19 января 2012 г • "Днесь вод освящается естество..."
В праздник Крещения Господня (Богоявления) митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию и Чин Великого водоосвящения в Благовещенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Андрей и клирики кафедрального собора.
Праздник Крещения Господня называют также Богоявлением. Почему не день Рождества Христова? Дело в том, что Рождество совершилось втайне от всего мира: лишь несколько пастухов получили откровение от ангелов, да волхвы с востока пришли за чудесной звездой к вертепу Богомладенца.
До тридцатилетнего возраста Иисус жил с Матерью Своей в доме мнимого Своего отца – Иосифа-плотника, в Назарете. Только по достижении 30 лет, по Закону Моисея, человек мог обращаться к народу с проповедью, учительствовать.
Когда пришло время, вышел на берега Иордана Иоанн Креститель – пророк Божий: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие! Приготовьте путь Господу!". И каялись люди в злых делах своих, опускаясь в воды Иордана – это было крещение покаяния.
Тогда и вышел на Свое общественное служение Иисус Христос: придя на берег Иордана, Он склонил главу пред Иоанном и просил крещения. "Я должен креститься от Тебя – зачем Ты просишь меня об этом?" – в страхе молвил Креститель, по откровению Божию узнавший, Кто перед ним. "Так надлежит нам исполнить всякую правду" – ответил Господь, имея в виду предстоящее Ему тяжелое дело служения: проповедь, нищету, странничество, безвинные оскорбления, неправедный суд, Крест, смерть и Воскресение…
Но это все впереди. А пока Он, никому еще не известный, входит в быстрые струи Иордана. И – о, диво! – видит Иоанн раскрывшиеся над Христом небеса, и Духа Святого в виде светозарного голубя, сходящего на главу Иисуса. И возгремел с небес голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!". Так впервые людям Бог явил Себя как Святая Троица.
И когда на другой день Иоанн Креститель вновь увидел приближающегося Иисуса, то, возвысив голос, воскликнул: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира!". И весь собравшийся народ с удивлением и надеждой обратил на Иисуса свои взоры. С того дня Христос начал Свою Евангельскую проповедь, ЯВИЛСЯ миру, стал "явным" для всех людей – это второй смысл названия праздника "Богоявления".
Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
О СВЯТОЙ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ:
Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но основанием для этого стало освящение всего естества вод, которое мог совершить только Сам Господь.
"Днесь вод освящается естество, Владыку видя крещаема" – поется в стихире на Великом водоосвящении. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить воды и сделать их источником освящения для человека. "Ты во Иорданские струи сошел еси, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев" – говорится в молитве. Под "змиями" следует понимать демонские силы, своим злобным действием наполнявшие стихии нашего материального мира после грехопадения. Иисус Христос, сойдя в воды Иордана, изгнал бесовские силы, вернул естеству вод первозданную чистоту и даровал возможность благодатного действия на тех, кто с верой в Него эту воду употребляет. Так впервые совершилось освящение воды.
Поэтому Крещенское водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к воде, известным под названием “хода на Иордан”.
Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?
Дело в том, что мы сами, живя на земле, носим в себе греховную нечистоту. Мы всегда грешим, и тем самым снова оскверняем окружающий мир, снова наполняем все нечистотой и тлением. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам таинства Церкви. Через богослужение и таинства христианам дается возможность силой веры и молитвы испрашивать благословение Отца Небесного на весь мир, и благословение и освящение вновь подается миру через невидимое пришествие Святого Духа.
"Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею" – писал святитель Димитрий Херсонский. Принимая ее с верой и молитвой, мы сами сподобляемся освящения и благословения.
Святая вода врачует наши телесные болезни. Она способна гасить пламя страстей, отгонять злых духов – вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.
Вода, освящаемая в праздник Крещения Господня в богослужебных книгах называется "Великая агиасма" – что в переводе с греческого означает "Великая святыня".
По церковному уставу, в праздник Богоявления освящение воды совершается дважды: в сочельник, накануне праздника, и в самый день Крещения Господня. Чин, которым совершается освящение, – один и тот же, поэтому не нужно разделять эту воду на "Крещенскую" и "Богоявленскую" или "Иорданскую" – благодатное действие святой воды от сочельника и от праздника не может иметь каких-то различий.
Крещенская вода – святыня, которая должна быть в доме каждого православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Употреблять желательно натощак, можно с просфорой и чтением приведенной ниже молитвы. Но при необходимости, в случае болезни, бесовского страха или в иной духовной нужде можно и нужно пить ее в любое время. Помазываются святой водой больные места, кропятся жилища, огороды, сараи и все, с чем мы соприкасаемся в своей жизни.
Но в полноте освящающего и исцеляющего действия святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в Господа Бога и силу молитвы святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения.
Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и дел.
Не нужно пытаться запасти ее впрок побольше – при оскудении всегда можно добавить святую Крещенскую воду в сосуд с простой водой, и она освятится.
Тропарь Крещения Господня, глас 1:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак Крещения Господня, глас 4:
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.