние [55]. Так сие истинно есть, как истинно есть, что вчерашний и прочие пришедшие дни были и нынешний есть. Сего ради слово Его святое, в Библии написанное, за основание и утверждение Веры нашей и всего нашего благочестия имеем, яко слово Его истинное, неложное и достоверное, яко и Сам Бог. Ему так должно верить, как бы Сам Бог безпосредственно к нам глаголал [56]". Смысл Священного Писания Тихон повелевает узнавать у святой Церкви [57]. "Берегись испытывать то, что выше тебя. Веруй во всем так, как святая Церковь верует. Сей есть путь безопасный [58]. Писание Святое научает, что Бог Триипостасный сотворил мир, небо и землю, с исполнением их, из ничего, хотением и словом. Так и есть. Так вся святая Церковь верует и исповедует. Проповедует Писание, что Христос Господь наш есть истинный Бог и истинный человек, не в двух лицах разделяемый, но в двух естествах не слитно познаваемый. Тако и есть. Тако Его святая Церковь исповедует, почитает и поклоняется Ему. Объявляет Писание, что в Святейшей Евхаристии истинное есть тело Христово и истинная есть кровь Христова, и сих христиане причащаются. Истинно тако есть. Тако и вся Церковь верует и исповедует. - Утверждай убо веру твою на сем твердом и непоколебимом основании. И аще сатанинское искушение в мыслях, или злый какий и развращенный человек будет предлагать разврат тебе, мечом слова Божия и верой Православной Церкви святой отгоняй от себя хитрокозненного змия того, глаголя так в себе и устами исповедуя: тако святое Божие слово научает нас и святая Церковь верует и исповедует. Верую и исповедую, как слово Божие открывает и научает и как Церковь верует и исповедует" [59].

Излагая тайны веры без всяких мудрований, в принятых Церковью выражениях, святитель Тихон беспрестанно прерывает изложение догматических истин нравственными замечаниями, излиянием благочестивых чувствований и различными обращениями к слушателю или читателю. Он хочет внушить христианину, что Бог и Божественная истина для нас должны быть не столько предметом созерцательного исследования, сколько предметом благоговения, живой любви и благодарности; что христианин должен более очищать сердце свое и стараться жить по заповедям Евангелия, нежели постигать его тайны. Он говорит о духовной природе Божества для того, чтобы научить христианина поклоняться Ему духом и истиною; о вездеприсутствии и всеведении Божием - для того, чтобы показать необходимость ходить всегда пред Богом в чистоте и правде; о премудрости, устрояющей все к пользе нашей и благости беспредельной - для того, чтобы все сердце и любовь христианина обратить к единому Богу. Излагая учение о Боге, как о Творце и Промыслителе всего, он старается возбудить глубокое чувство благодарности к Нему, хочет научить христианина благоговейно возноситься мыслью к Богу, как Виновнику нашей жизни, нашей души и всего, что мы имеем. Чаще всего свт. Тихон беседует о непостижимой любви Божией, явленной нам в воплощении Сына Божия для нашего спасения, о святейшей жизни Богочеловека, о трудах и страданиях, подъятых Им для нашего спасения, и неизобразимых Его благодеяниях и заслугах. Противопоставляя сему растление нравов человеческих, беспечность христиан и жизнь, недостойную таких милостей и высокого звания, всей силой души убеждает бросить грех, любить одну добродетель, предаться в любовь Божию всей полнотой своего существа. О тайне соединения двух естеств в лице Иисуса Христа и подобных предметах свт. Тихон говорит кратко. Но много говорит он о страшном суде Христовом, о муках вечных, чтобы побудить христианина убегать от гнева Божия к Божию милосердию. О вечном блаженстве праведных, чтобы представить оное достойным постоянного стремления и подвигов христианина.

