26 сентября 2015 г • "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый..."
Праздничное всенощное бдение и чин Воздвижения Креста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе.
Накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Благовещенском кафедральном соборе было совершено архиерейское богослужение. Всенощное бдение и чин Воздвижения Креста совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Воронежской митрополии.
Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики кафедрального собора.
В стихирах и канонах богослужения говорилось о духовном значении праздника:
- о том, что страдания Иисуса Христа "умертвили умертвившего нас", т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей;
- что "яд змия", принесшего смерть, был смыт кровью Иисуса Христа;
- что крест был прообразован в Ветхом Завете крестообразно сложенными руками патриарха Иакова (благословившего сыновей Иосифа) и руками Моисея (молившегося во время сражения евреев с амаликитянами);
- что в день Воздвижения Креста исполнилось пророчество Царя Давида о поклонении подножию пречистых ног Спасителя, и в этот день одинаково торжествуют и ангелы, и люди, демоны же трепещут;
- что Крест является укреплением страждущих, похвалою верных, ободрением Апостолов, заступлением праведных и возрождением грешников;
- что вследствие такого значения Креста и праздника молящиеся должны облобызать Крест Господень со страхом и радостью: со страхом - от глубокого сознания своего недостоинства, а с радостью - оттого, что Крестом нам даровано спасение.
Главной особенностью службы праздника является изнесение из алтаря Креста и поклонение ему. Во время пения хором великого славословия, Архиерей в полном облачении, как при совершении Литургии, в сопровождении духовенства износит святой Крест из алтаря и обходят с ним храм внутри "против хождения солнечного" - из северных врат алтаря к западу и мимо южных дверей храма снова к амвону.
После возгласа Архиерея: "Премудрость, прости" (по-церковнославянски: "станьте прямо и благоговейно, внимайте премудрости"), хор поет тропарь праздника: "Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианам над сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".
Затем начинается Чин воздвижения, который воспроизводит то, что происходило в те далекие времена при обретении Животворящего Креста в окрестностях Иерусалима: при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому патриарх Макарий многократно поднимал Крест (по славянски - "воздвигал"), чтобы всем было его видно. Народ совершал поклонение Кресту и взывал: "Господи помилуй!".
При совершении Чина архиерей при пении "Господи помилуй" (по 100 раз) совершает воздвижение креста на 4 стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз на восток. Затем все молящиеся целуют Крест и помазываются святым елеем по обычаю.
При общем поклонении Кресту поется особый тропарь: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Этот тропарь подчеркивает неразрывную связь крестных страданий и воскресения Спасителя.