18 января 2015 г • "Днесь небеси и земли Творец приходит плотию на Иордан"
Накануне Праздника Богоявления митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе
Архипастырю сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора. Торжественный чин Литии и благословения хлебов возглавил архимандрит Сергий Копылов.
На Утрении при попеременном пении Величания празднику духовенством, хорами и молящимися митрополит Сергий совершил полное каждение храма, а затем, после торжественного прокимна и чтения Евангельского повествования о событии Праздника Крещения, помазал молящихся освященным елеем.
Празднование события Крещения Господня основано на текстах Священного Писания четырех Евангелистов, согласно которым, Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан перед началом Своего общественного служения и просил крещения у пророка Иоанна. Крещение, совершаемое Предтечей, символизировало очищение грехов через покаяние и веру в грядущего Мессию, но Господь не нуждался в нем, однако пришел на Иордан ради исполнения пророчеств и приобщения человеческой природы и природной стихии Божественному освящению.
Поэтому Иоанн Креститель указывает на просьбу Спасителя: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" - услышав в ответ: "Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (см.: Мф. 3, 14, 15), допускает Его к водам Иорданским. Когда же Иисус Христос вышел из воды и молился, то отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и послышался глас с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Голос Бога Отца, явление Духа Святого, и да само присутствие в водах Иорданских, воплощенного человека Слово Божия – Иисуса Христа – явилось истинным Богоявлением.
Подлинно неизвестно время начала празднования этого Евангельского события, однако первое упоминание об этом встречается в III веке в "Строматах" святителя Климента Александрийского. До IV века праздник Богоявления отмечался 6 января по юлианскому календарю и включал в себя воспоминание двух важнейших Евангельских событий – Рождества и Крещения Господня указывая тем самым на то, что Бог был явлен в зримых образах: первом – во плоти, втором – голос Бога Отца и сошествие Духа Святого в виде голубя. Начиная с IV века Рождество Христово стали отмечать 25 декабря, а Крещение - 6 января. В это же время Восточная Церковь стала совершать крещение оглашенных, для чего особым образом освящалась вода для их крещения.
До XI века Великое Водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской и Антиохийской Церквами – в Навечерие Богоявления, а Иерусалимской Церковью – в полночь Крещения. Свидетельства об этом мы можем найти в кратком начертании Студийского устава, в древнейших Триодях. В XI-XII вв. появляется обычай совершать водосвятие дважды: в Навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.
Ко времени принятия Русью христианства, обычай крестить именно в день праздника Крещения практически уже не существовал, но Великое Освящение воды крепко вошло в традицию Восточных Церквей.
В Русской Церкви великое освящение воды совершалось первоначально один раз из-за влияния Студийского устава, а с XIV века, с ведением Иерусалимского устава, два раза. Но окончательный вариант чинопоследования был утвержден при патриархе Иоакиме в 1681 году.
На Руси водосвятие как в Навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. В этот день все, от малого до великого, шли на "Иордань", то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался чин Великого освящения воды.
Кроме благочестивых традиций, бытовали и различные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, в особенности ярко это выражается в наши дни, когда люди, далекие от восприятия праздника по православной традиции, отмечают по совершенно непонятным обычаям, напоминающим языческие обряды и доходящим до откровенного кощунства. Как, например, купание в "Иордане" с распитием спиртных напитков, но самое ужасное – это отношение к Крещенской воде как языческому оберегу.
В церковные праздники необходимо чтить благочестивые традиции, само Богоявление, по словам апостола Павла есть "великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1 Тим. 3. 16) и благодать, дарованная нам в приобщении святыни в эти дни должна бережно сохраняться нами как можно дольше, помогая нам в духовном возрастании.