Предлагая нравственное учение, свт. Тихон раскрывает вред и тяжесть греха, показывает, как он оскорбляет бесконечную к нам любовь Божию. Он не входит в то рассмотрение внутренних свойств и состояний души, какие встречаются в аскетических сочинениях Отцов Церкви, но старается возбудить более чувства и умиления. Он изображает тяжкие состояния грешника, как бы свои собственные, и плачет с грешником, плачем святого Ефрема Сирина. Иногда влечет его своими пламенными молитвами к престолу благодати Божией в чувствах хвалы, любви и славословия; повергает в лоно вечной любви Отца Небесного.

Как опытный учитель простого народа, святитель Тихон старается истины христианские приближать к разумению образами и подобиями, взятыми от предметов, подлежащих чувствам. Большую часть сих образов он берет из Священного писания и из Отцов Церкви. Так, свойства Божии и отношения Бога и Господа Иисуса Христа к людям свт. Тихон любил представлять под образом солнца, осиявающего всю вселенную. Особенные отношения Божии к христианам и отношения к Богу христиан изъясняются под образом "отцы и дети". Состояние души человеческой без Иисуса Христа свт. Тихон объясняет сравнением с домом запустелым, преисполненным нечистоты и паутины; с землей невозделанной, произрастающей терние и волчцы. Невозможность человеку одними естественными силами бороться против греха объясняет подобием корабля, немогущего плыть против течения реки самому собою. Действие благодати, просвещающей человека, Тихон представляет под образом светильника, внесенного в темную храмину; огня, разогревающего и умягчающего холодное железо. Свойства истинной любви христианина свт. Тихон изъясняет свойствами искренней любви дружеской. Миролюбцев, ищущих утешения только в благах земных, а забывающих блага небесные, Тихон сравнивает с человеком, нашедшим кошелек, наполненный ничтожными вещами. Для пробуждения чувства благочестия, для постоянного возбуждения мысли к небесному памятованию о Боге Тихон старается, чтобы все предметы, окружающие простого человека в его быту, служили для него памятником духовного мира.

"Видишь в жене, матери или в птице к птенцам горячую любовь,- от сей любви перенесись мыслью к той божественной любви, которой возлюбил Бог свое разумное создание [60]. Видишь ветвь, отсеченную от дерева и иссохшую, которая никуда негодна, как только на сожжение. Разумей от сего, что таковое состояние всякого, кто нерадением и злым житием отсечется от Христа, иже есть лоза истинная [61]. Видишь овцу, отлучившуюся от стада своего, которая дотоле бегает, кричит и ищет стада, доколе паки сыщет его. Так подобает и христианину делать, который нерадением отлучился от стада овец Христовых и молит Бога с Давидом: заблудих яко овча погибшее, взыщи раба твоего (Пс. 118:176) [62]. Видишь, что дитя во всех нуждах к матери своей прибегает; так и христианин всего должен со смирением и верой от Бога отца своего просить [63]. Видишь, что вода с высоких гор на низкие места стекает. От сего научись, что Бог с высоты своей на смиренных призирает и реки дарований своих на сердца их и изливает [64]. Видишь, что свеча горит и далее сгорает. Знай, что и наше житие, как свеча, горит и потом угасает, и помни кончину [65].Чувствуешь жар или видишь огнь; от сего огня прейди умом к огню геенскому. Видишь человека в темнице заключена, окована; прейди умом к вечной темнице; адской, и кайся за грехи твои, чтобы и тебе не прийти в место мучения. Видишь чертоги царские украшенные. Тут да восхитит вера сердце твое к вечным чертогам небесным, праведным уготованным [66]. Видишь, что люди, по общему обычаю, в праздничные дни одеваются в одежды светлые и веселятся. От сего временного и земного празднования, возведи ум твой верой к празднику избранных Божиих, которые вечно имеют праздновать и веселитися" [67]. Так все земное святитель Тихон делает. образом небесного. Простой человек, без книг и наставлений, при руководстве свт. Тихона, может поучаться высшим истинам, и те обыденные занятия, которые сами по себе привязывают к земному, получают значение уроков о небесном.

