4 декабря 2024 г., СРЕДА, (21 ноября ст.)

20 мая 2015 г • 1946-04-07 Слово архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

"Благовещение - избавление рода человеческого от "первыя клятвы"". Произнесено в храме во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы г.Софии.


"Днесь вся тварь радуется, клятвы бо праотчи разрешается соуз". (Седален по 3-й кафизме, гл. 3.)

Святая Церковь за вечерним богослужением в честь праздника Благовещения в одной из стихир на стиховне обращает наше внимание на такие слова: "Се воззвание ныне явися нам:… Бог человеком соединяется… Дева бо приемлет радость… Мир разрешися первыя клятвы" (Стихира 3-я). А в седальне, за утренним благовещенским богослужением говорится: Днесь вся тварь радуется, клятвы бо праотчи разрешается соуз (Седален по 3-й кафизме, гл. 3). Наконец, в одной из стихир на том же утреннем богослужении мы находим такие слова: Пресущественное Слово плотию вселися в Тя …, Богородице Дево, назда род... падший от древния клятвы (Стихира 4-я на хвалитех).

Всеми этими словами своих благовещенских богослужений Святая Церковь показывает нам, возлюбленные о Христе чада мои, какое величайшее благо даровано нам от Благовещения. Этим благом является избавление нас от проклятия, которое наложил Господь в раю за первородный грех на наших прародителей, а через них и на все человечество.

Страшным несчастием было для нас это проклятие. В своей сущности оно было разъединением людей с Богом, или, что то же, отлучением их от райского блаженства на земле, как и в будущей жизни, ибо двери рая были закрыты даже для ветхозаветных праведников.

Впервые после падения Бог соединился с человеком при Благовещении, когда произошло в утробе Пречистой Девы Марии зачатие Бога Слова, произошло Его Воплощение. Тогда настало для людей время возвращения им утраченного райского блаженства.

Таким образом, Благовещение стало для нас началом избавления от проклятия, соединения нас с Богом и возвращения райского блаженства. В этом и заключается основное и спасительное для нас значение Благовещения. Недаром Святою Церковью оно называется главизною, или началом нашего спасения.

Разумеется, в самый момент Благовещения произошло только соединение Бога с человеком, а райское блаженство стало восприниматься нами, когда образовалась Церковь Христова на земле. Здесь мы получаем сие блаженство в благодатных многочисленных источниках: в молитвах и богослужениях Церкви, в особенности в ее Таинствах, в словах Божественного Писания, в святоотеческом учении и в жизнеописании святых угодников Божиих. Святые люди представляют собой источники великого райского для нас утешения. Об этом свидетельствует стремление огромного множества русских людей к святым людям. Почему это происходило? Потому что через них Господь являл явные свидетельства Своего всемогущества, милосердия и премудрости; потому что через святых Господь совершал Свои чудеса, столь желанные и отрадные для нашего сердца. Через них переливалась божественная радость в сердца тех верующих, которые имели общение со святыми. Недаром митрополит Московский Филарет говорил: "Прикасаясь святых, мы прикасаемся Самого Христа, Который в них живет и царствует Своею благодатью".

Конечно, сие райское блаженство является достоянием тех, которые сами стремятся к нему путем неуклонного исполнения Божественных заповедей. Как через нарушение заповеди Божией райское блаженство было утрачено, так через соблюдение заповедей мы опять его обретаем при помощи благодати Святаго Духа.

Поэтому, будем, возлюбленные о Христе братия и сестры, неуклонно исполнять все Божественные заповеди. Для этого будем тщательно избегать грехов. А так как самым гибельным и ужасным для нас является грех ереси, то будем всячески уклонятся от ересей и в особенности современных… Эти ереси тем для нас опаснее и гибельнее, что они не отрицают веры в Христа как вторую Божественную Ипостась. Однако, своим лжеучением они отрицают все дело Христа на земле, ниспровергают все Его Божественное домостроительство в деле нашего спасения.

