11 апреля 2015 г • В Великую субботу митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе
Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора.
По отпусте митрополит Сергий по традиции богослужения Великой Субботы вознес молитву о мире в Иерусалиме и на Святой Земле, а также совершил чин благословения хлебов и вина, предусмотренный Уставом в Великую Субботу.
В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово. Об этом ярко свидетельствует и богослужение, начинающееся в черных ризах, которые меняются на белые во время пения Аллилуария Апостола на Божественной литургии святителя Василия Великого. Как и в навечерие рождества Христова и Богоявления, вместо Трисвятой песни поется крещальный гимн "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, Аллилуия!" - напоминая молящимся о древней практике совершения таинства Крещения над оглашенными накануне Святой Пасхи. А Евангельское повествование от Матфея рассказывает о Воскресении Спасителя, явлении Его мироносицам и о встрече Христа с учениками в Галилее.
"Смерть и воскресение не такие предметы, кои можно не видеть, не узнать или сокрыть - говорит в своем Слове в Великую субботу святитель Иннокентий Херсонский - умерший Христос был виден всеми; самые враги Его признавали Его мертвым. Так ли с нами? - Сказал ли хотя один человек о нас, что мы мертвы для мира и греха? Чувствовали ли мы когда-либо это сами - в своей совести? Воскресший Христос был виден многими; Он давал Себя даже осязать неверующим. Так ли, братие, с нами? Можем ли мы сказать людям, неверующим в силу крещения, в благодать обновления, то, что говорили некогда христиане язычникам: приидите и посмотрите на сие обновление в жизни крещенных, в их благих делах и непорочности нравов. По крайней мере, спогребшись Христу в крещении, хотя начинали ль мы ходить в обновлении жизни, от Него принятой? Не стоим ли, вместо того, совершенно праздны на пути ко спасению; не сидим ли безпечно на седалище губителей; не лежим ли, и не спим ли в благе чувственности? Предложу и еще один вопрос: помним ли, по крайней мере, что мы когда-то крещены в смерть Христову, что белая одежда, в которую облекли нас по выходе из купели, была сделана из Плащаницы нашего Господа? Увы, как много христиан, не могущих дать утвердительного ответа и на сей последний вопрос! Боже мой, что же значит наше христианство, если мы не помним, в кого и во что мы крестились?
Величие гроба Христова не умалится, братие, от нашей неблагодарности: Господь останется владыкой неба и земли при всех наших изменах Ему; но что будет с нами, если мы, потеряв благодать нашего крещения, не возвратим оной через покаяние? - Всеосвящающая кровь Завета, вместо того, чтобы ходатайствовать за нас, не возопиет ли противу нас, и не будет ли просить отмщения? Итак, поспешим, доколе есть время снова окреститься слезами истинного покаяния; поспешим очиститься кровью Завета, доколе она не престала течь из Божественных язв. Он зовет весь день, всю жизнь нашу, простирая к нам руки со Креста, и мы не внемлем и не приходим: будет время, когда и к Нему воззовут, и Он не услышит тех, кои не внимали Ему. Да не останемся в числе последних! Аминь".