4 января 2015 г • "Приидите вси, Христово Рождество верно предпразднуим"
В Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе
Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и духовенство собора.
За неделю до Рождества Христова, в день святых отец Церковь предлагает нам родословную Спасителя. Эта родословная прекрасна и неисследима, потому что с самого начала Евангелия она открывает нам, как Бог рождается в человеке и как человек рождается в Боге. Это тайна нашего познания Господа. Тот, Кто Эммануил, "с нами Бог", - прорастающее древо жизни, которое принесет в полноте своей плод для всего рода человеческого на Животворящем Кресте.
Это древо родословной Спасителя укоренено в нашей земле, в нашей истории. Родословная Христа неотделима от нашей, потому что Бог открывается в ней и открывает Себя нам. Жизнь каждого человека, молитвенно размышляющего об этой тайне, освещается новым светом. Мы часто забываем, что мы - плод многих поколений наших предков. Речь идет не о законном любопытстве к древу нашей родословной, с которой неразрывно переплетены трудности нашей жизни, а об осознании ее таинственной связи с родословной Христа. В любое время мы должны быть готовы взять на себя ответственность за наших предков, и таков путь человечества до самого конца мира.
Христос не отказывается от Своих предков. Он берет их судьбу на Себя. Став в полноте истинным человеком, Он приходит не для того, чтобы нарушить, но исполнить. Это относится к каждому из нас. В Своей родословной Сын Божий соединяется с нашим человечеством. Он становится единым с ним, чтобы спасти его, то есть освободить от власти греха и смерти, искажающей в нем образ Божий. Христос становится единым с нашим человечеством, чтобы оно было восстановлено "по образу Божию", чтобы оно обожилось.
Это относится к тому, что происходит с нами каждое мгновение - будь то наше личное прошлое или прошлое наших предков. Господь принадлежит нам, а мы - Ему. Это значит, что в Нем и с Ним мы освободились от плена греха и смерти, от всего, что мы унаследовали от предков, и, более того, мы становимся богоподобными в Нем. Так исполняется неисполнившееся ожидание наших предков в их устремленности от тьмы к свету. Так родители уготовляют не только для своих детей, но и для своих предков плод еще более живой жизни.
Христос - плод обетования, и потому Его родословная в Евангелии от Матфея начинается с Авраама. Он - плод обетования Отца, Который хочет, чтобы в потомстве Авраама все люди примирились с Богом и друг с другом и стали детьми Божиими. "Аврааму были даны обетования и семени его, - говорит апостол Павел, - не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос" (Гал. 3, 16). Христос - одновременно плод обетования, данного Аврааму и плод помазания, которым был помазан Давид. Речь всегда идет о Духе Святом и о принятии нами во Христе этого дара.
Плод обетования Отца, Иисус Христос - также плод веры, вдохновляемой Духом Святым от Авраама до Божией Матери. Христос воплощается от Духа Святого и Приснодевы Марии. И то же самое происходит с нами - новое существо, которым мы становимся в крещении и миропомазании, рождается от Духа Святого и ответной нашей веры. Вот почему в нашем новом рождении мы постоянно нуждаемся в действии Духа Святого и ходатайстве за нас Приснодевы Марии.
Изумительна эта взаимная верность от Авраама до Рождества Христова, идущая через роды и роды, но она приносит свой первый плод в соединении Духа Святого и веры Божией Матери. Такова верность всех святых. К такой верности мы должны устремляться в ответ на верность нам любви Отца, соделывающей нас детьми Божиими.
Христос поистине Сын Авраама и Сын Давидов, но среди Его предков, как и среди наших, которым мы обязаны своим рождением, намешано всего: праведные и грешные, и, может быть, те и другие одновременно, в одних и тех же людях. Среди них есть святые, и есть блудники и убийцы, смиренные и кроткие, особенно после возвращения из плена, и есть тираны. Из этого человечества составлено человечество Христа, как наше - из нашего человечества, нашими предками и нашей личной историей.
Чудо этой родословной - Эммануил - всегда в нашем ответе. Но в этом ответе часто бывает только порыв веры, хрупкая надежда, непостоянная любовь, а также наш грех, неверность. Иссохшие ветви, привитые ко Христу, орошенные Духом Святым, мы должны принести плод. Мы должны убедиться в том, что никто из нас не может по-настоящему стать человеком, пока не родится заново в Богочеловечестве Христа.
Мы должны также обратить внимание в этой родословной Воплощения Сына Единородного на продолжительность времени, в течение которого уготовляется для мира дар Божий. Этим же отмечена и жизнь всех нас, столь нетерпеливых. Христос - плод долготерпения со стороны Божией и долгого ожидания со стороны человека. Так ткется жизнь каждого из нас, если мы внимательны к ней. Терпение Божие - изумительно, непостижимо. Наше ожидание отвечает ли этому терпению? Нам будет дано узнать, если мы действительно готовы ждать, что Бог никогда не медлит и не запаздывает.
Если будет углубляться в наших сердцах надежда, плод жизни начнет прорастать в нас. Бог отдает Себя нам по мере нашей надежды, а затем и сверх нее. "Тому, Кто действующею в нас силою может сделать больше всего, чем мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь" (Еф. 3, 20).
В эти дни, которые отделяют нас от великого праздника Рождества Христова, постараемся провести в ожидании и надежде, в слушании слова Божия, в молчании и молитве, чтобы дать Духу Святому действовать в нас. Приобщимся вере тех, кто входит в родословную Спасителя, и прежде всего Пречистой Божией Матери, чтобы ради славы Отчей и ради жизни всех окружающих нас людей быть нам живым свидетельством, что "с нами Бог" и мы с Ним.