24 ноября 2024 г., ВОСКРЕСЕНЬЕ, (11 ноября ст.)
Воронеж • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

27 сентября 2014 г • В Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий посетил Покровский собор Воронежа

Архипастырь совершил Божественную литургию и освятил крест для колокольни собора, на которой заканчиваются реставрационные работы


Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Архиерейского церковного округа иеромонах Алексий (Сукачев), настоятель собора протоиерей Сергий Моздор и клирики собора.

По отпусте литургии владыка митрополит обратился к молящимся со словами проповеди:

"Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с великим праздником, с Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста Господня!

Этот день так велик, что Церковь придает ему особое значение. Его сравнивают с Пасхой, и не случайно на Всенощной, после Евангельского чтения поется Пасхальное песнопение "Воскресение "Воскресение Христово видевшее". И мы с вами в этот день должны наполниться осознанием величия подвига, который совершил Христос Спаситель. Ведь все эти события тесно взаимосвязаны. И обретение Креста, и Пасха Христова, и строгий пост, который в этот день установлен Церковью. А духовное торжество этого праздника – Пасхальное. И самое ближайшее доказательство тому – это то, что наши благочестивые предшественники постановили совершать праздник Преображения Господня за сорок дней до Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, поскольку и само событие Преображения произошло за сорок дней до страданий Христовых и Его славного Воскресения. Но совершать великое торжество Преображения Господня в период Великого поста не совсем удобно, поэтому его празднование приходится за сорок дней до Воздвижения Креста Господня.

Что же такое Крест Христов и каково Его значение в нашей жизни? Оно огромно! Потому что сила Креста совершенно неотъемлема от духовной практики любого верующего человека, любого христианина. И лишь некоторые протестанты не осеняют себя крестным знамением и не чтут Креста Христова. Но, остальные – и лютеране, и англикане, и, естественно римо-католики, и все православные дохалкидонские Церкви, и, конечно же, поместные Православные Церкви не могут обойтись без почитания Креста Господня. И Церковь взывает: "Крест – хранитель всей вселенной. Крест – красота Церкви". И в этом великое значение этого знамения. Потому что мы знаем, что ничем другим не прогоняются духи злобы поднебесной, как изображением Честнаго Креста Господня, которым любой может осенить себя или то пространство, в котором он живет. Бегут злые демоны, бегут злые помыслы от человека, очищается душа, и мы с вами получаем благословение Господне. Все это нужно делать со страхом Божиим. И не стесняйтесь осенять крестом себя сразу, когда проснетесь и перед тем, как отойти ко сну. И начиная любое действие – одеваясь или принимая пищу, крестите каждую вещь, каждый продукт, который вы вкушаете. И Господь будет всегда благословлять вас миром, и ничто нечистое не войдет не только в ваше тело, но, самое главное, в вашу душу.

Я сердечно поздравляю вас с этим великим Праздником и желаю, чтобы силою Честнаго и Животворящего Креста Господь освящал бы весь мир. Потому что это орудие искупления, на котором была пролита Животворящая Кровь Христова. И оно обладает Его Божественной силой. Орудие, которое считалось прежде позором, напротив, стало знамением победы и спасения. А мир по прежнему борется как с религией, с православием, с христианством и с верой вообще, так, в частности, и с Христом. И мы знаем, что до сих пор есть фанатичные люди, которые покланяются сатане и распинают людей, особенно христиан, на кресте, насмехаясь над Ним и над Его подвигом. Не зная, или может быть сознательно дерзая противостоять силе Божией, забывая о том, что Бог поругаем не бывает. И мы с вами живем в удивительное время – в эпоху великих духовных экспериментов, которые направлены не на то, чтобы сконцентрировать в себе энергию Святого Духа, а на то, чтобы рассеять человека и лишить его этого основного созидающего начала.

