16 декабря 2014 г • Обращение митрополита Калужского и Боровского Климента, Председателя Комиссии Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности, к участникам круглого стола по вопросам оказания помощи сиротам
"Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка, уважаемые участники Круглого стола!
Сердечно приветствую всех вас на данном важном для Церкви мероприятии, проводимом Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности. Сегодня обсуждается одна из актуальнейших тем наших дней, тема о сиротах.
Сироты – дети, оставшиеся без попечения родителей, существовали, к сожалению, всегда. Если раньше это было следствием смерти родителей во время войн, моровых язв, стихийных или других бедствий, то в наши дни чаще всего встречается "социальное сиротство", т.е. отказом родителей от детей или лишение право воспитания ребенка родителей, страдающих наркоманией, алкоголизмом и др. социальными пороками. Социальные сироты теперь составляют большинство в детских домах. По разным оценкам, их доля среди безнадзорных детей составляет порядка 80%. Ежегодно наше государство берет на социальное попечение количество детей сравнимое по численности с населением крупного районного центра России. Сухая статистика, на начало 2013 года в России было 643 тысячи детей-сирот. Массовым явлением также стал отказ родителей от ребенка, родившегося с инвалидностью.
У современного социального сиротства, без сомнения, духовные корни – небывалое духовно-нравственное оскудение наших соотечественников. Не малую роль в кризисе современной семьи оказывает навязанный стереотип глобального рынка - идеологии потребления.
Количество и главное качество потребления зачастую определяет психологический климат в семье. Постхристианская культура легитимирует хищнический путь к состоятельности и успеху, дозволяет манипулирование другими человеческими личностями в своих корыстных целях.
Церковь с огромным вниманием относится к проблемам современного института семьи. Учить будущих супругов христианской любви и взаимному уважению нужно со школьной скамьи. Что-то, позволяет сделать курс Основ Православной культуры, свидетельствуя о высоком достоинстве семьи в
Очах Божиих. Факультативно удается донести до старших школьников идеал и высоту христианского брака.
Свидетельствуя о таинственной сущности союза мужа и жены в браке, о бескорыстной и жертвенной любви, Церковь деятельно участвует в формировании у молодого поколения ответственного отношения к семье.
Церковь всегда проявляла особую заботу о сиротах и это попечение приобретало в разное время разные организованные формы. Не буду вдаваться в исторический экскурс, только приведу несколько примеров из прошлого, которые будут наглядно показывать участие общества и Церкви в судьбе сирот с принятием на Руси христианства.
Мы имеем свидетельства, что равноапостольный князь Владимир после крещения сам заботился о сиротах, раздавая "великую милостыню", и в 996 г. поручил осуществлять "призрение" о них духовенству.
При Ярославе Мудром было создано училище для сирот, где обучалось около 300 детей (мальчиков).
При Иване Грозном существовали сиротские дома, которые находились в ведении церковного патриаршего приказа.
В XVII веке при царях действовали приказы для попечения о "сирых и убогих", а патриарх Никон имел право принимать от сирот прошения, рассматривать их и докладывать о них царю.
В 1707 году митрополит Новгородский Иов создал и содержал на свой счет приют при Холмском Успенском монастыре для незаконнорожденных сирот. Впоследствии такие учреждения были созданы и в других местах, и они стали называться сиропитательницы.
На Руси сиротская доля считалась одним из тягчайших испытаний, которое выпадает человеку. Дети, оказавшиеся без родителей, пользовались особым попечением со стороны общества. Помочь сироте было делом богоугодным, приближающим благодетеля к Богу.
Иван Тургенев в рассказе "Два богача", описывая отношение простых русских людей к сироте, приводит одну историю:
"Не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила жена, - последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить.
- А мы ее… и не соленую, - ответил мужик, ее муж".
Милостью Божией Церковь вот уже два десятка лет может осуществлять служение милосердия по отношению к сиротам. Правда, следует отметить, здесь имеются некоторые юридические сложности, но государство идет на встречу и находит решения возникающих проблем.
Ныне опробованы разные формы работы с детьми, оставшимися без родительской поддержки.
Наработан объемный опыт и предложено немало форм проявления церковного попечения о сиротах за последнее время. Сегодняшняя встреча позволит нам обменяться опытом в сфере совершения этого богоугодного служения, а результат нашей дискуссии, предложения и пожелания будут учтены при составлении документа, который будет отражать церковную позицию по этому вопросу.
В заключение, я хотел бы выразить благодарность Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию за приглашение провести это мероприятие в Воронеже и большую поддержку Воронежской епархии, как в его проведении, так и в работе самой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам социального служения в Церкви. Воронеж является одной из лучших площадок для дискуссий по социальным проблемам нашего общества. И это не из-за того, что здесь их больше, а потому, что в Воронежской митрополии хорошо организована социальная работа, и владыка Митрополит уделяет большое внимание этому аспекту церковного служения.
Желаю всем плодотворной работы в поисках новых форм церковного попечения о сиротах".
+ Климент, митрополит Калужский и Боровский, Председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности