29 ноября 2024 г., ПЯТНИЦА, (16 ноября ст.)
Воронежская и Борисоглебская епархия

16 января 2012 г • Как правильно встретить праздник Крещения Господня?

В конференц-зале управления Воронежской и Борисоглебской епархии состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему празднику Богоявления (Крещения Господня).


Встречу с журналистами провел секретарь епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин. Также в пресс-конференции приняли участие начальник ГИМС – Главный государственный инспектор по маломерным судам Воронежской области Владимир Волков и заместитель начальника отдела управления Роспотребнадзора по Воронежской области Александр Шукелайть.

Отец Андрей поздравил всех собравшихся с наступающим, любимым многими россиянами, праздником и рассказал о его истории и сути.

Праздник Крещения Господня называют также Богоявлением. Почему не день Рождества Христова? Дело в том, что Рождество совершилось втайне от всего мира: лишь несколько пастухов получили откровение от ангелов, да волхвы с востока пришли за чудесной звездой к вертепу Богомладенца.

До тридцатилетнего возраста Иисус жил с Матерью Своей в доме мнимого Своего отца – Иосифа-плотника, в Назарете. Только по достижении 30 лет, по Закону Моисея, человек мог обращаться к народу с проповедью, учительствовать.

Когда пришло время, вышел на берега Иордана Иоанн Креститель – пророк Божий: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие! Приготовьте путь Господу!". И каялись люди в злых делах своих, опускаясь в воды Иордана – это было крещение покаяния.

Тогда и вышел на Свое общественное служение Иисус Христос: придя на берег Иордана, Он склонил главу пред Иоанном и просил крещения. "Я должен креститься от Тебя – зачем Ты просишь меня об этом?" – в страхе молвил Креститель, по откровению Божию узнавший, Кто перед ним. "Так надлежит нам исполнить всякую правду" – ответил Господь, имея в виду предстоящее Ему тяжелое дело служения: проповедь, нищету, странничество, безвинные оскорбления, неправедный суд, Крест, смерть и Воскресение…

Но это все впереди. А пока Он, никому еще не известный, входит в быстрые струи Иордана. И – о, диво! – видит Иоанн раскрывшиеся над Христом небеса, и Духа Святого в виде светозарного голубя, сходящего на главу Иисуса. И возгремел с небес голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!". Так впервые людям Бог явил Себя как Святая Троица.

И когда на другой день Иоанн Креститель вновь увидел приближающегося Иисуса, то, возвысив голос, воскликнул: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира!". И весь собравшийся народ с удивлением и надеждой обратил на Иисуса свои взоры. С того дня Христос начал Свою Евангельскую проповедь, ЯВИЛСЯ миру, стал "явным" для всех людей – это второй смысл названия праздника "Богоявления".

О СВЯТОЙ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ:

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но основанием для этого стало освящение всего естества вод, которое мог совершить только Сам Господь.

"Днесь вод освящается естество, Владыку видя крещаема" – поется в стихире на Великом водоосвящении. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить воды и сделать их источником освящения для человека. "Ты во Иорданские струи сошел еси, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев" – говорится в молитве. Под "змиями" следует понимать демонские силы, своим злобным действием наполнявшие стихии нашего материального мира после грехопадения. Иисус Христос, сойдя в воды Иордана, изгнал бесовские силы, вернул естеству вод первозданную чистоту и даровал возможность благодатного действия на тех, кто с верой в Него эту воду употребляет. Так впервые совершилось освящение воды.

Поэтому Крещенское водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к воде, известным под названием “хода на Иордан”.

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?

Дело в том, что мы сами, живя на земле, носим в себе греховную нечистоту. Мы всегда грешим, и тем самым снова оскверняем окружающий мир, снова наполняем все нечистотой и тлением. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам таинства Церкви. Через богослужение и таинства христианам дается возможность силой веры и молитвы испрашивать благословение Отца Небесного на весь мир, и благословение и освящение вновь подается миру через невидимое пришествие Святого Духа.

"Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею" – писал святитель Димитрий Херсонский. Принимая ее с верой и молитвой, мы сами сподобляемся освящения и благословения.

Святая вода врачует наши телесные болезни. Она способна гасить пламя страстей, отгонять злых духов – вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.

Вода, освящаемая в праздник Крещения Господня в богослужебных книгах называется "Великая агиасма" – что в переводе с греческого означает "Великая святыня".

По церковному уставу, в праздник Богоявления освящение воды совершается дважды: в сочельник, накануне праздника, и в самый день Крещения Господня. Чин, которым совершается освящение, – один и тот же, поэтому не нужно разделять эту воду на "Крещенскую" и "Богоявленскую" или "Иорданскую" – благодатное действие святой воды от сочельника и от праздника не может иметь каких-то различий.

Крещенская вода – святыня, которая должна быть в доме каждого православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Употреблять желательно натощак, можно с просфорой и чтением приведенной ниже молитвы. Но при необходимости, в случае болезни, бесовского страха или в иной духовной нужде можно и нужно пить ее в любое время. Помазываются святой водой больные места, кропятся жилища, огороды, сараи и все, с чем мы соприкасаемся в своей жизни.

Но в полноте освящающего и исцеляющего действия святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в Господа Бога и силу молитвы святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения.

Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и дел.

Не нужно пытаться запасти ее впрок побольше – при оскудении всегда можно добавить святую Крещенскую воду в сосуд с простой водой, и она освятится.

Отвечая на вопросы журналистов, отец Андрей развеял "популярные" в народе суеверия. Так, секретарь епархиального управления отметил, что Церковь не предписывает в этот день никакого "ритуального омовения". "Купание в этот праздник не является обязательным условием жизни христианина", - пояснил отец Андрей. Также священнослужитель напомнил, что человек очищается, только участвуя в Церковных Таинствах. Купание же на Крещение никого от грехов не освобождает.

На вопрос журналистов, как же все-таки правильно встретить Крещение, протоиерей Андрей ответил: "Для православного человека в этот день, конечно, необходимо побывать на богослужении. И не просто "постоять", но прийти в храм с открытым сердцем и душой, желательно причаститься Святых Таин Христовых".

- Праздник Крещения побуждает нас изменить жизнь, отстраниться от пагубных пристрастий, - заключил отец Андрей. - Важно жить церковной жизнью, а купаться в этот день или нет, - для нашего спасения не важно.

Если же человек, желая подражать Христу, в этот день непременно решит окунуться в воды, делать это следует только в проруби водоема или в источнике, где вода освящена по Церковному чину. Вот перечень мест, где можно будет совершить погружение в воды после совершения богослужения:

В "Иордани" возле Успенского Адмиралтейского храма: примерно в 4:30 – 5:00 (если будет достаточной толщины лед).

3:00 – 3:30 – Великое водоосвящение в купели на источнике свт. Митрофана.

В ночь с 18 на 19 января - 22.00 - Великое освящение воды на источнике свт. Тихона Амафунтского (с.Подгорное).

Там же, в Подгорном - в ночь с 18 на 19 января - 23.00 - Всенощное бдение. Божественная Литургия, по окончании - Великое освящение воды. (Если лед будет, то будут делать прорубь).

Около 3:00 - освящение воды на источнике в честь иконы Матери Божией "Неупиваемая Чаша", в с.Костенки (имеется купель).

В свою очередь, Владимир Волков подтвердил, что воронежским МЧС были разработаны и доведены до местных властей рекомендации по оборудованию купелей для обеспечения максимальной безопасности решивших все-таки окунуться в праздничную ночь. Кстати, по словам Александра Шукелайть, из 170 проб лишь вода реки Усманка не отвечает требованиям по микробиологическим показателям.

Более получаса продолжалась беседа с журналистами. В завершение встречи участники пресс-конференции выразили надежду, что праздничные мероприятия пройдут без каких-либо ЧП.

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.