Так, например, распространяется богословское мнение о том, что Господь будто бы не налагал в раю за первородный грех на первых людей, а через них и на все человечество, Своего проклятия. Вы слышали сейчас, возлюбленные, приведенные слова из благовещенских богослужений, в которых Церковь ясно учит и утверждает, что это проклятие от Бога было наложено в раю на первых людей и на все человечество. Поэтому это проклятие называется Церковью первою, праотеческою или древнею клятвою. А данное богословское мнение утверждает, что этого проклятия в раю не было.

Проклятие, или анафема, есть отлучение нас от Бога, Источника жизни и блаженства - есть смерть телесная и духовная. По словам епископа Феофана Затворника, это проклятие уже содержалось в следующих Божественных словах первым людям: … воньже аще день снесте от него (дерева познания добра и зла), смертию умрете (Быт. 2:17), конечно в случае неисполнения данной заповеди. Наши прародители не исполнили эту заповедь, пали первородным грехом, и проклятие вступило в силу.

Таким образом, если бы не было первородного греха, то не было бы и проклятия. Последнее есть следствие, а первородный грех - причина. Ясно, что отрицание вопреки Библии проклятия Богом наших прародителей, влечет за собой отрицание первородного греха. То и другое находятся между собою в неразрывной связи. Отрицая проклятие, мы отрицаем первородный грех. Если мы будем отрицать первородный грех, мы тем самым будем ниспровергать все Божественное домостроительство. В самом деле, если первородного греха не было, то совсем не за чем было приходить в мир Спасителю для искупления нас от первородного греха и для избавления от проклятия, которых якобы не было. В таком случае в Христовом домостроительстве нет места рождению Христа, Его страданиям, смерти и воскресению и ниспосланию на апостолов благодати Святаго Духа. В таком случае нет места в сем домостроительстве и самому Благовещению, этому началу, или главизне нашего спасения, ибо все эти события были вызваны первородным грехом и проклятием за этот грех. Отсюда явствует, как мы должны хранить свою веру, в какой кристальной чистоте должны ее исповедовать.

Будем тщательно соблюдать заповедь Божию о вере и все прочие Божественные заповеди! Тогда все плоды Благовещения: избавление от проклятия, соединение с Богом и райское блаженство будут нашим достоянием. Тогда еще здесь, находясь во плоти, мы будем испытывать большее блаженство, чем то, какое испытывали первые люди в раю в своем невинном состоянии. В одной из стихир (на Господи воззвах) благовещенского богослужения Святая Церковь влагает в уста Пречистой Девы Марии такие слова: "… рожду Безплотнаго, … яко да возведет человека в первое достояние" - здесь разумеется райское блаженство, которое испытывали первые люди. Но что же будет означать, что мы возводимся теперь в это блаженство с растворением, т.е. в расширенном объеме, в увеличенной степени? По святоотеческому разуму, это растворение есть ничто другое как Тело и Кровь нашего Господа, страшное и самое великое Таинство, в котором мы объединяемся с Христом, истинным Богом нашим, всем своим существом, делаемся единными с Ним по благодати и обожаемся. Такого дивного, тесного и родственного единения с Богом не имели первые люди в раю. Поэтому новозаветные праведники, святые угодники Божии, за свое неуклонное соблюдение заповедей испытывали такую божественную радость, какой не имели наши прародители до своего падения. Это понятно, ибо тогда не было величайшего Таинства Евхаристии, не было Тела и Крови Христа, этого самого высшего плода Благовещения.

Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с праздником Благовещения. От всего сердца и молитвенно желаю вам, чтобы все плоды Благовещения были вашим достоянием вплоть до божественной радости от принятых вами Святых Пречистых Таин. А так как без исполнения спасительных заповедей этого достигнуть нельзя, то дай Бог нам всем неуклонно и всегда соблюдать Божественные заповеди, и чтобы над всеми нами всегда осуществлялись слова Господа нашего Иисуса Христа: Аще заповеди Моя соблюдете…, радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (Ин. 15:10-11), т.е. будет полной и совершенной. Аминь.

По материалам сайта "Православна беседа, русская версия". http://pravoslavie.domainbg.com/rus.

АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.