27 сентября 2011 г • Торжественное архиерейское богослужение в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня было совершено в Благовещенском кафедральном соборе
Служение Божественной литургии возглавил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
Его Высокопреосвященству сослужил епископ Острогожский Андрей.
На богослужении присутствовали заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковник внутренней службы Александр Чуприян, прибывший в наш город для проведения комплексной проверки регионального управления МЧС, и начальник Главного Управления МЧС России по Воронежской области Игорь Кобзев с сопровождающими лицами. В благословение и в память о посещении Благовещенского кафедрального собора митрополит Сергий преподнес высоким гостям иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.
О значении праздника Воздвижения Креста Господня:
Крест Христов, по Промыслу Божию, сделался орудием спасения человечества.
В светильне праздника говорится: “Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, верных утверждение; Крест, Ангелов слава и демонов язва”.
Богослужебном круге Церкви праздник Вождвижения Креста относится к двунадесятым, то есть, к двенадцати главным праздникам.
По содержанию богослужебных песнопений праздник Воздвижения подобен Страстной седмице, которая бывает перед Пасхой - этот день, согласно Устава, также посвящен усиленной молитве и строгому посту. Но если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над Божественным Страдальцем, то в день Воздвижения мы радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью.
Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы и в этот день особо чествует Его, как величайшую святыню.
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом , первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью "Сим победиши".
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая).
Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.
При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.
Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова. Святая Елена не дожила до освещения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 26 по новому стилю, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Ради воспоминания крестных страданий Спасителя в этот день установлен пост: не принято в день Воздвижения есть мясо, молоко, яйца, рыбу, а только овощи и прочие растительные продукты.