30 сентября 2011 г • Митрополит Сергий совершил Божественную литургию в пещерном храме Спасского Костомаровского женского монастыря
В день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - престольный праздник пещерного храма - торжественное богослужение в обители возглавил Правящий Архиерей Воронежской и Борисоглебской епархии.
Костомаровская Свято-Спасская женская обитель расположена в 187 километрах к югу от Воронежа среди живописных меловых гор. Своим полупустынным пейзажем эта местность напоминает Палестину. Это внешнее сходство нашло отражение в наименованиях, усвоенных здешним окрестностям. Как и на Святой Земле, здесь есть и "Голгофа" с большим деревянным крестом, и "гора Фавор", и "Гефсиманский сад". В четырех километрах от обители находится источник Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, сам святой апостол Андрей Первозванный около двух тысяч лет назад проповедовал Евангелие, двигаясь к северу по берегам Дона.
Чтобы увидеть "вторую Палестину" едут в это святое место паломники со всех концов России.
Двухпрестольный пещерный собор Костомаровского монастыря промыслом Божиим уцелел в годы воинствующего безбожия. Главный престол освящен в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя, второй престол - в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. При входе в собор возвышаются величественные, Богом созданные, меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей.
В день престольного праздника Его Высокопреосвященство митрополит Сергий совершил в пещерном храме Божественную литургию и молебен святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, после чего обратился к многочисленным паломникам с архипастырским словом.
Почитание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии (греческие имена отроковиц матери Софии – Пистис, Елпис и Агапи) издавна широко распространено на Руси. "София" в переводе с греческого – "мудрость". Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, было 12 лет, второй, Надежде, - 10, а младшей, Любови, - лишь 9 лет. Три юных отроковицы и их мать перед лицом мучений и смерти показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, юность или недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению силы духа, мудрости и мужества.
Повествование о страдании святых мучениц:
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова - София. У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.
Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
"У нас есть Бог Небесный, - ответил они, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа".
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
"Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю", - сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, глас 4:
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.