Вообще, общедоступное изложение самых высоких истин веры, приближенное к разумению самых простых христиан, редкое искусство, посредством сравнений и образов, сообщать истинам особенную ясность и занимательность для всякого христианина, при всяком удобном случае извлекать для них назидание и пролагать им путь к собственному усовершенствованию в богомыслии христианском, - все сии качества делают святителя Тихона преимущественно народным христианским учителем. Пастыри и руководители простого народа всегда в его писаниях и деятельности будут находить превосходное руководство.

Внешний вид святителя Тихона

В первом издании жизнеописания святителя Тихона, составленном Преосвященным Евгением Болховитиновым (в 1796 году), внешний вид святителя, по свидетельству лично знавших его, изображен так: "Святитель Тихон был роста среднего. телом довольно полон, лицо имел белое, круглое и чистое, до самой смерти не было на нем морщин. В летах мужества всегда румянец был на щеках его, но в старости, от трудов и подвигов, он увял, и в это время при чувстве радости, особенно во время приобщения Святых Таин, он появлялся на лице его. Глаза у него были большие карие, взгляд веселый, лоб большой, открытый; волосы на голове большие, кудрявые. темно-орехового цвета, с проседью; борода большая, окладистая и более волос седых; руки полные и чистые". Такое же описание внешнего вида свт. Тихона содержится и в записках Чеботарева. По этому описанию представлялось бы возможным написать довольно точный портрет святителя; но в Софийском женском, близ Усмани, монастыре, хранится письмо Преосвященного Евгения к иеромонаху Тихону (келейнику свт. Тихона), от 21 сентября 1797 года, в котором он пишет: "Описание лица покойного я взял почти слово в слово с вашего мне данного описания, а потому я не виноват...". Видно, Иоанн не признал точным описания, а поэтому во 2-м издании жизнеописание святителя Тихона митрополит Евгений уже не поместил описания внешнего вида его. Посему для верного изображения свт. Тихона нужно обратиться к дошедшим до нас его портретам.

Почитателей святителя Тихона еще в земной его жизни было очень много; некоторые из них имели портреты его, святые в то время, когда он управлял Воронежской паствой; портреты сии сохранились до сего времени. При открытии св. мощей привезено было несколько изображений новоявленного чудотворца, большей частью из города Ельца. В самой Задонской обители хранилось несколько изображений святителя; одно из них, со дня его погребения, находилось при церкви, где почивал святитель. При перенесении св. тела в 1846 году из пещеры в теплую монастырскую церковь изображение перенесено в настоятельские покои, где висело на стене до получения указа Святейшего Синода о причислении святителя Тихона к лику святых, а потом вынесено в церковь.

Многие из доставленных портретов святителя совершенно одинаковы с находившимся при его пещере. Потому сей последний и принят подлинником для писания образа. Во всех чертах сходный с ним, но лучше отделанный в художественном отношении, принадлежит жене елецкого купца М. Д. Ходовой. Снимок с него помещен в начале сей книги. Святитель представлен в мантии и клобуке, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке. Писан сей портрет в то время, когда святитель имел около сорока лет от роду и управлял Воронежской паствой.

По переселении его в Задонский монастырь, молитвенные подвиги, великие труды и постническая жизнь в продолжение тринадцати лет, изменили и внешний вид его. В эту пору его жизни Платон, архиепископ Московский, глубоко чтивший Тихона, пожелал иметь его портрет и отправил для снятия оного художника Басова. Святитель изображен в смиренном иноческом одеянии, с жимолостной тростью в руке, имеющей костяной набалдашник. С этой тростью он обыкновенно ходил; после его кончины трость сию выпросил себе на память один из его келейников, поступивший в монахи в Саровскую пустынь, с именем Вениамина. Перед своей смертью он, как заветную святыню, отдал ее нынешнему отцу наместнику Сергиевой Лавры, у которого она и сохраняется. Портрет свт. Тихона был сначала в келиях митрополита Платона в Вифании, ныне находится в Троице-Сергиевой Лавре; на обороте его означена фамилия художника, писавшего портрет.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Начало книги. Главы I - II

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава III

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава IV

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава V (начало)

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Главы V (окончание) - VI

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава I

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава II

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава III

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава III (продолжение)

"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава III (окончание)

АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.