14 августа 2015 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил торжества престольного праздника Спасского храма с.Новая Усмань
В день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию и освящение меда нового сбора.
Перед Божественной литургией, как полагается в день престольного праздника, был совершен чин малого водоосвящения.
У входа в храм Правящего Архиерея вместе с настоятелем и прихожанами храма с букетом цветов встречал глава администрации новоусманского района Владимир Васильевич Чернышов.
В совершении Божественной литургии митрополиту Сергию сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Каширского церковного округа протоиерей Михаил Андреев, настоятель Спасского храма протоиерей Павел Мельничук с клириками и настоятель Казанского храма с.Новая Усмань священник Алексий Воронин.
Встретить престольный праздник в молитве со своим Архипастырем собралось множество богомольцев - прихожане храмов Новой Усмани и окрестных селений, многие пришли с детьми и внуками. Более ста человек приобщились Святых Христовых Таин.
После отпуста литургии было совершено поклонение Кресту, а затем митрополит Сергий возгласил молитву на освящение меда нового сбора и окропил его святой водой.
По завершении богослужения Владыка Сергий обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом:
"Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с престольным праздником!
Взирая на этот восстанавливающийся храм, мы с вами можем увидеть в нем отражение процессов, которые совершаются в душе человека. Этот храм – свидетель опустошения душ, происходившего в ХХ веке. Сегодня мы можем молиться в главной части этого храма, а алтарная часть доныне находится в поругании. На ее месте возведено здание и это печальное свидетельство того, с каким непониманием люди могут относиться к духовным вопросам. А ведь если из жизни убрать духовную составляющую, – которая всегда была важна для русского человека, давала ему осмысленность восприятия мира, – то мы ничем не будем отличаться от бессловесных животных. Наши потребности станут очень простыми: удовольствие, пища, сон и больше ничего. К этому и ведут нас современные идеологи. Но занимая иждивенческую позицию в жизни, люди становятся не Христовым стадом, а стадом диавола: их заботы тогда не о святыне и правде Божией, а о животных потребностях…
Христианство дает нам другое понимание смысла жизни на земле. Он – в постоянной работе над своим сердцем и душой. Человек должен созидать свой внутренний мир по подобию Божию и по тем правилам, которые мы имеем в Евангелии Царствия Божия. Мы должны воплощать их в нашу жизнь – только тогда мы будем становиться лучше. Добро и милосердие должно быть принесено нами во все сферы нашей жизни: в семью, в коллектив на работе, в общественные и межгосударственные отношения. Нужно пробудиться от сна безразличия, научиться осмысленно относиться ко всему, что происходит вокруг нас. Этому учит нас подвиг ветхозаветных мучеников Маккавеев, память которых мы сегодня чтим. Они проявили твердость в почитании истинного Бога, невзирая на лютые мучения, отказались принести жертву языческим богам.
Сегодня мы празднуем изнесение Древ Честнаго и Животворящего Креста Господня. Церковь обращает наше внимание на Страдания Христовы. Он пострадал за нас и воскрес, поэтому жизнь имеет смысл, жизнь жительствует! Мы должны вдохновляться осознанием того, что Воскрес Христос – и "никтоже на ны": ни смерть, ни дьявол, никакое зло не имеет над нами власти. Но современная идеология старается убедить людей, что не было Воскресения Христова, что Он не умирал, а просто впадал в летаргический сон или в кому. Отрицают истину Евангелия, все стараются делать для того, чтобы внушить человеку: нет момента Воскресения, нет вечной жизни. А если так – тогда и в духовной жизни смысла нет. Человек низводится на уровень животного. Для этой цели сейчас происходит разрушение христианских святынь на ближнем востоке, чтобы не осталось никаких археологических доказательств бытия Христа, чтобы ничего не напоминало о процветании христианства. А ведь там – колыбель христианства; там проповедовали апостолы, жили первые подвижники… Мы с вами должны хранить свою веру, свои святыни, уметь распознавать и отвергать действия диавольские и наущения врагов рода человеческого, чтобы они не имели действия на нас и мы оставались бы сыновьями и дочерьми Божиими.
Поздравляю с началом Успенского поста. Это небольшой пост – двухнедельный, но по строгости приравнивается к Великому посту. Желаю всем в духовной радости провести эти 14 дней и встретить Успение Божией Матери с подобающим торжеством и чистотой сердца.
Да сохранит вас Господь на многая и благая лета!" - завершил свое слово митрополит Сергий.
Историческая справка: Спасский храм был построен на средства прихожан в 1785 году. Освящал его управляющий Воронежской епархией епископ Тихон III (Малинин). По своей архитектуре храм был построен предположительно в стиле русского барокко.
В 1882 году на опоре церковных ворот были сделаны надпись и барельеф в память об убийстве императора Александра II и о его благодеяниях для российского народа. Надпись сохранилась до сего дня, а барельеф был утрачен в революционное время.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: "Спасская церковь в Большой (Собакиной) Усмани Воронежскаго уезда, с приделами на правой стороне св. Николая чудотворца, на левой святых великомуч. Димитрия и Никиты, каменная с колокольнею, построена в 1795 году (или в 1785 году) на месте прежней в честь св. великомуч. Димитрия. Земли 48 десятин пахатной и 46½ дес. сенокосной писцовой, на последнюю есть план и межевая книга. Прихожан 2600 душ".
По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Спасской церкви числились: два священника, диакон, псаломщик-диакон и псаломщик. У церкви отмечено 114 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 632 двора, в которых проживало 6449 человек.
В 1921 году последний настоятель Спасского храма протоиерей Михаил Алексеевич Хмелинский, служивший в храме с 1907 года, был осужден, а в 1937 - расстрелян.
В 1936 храм был разграблен и частично разрушен. Позже здание реконструировали, вначале в нем располагалась школа, затем - детский сад. Затем помещение пустовало и стало приходить в упадок. В 2004 году историческое храмовое здание было передано приходу Спасского храма Воронежской епархии.
11 октября 2007 года был совершен чин освящения креста для купола восстанавливающегося Спасского храма. Первоначально в храме был восстановлен Никольский придел, в котором 19 декабря 2009 г., в день памяти святителя Николая Чудотворца, была совершена первая со времен закрытия Божественная литургия.
Главный придел восстановлен трудами нынешнего настоятеля к празднику Святой Пасхи 2015 года.