9 мая 2015 г • "Победа Духа"
К 70-й годовщине Великой Победы газета "Комсомольская правда - Воронеж" опубликовала статью об участии Русской Православной Церкви и Воронежской епархии во всенародном подвиге 1941 - 45 годов.
ПОБЕДА ДУХА
"Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь… Господь дарует нам победу" (Митрополит Сергий (Страгородский) о нападении Германии на СССР).
Четыре года, пока длилась война, наша страна жила как единый организм: каждый совершал свой подвиг - кто на фронте, а кто в тылу. Все это время плечом к плечу с народом находилась Церковь - священники вдохновляли воинов на бранный подвиг, призывали к самоотверженному труду труженников тыла, помогали партизанам на оккупированных территориях… И во всех храмах совершалась непрестанная молитва о Победе!
ВМЕСТЕ С НАРОДОМ
С началом Великой Отечественной войны во взаимоотношениях государства с РПЦ произошли разительные по сравнению с предшествующими десятилетиями перемены: прекратилась волна уничтожения храмов, многие священнослужители были возвращены из концлагерей для возобновления служб во вновь открываемых приходах. Причина этому – великая, всенародная беда, в которой помощь Божия стала для всех главной надеждой.
Воспитание мужества, самопожертвования и веры в победу, уход за больными и ранеными, утешение людей и помощь им в преодолении страданий от потерь войны, консолидация верующих, направленная на достижение единства тыла, материальная помощь - вот то, над чем трудилось духовенство и миряне четыре военных года.
На оккупированных территориях священники являлись подчас единственным связующим звеном между местным населением и партизанами, укрывали красноармейцев и сами вступали в партизанские ряды.
В Воронежской области до февраля 1942 года вовсе не было действующих приходов (последний православный храм в городе – Успенская церковь – был закрыт в феврале 1940 г.). 13 февраля 1942 г. первое богослужение было совершено во вновь открытом Никольском храме. . А Следом стали открываться другие приходы в Воронеже, Анне, Борисоглебске. В течение нескольких месяцев в Воронежской области было открыто около сотни храмов. Верующие - нищие и голодные - отдавали в открывающиеся церкви сохранившиеся в частных домах иконы, богослужебные книги. Духовенство и прихожане молились "о Богохранимой стране нашей, властях, вождях и воинстве ея". Великое множество людей тогда приняли крещение. Церковь давала людям утешение в то время, когда война приносила неисчисляемые страдания и жертвы.
Все священники вели патриотическую работу. Так, протоиерей Иван Бобрусов, служивший все месяцы оккупации в Александровка Россошанского района, за несколько дней до освобождения села призвал верующих усилить молитвы о победе русского оружия. Немцы решили арестовать священника, но местные жители его спрятали и таким образом спасли от расправы.
А священник села Старо-Никольское Александр Кесаревский так сформулировал основные принципы своего служения: "Первое - удовлетворение религиозных потребностей, второе - возгревание любви к Родине, третье - помощь семьям эвакуированных красноармейцев". На свои средства он содержал десять семей с маленькими детьми, переселенцев из Воронежа.
СЛУЖЕНИЕ ПОД ГРАДОМ БОМБЕЖКИ
7 июля 1942 года немцы, прорвав оборону советских войск, вторглись в Воронеж и овладели его правобережной частью. Протоиерей Павел Беляев (первый настоятель открытого в феврале Никольского храма) был эвакуирован в Борисоглебск. В областном центре остались священники Иван Поворинский и Александр Кесаревский. Под несмолкаемым обстрелом, взрывами бомб службы в городе продолжались до 31 июля - молились о нашем воинстве, о сохранении его единства, о здравии и благополучии. Потом немцы закрыли храмы. Отец Александр Кесаревский сумел получить в комендатуре пропуск и разрешение на вынос из церкви богослужебных предметов - Антиминса, святого Мира, напрестольного Евангелия, креста, облачения и богослужебных книг. Все эти святыни пригодилось при богослужениях в селе Старо-Никольском Хохольского района.
После освобождения Воронежской области от немецких захватчиков начались организованные сборы в фонд обороны. При Никольском соборе Воронежа в сентябре 1943 года был организован епархиальный комитет по сборам подарков раненым воинам и пожертвований на оборону Родины. В храмах был введен "тарелочный сбор" в фонд обороны, выставлялись кружки с надписями "на подарки раненым воинам", произносились патриотические проповеди. С 22 июня 1941 года по 22 июля 1944-го было перечислено около трех миллионов рублей - средства пошли на оказание помощи больным и раненым в госпиталях, инвалидам войны, детским учреждениям, на подарки в армию и прочее.
Пасха 1945 года пришлась на 6 мая - день памяти великомученика Георгия Победоносца, покровителя Христолюбивых воинов. Казалось, сами небеса радовались победе русского оружия над антихристианскими полчищами. В День Победы 9 Мая и последующие дни в храмах епархии совершались торжественные богослужения. В искренней, сердечной радости народ благодарил Бога за избавление от ужасного нашествия, за спасение Отечества.
С 1944 года по начало 1947-го Воронежская епархия пожертвовала в фонд обороны, на восстановление народного хозяйства и другие патриотические цели еще более шести миллионов рублей. 21 священнослужитель нашей епархии был награжден медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".
ПАСТЫРИ ОВЕЦ ПРАВОСЛАВНЫХ
Священники не только помогали в тылу. Многие из них воевали на передовой. Так, например, настоятель Вознесенской церкви села Щербаки Алексеевского района Иван Жуков был рукоположен в священнический сан в 1923 году. После 11 лет служения пострадал за веру - с 1934 по 1937 годы находился в заключении. Затем был на гражданской работе. В сентябре 41-го его мобилизовали в действующую армию. Под Сталинградом он был ранен. Воевал Иван Жуков до самого конца войны, получил четыре медали - "За боевые заслуги", "За взятие Варшавы", "За взятие Берлина" и "За победу над Германией", имел благодарности от маршала Георгия Жукова и Сталина. По окончании войны священник вернулся к служению в Воронежскую епархию.
Митрополит Алексей (Коноплев). Уроженец Павловска, прошел всю Великую Отечественную войну рядовым. Потом окончил московскую духовную семинарию, принял монашеский постриг и стал епископом Пермским, а затем митрополитом Калининским.
Протоиерей Митрофан Чаркин в семнадцать лет поступил в учебный авиаполк города Боброва. А через год был направлен на Третий Белорусский фронт. На американском "студебекере" Митрофан Чаркин возил на передовую снаряды и горючее. Знание псалмов наизусть, опыт внутренней молитвы на войне ему пригодились как никогда.
Одно из самых ярких военных воспоминаний отца Митрофана - рассказы соседей по госпитальной палате о явлении Казанской иконы Божией Матери русским войскам во время тяжелых боев под Кенигсбергом:
- Я помню, лежал на койке, слушал, что говорят мои соседи и улыбался. Мне было радостно думать, что Владычица Казанская сама явила чудо и обратила неверующих в истинную веру, дала им надежду на выздоровление, спасение и жизнь вечную. И еще: с тех лет осталось ощущение огромного счастья - мы выполнили главное предназначение мужчины и воина - защитили свою Родину.
В Воронежской митрополии свято хранится память о священнослужителях-ветеранах. Всем им – пастырям и мирянам, всем тем, кто погиб в борьбе с фашистскими захватчиками - вечная память!
Благодарим за помощь в подготовке материала церковного историка, члена Союза писателей России Николая Сапелкина, автора книги "За други своя…".