27 ноября 2024 г., СРЕДА, (14 ноября ст.)
Воронеж • Алексиево-Акатов женский монастырь • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

17 апреля 2015 г • "Источник еси воистинну воды живыя, Владычице"

В Светлую Пятницу митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Алексиево-Акатовом женском монастыре Воронежа и Малое освящение воды


Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов), благочинный Никольского Церковного округа протоиерей Петр Петров, благочинный Архиерейского Церковного округа протоиерей Александр Беляев, духовенство обители и города. За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Варвара (Сажнева) с сестрами и прихожане обители.

После Евхаристического канона была совершена хиротония - митрополит Сергий рукоположил выпускника Воронежской Православной Духовной семинарии иподиакона Игоря Савина во диакона.

По окончании Литургии состоялся торжественный Пасхальный Крестный ход, после которого митрополит Сергий совершил Чин Малого освящения воды на водосвятной часовне обители.

Празднование в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" ежегодно совершается в пятницу на Светлой седмице. В этот же день впервые после Страстной седмицы и Пасхи совершается освящение воды. В Алексиево-Акатовом монастыре Воронежа хранится прославленная различными чудесами честная икона Божией Матери "Живоносный Источник" - поэтому уже много лет в Воронежской епархии сохраняется замечатиельная традиция: в этот день в монастыре Правящий Архиерей совершает торжественное Пасхальное богослужение и освящение воды.

Появление этого образа связано с чудесным событием - исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой Богоматерней милости, став впоследствии императором (455- 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его "Живоносный Источник", имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834-1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

Иконографически образ Божией Матери "Живоносныи Источник" связан с древним византийским изображением типа "Никопея Кириотисса" - "Владычица Победодательница".

Первоначально этот образ "Живоносный Источник" распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша. В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери "Никопеи Кириотиссы" в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений - "Знамению".

Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери "Живоносный Источник", относится к концу XIII - началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Изображение Богоматери "Живоносный Источник" середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется "Живоносная Источница", иногда - "Живоприемный Источник" и даже просто "Источная". Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение "Живоносного Источника", относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: "Живоносный Источник".

На Руси иконы типа "Живоносный Источник" представляют собой дальнейшее усложнение композиции. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Богословское содержание иконы "Живоносный Источник" догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Ее неустанного ходатайства перед Божественным Сыном. Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной - Сына Божия во плоти и в отношении Ее к миру - врачевство от всяких недугов.

То, что композиция иконы "Живоносный Источник" представляет собой совокупность нескольких Богородичных икон, имеет свой глубокий смысл. Не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу - день Крестных страданий Спасителя. Это день страданий и Самой Божией Матери, когда Страстями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлен Божией Матери (Ин. 19, 26-27). Воскресением же Христовым смерть умертвилась и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16. 20). Эта мысль в отношении к Богоматери особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона "Живоносному Источнику": "Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси - Царя Христа вовеки!"

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.