15 января 2015 г • В день памяти преподобного Серафима Саровского митрополит Воронежский и Лискинский Сергий посетил обитель в честь преподобного в Борисоглебской епархии
Архипастырь совершил в монастыре, посвященном памяти одного из наиболее почитаемых в Православной России святых, Божественную литургию
Обитель в честь преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворцы, расположенная неподалеку от села Новомакарово Грибановского района - едва ли не самая молодая в Русской Православной Церкви. Она была основана в 1998 году и стала первой из обителей, открывшихся после десятилетий гонений там, где раньше монастырей еще не было. Несмотря на это монастырь довольно быстро полюбился богомольцам и теперь на большие праздники сюда традиционно приезжают паломники не только из Воронежа и области, но и со всей России.
В день Престольного праздника митрополиту Сергию - управляющему Борисоглебской епархии, сослужили секретарь Борисоглебского епархиального управления архимандрит Кирилл (Костиков), братия обители в священном сане и благочинные церковных округов Борисоглебской епархии.
По окончании Литургии был совершен праздничный молебен ко преподобному Серафиму Саровскому с чтением Евангелия, а затем митрополит Сергий прочитал молитву к преподобному батюшке Серафиму, как издавна с любовью называют святого простые русские люди.
После молебна Архипастырь обратился к молящимся в храме с проповедью:
"Ваше высокопреподобие, дорогой отец Кирилл с братией святыя обители сея! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с престольным праздником святыя обители сея – памятью преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца. Мы с вами любим этого святого, наверное потому, что без ложной скромности можно сказать – по молитвам преподобного Серафима и других подвижников держится благочестие и государственность на нашей Российской земле. Мы знаем, что преподобный Серафим был современником императоров Александра I и Николая I, современником Александра Сергеевича Пушкина и святителя Антония, архиепископа Воронежского. Он знал все, что происходит в нашей России. Утешая простых людей, он был мудрым собеседником и для императора. Был наставником всех страждущих, но пребывал в безвестной Саровской обители, которая до его прославления не была так известна, как сейчас. И мы с вами знаем, что время, в которое жил преподобный Серафим, внушало беспокойство за будущее России.
Когда прошла великая война 1812 года, Россия стала победительницей, но усвоила все те веяния, которые принесла в мир Великая Французская революция. Это распространение тайных обществ по всей России, это мода на атеизм. Известен очень характерный исторический факт. Вы все слышали и знаете о Даниловском монастырь в Москве, в котором в период Отечественной войны 1812 года располагался госпиталь. И когда уже в наше время в этой обители строили резиденцию Священного Синода, то происходило перезахоронение останков солдат и офицеров того времени и над их общей могилой построили часовню. Как идентифицировали солдат и офицеров? Очень просто. Если на скелете воина был крест – это был рядовой, если креста не было – это был офицер. И это XIX век, время нашего, казалось бы упования. Несколько обер-прокуроров Святейшего правительственного Синода официально позиционировали себя, как атеисты. При этом практически управляя Церковью. Времена были очень сложными. И те революционные потрясения, которые случились век спустя – в 1905, а затем и в 1917 году, выросли не на ровном месте. Огромное машина пропаганды нашей интеллигенции, которая была заражена этим революционным вирусом, произвела те изменения, которые произошли в России. И, казалось бы, что спасет Русскую землю? Что спасет от этой политической разлагающей заразы? И мы с вами свидетели, что еще 100 лет после 1812 года Россия была православной, самодержавной, самостоятельной. И только лишь война 1914 года, сделала свое дело, когда великие монархии распались. И Германская, и Австрийская, и Российская, и Турецкая империи стали достоянием Истории. У нас в России был поставлен великий эксперимент атеистического государства, когда атеизм был прописан в нашем законе. И казалось бы все потеряно и ничего не осталось от народа, от великой культуры.
Но чудо произошло. После перестройки, после распада Советского Союза стала возрождаться духовность, происходило возращение к истокам, к корням. Так что мы сегодня служим камнем преткновения для тех же политиков, которые стремились сделать новую, абсолютно новую идеологию, уже для всего мира. И всевозможные санкции вводятся сегодня против России вовсе не потому, что мы с вами плохие, а потому что мы верующие. Потому что мы любим свою культуру, свою духовность, и не хотим от этого отказываться. Мы не хотим быть людьми без лица, без прошлого, без будущего. Вот в этом весь ключ к пониманию того, что происходит в данный момент. Не потому что Крым взяли, не потому что мы представляем для кого-то угрозу – абсолютно все понимают, что никакой угрозы. Но мы являемся угрозой духовной. До тех пор, пока есть вера православная, есть верующие люди в нашей стране, не ступать на землю антихристу. Он не придет, потому что Христос сказал: "Когда приду на землю, едва найду веру". А мы с вами еще храним, может быть плохо, но все же стремимся. Стараемся быть лучше, стремимся быть хорошими и замечательными.
И все это основывается на том духовном базисе, который в свое время заложил преподобный Серафим Саровский. Который не случайно стал таким известным святым, не только у нас, в России, но и во всем мире. Его почитают как своего родного святого на всех континентах. И в Римо-Католической Церкви он признается как святой человек. К его духовному наследию относятся с великим уважением. И это свидетельство того, что душа человеческая тоскует по своему духовному отечеству. Откуда она вышла во время изгнания из рая Адама и Евы. Тоскует по Богу, тоскует по истине, тоскует по любви Божией. И мы с вами должны, прежде всего, в течении этих святых дней от Рождества Христова до Крещения впитать в себя эту святость, этот мир Христов, который Он принес нам своим Рождением. И сделать самое дорогое в своей жизни – быть людьми, которые серьезно занимаются своим спасением, серьезно занимаются своим воспитанием, отношением к самому себе, к окружающим, к труду, к своей Родине. Жить так, чтобы в нас жил Христос. Тогда не будет каких-то неприятностей, не будет каких-то волнений. Все будут едины и все будут славить Бога в радости и в довольстве.
Я желаю, чтобы молитвы преподобного Серафима Саровского были бы с нами. Чтобы он благословлял нас, молился за нас, а мы были бы его верными учениками! С праздником вас, храни вас Господь!"