Так, сейчас в прессе и в светской литературе довольно много говориться о том, что книжный дизайнер Александра Грин из США выпускает Библию. Предполагается, что по дизайну это будет настоящий шедевр. Но говоря об этом, не уточняют – что на самом деле этот Александр Грин подразумевает под изданием Библии. Опыт нашей страны в советское время подарил миру множество таких изданий. Старшие поколения, возможно, помнят "библию" Емельяна Ярославского. Она называлась "Библия для верующих и неверующих". Но я знаю, что духовный голод той эпохи был настолько велик, что и верующие люди приобретали эту книгу, желая хотя бы из нее узнать истину и правду. Но Александр Грин пошел еще дальше, чем Емельян Ярославский. Он создал книгу великолепную по дизайну. И мало того, что создал – он рассказал об этом проекте всему миру. И люди стали собирать деньги на это издание, и собрали намного больше, чем требовалось. Но он просто выбросил разделение Библии на главы и на стихи, сделал текст цельным, удалил по своему усмотрению целые фрагменты, заменив сложный по языку и требующий духовного осмысления текст на упрощенный пересказ современным разговорным языком. При этом он использовал один из последних американских переводов Библии. А ведь отношение к переводу – это отдельный разговор! И когда люди говорят: ну вот почему нет Библии на современном русском языке, я всегда отвечаю: "Слава Богу, что ее нет". Потому что Синодальный перевод вполне достаточен для того, чтобы мы понимали – о чем идет речь. А все современные переводы делаются не с оригинала, как делались переводы и Синодальный, и церковнославянский, а в основном, с каких-либо более поздних вариантов перевода на современные языки. Берут, к примеру, английский язык и с него переводят. Но ведь вариантов и английского, и того же немецкого языков очень много. И многие народы давно отошли от канонического текста Библии, потому что переводчики вносили в текст свои уточнения, дополнения и истолкования. И вот даже среди православных, которые живут, допустим, в той же Англии или в Германии или во Франции – если у них нет славянского оригинала или нашего Синодального перевода – то они уже владея английским, немецким или французским языком, как родным, начинают ссылаться на главы и стихи, и между ними получаются размолвки. Потому что тексты оказываются абсолютно разными. И чтобы прийти к пониманию, им приходится брать какое-то конкретное издание такого-то года, и уже тогда появляется возможность совместно размышлять над текстом Священного Писания. То же самое случается, когда проходят межконфессиональные богословские собеседования. Берется старый, канонический текст, и только по нему удается работать.

И вот Александр Грин ушел от этого абсолютно и превратил Библию просто в бульварную литературу. Такой текст очень легко читается, очень легко понимается, но вот этой книги, которая несет Дух Божий и волю Божию о человечестве – его уже нет. Для чего это делается? Для того чтобы люди, только стремящиеся к вере, прочитав эту псевдобиблию, которая прекрасно оформлена, на замечательной бумаге, с прекрасным дизайном и удобным шрифтом, никогда больше не взяли ее в руки и сказали бы, что это просто хорошая замечательная сказка и более ничего! А что такое Библия? Что такое каждая книга священного писания Ветхого или Нового завета? Ведь Ветхий завет написан в разные времена. Это свидетельство о развитии языка, о культуре народа, о его общественной жизни, о его мыслях в тот или иной период истории. Это же кладезь исторического духовного опыта, и если мы разрушим этот контекст, то мы уже все это теряем. Мы не сильно отличаемся от людей, которые жили до нас. Если бы мы взяли машину времени и человека, который жил пять тысяч лет назад, и переместили в наш XXI век, то он бы адаптировался и перевоспитался и ни чем бы не отличался от нас. И если нашего ребенка перенести на пять тысяч лет в прошлое, то он вскоре так же ничем бы не отличался от общества той эпохи. Потому что человек один и тот же. И для нас очень важен этот опыт Богоискательства Израильского народа. Взаимоотношение его с другими народами. Пути поиска Бога и то, как Бог откликался на эти поиски. Вот то важное и ценное, что мы не должны никогда терять, что мы всегда должны помнить.

И вспоминая страсти Христовы, Его крестные муки, мы должны помнить, что Он пришел в определенное время, тогда, когда человечество было готово принять Его! И случилось совершенное чудо – последователи Христа разнесли эту Благую весть по всему миру! Так, что рациональные умы гностиков и атеистов до сих пор не могут понять – почему государственная машина Римской империи, которая была языческой, не могла противостоять новому учению Христову. Учению, которое шло без насилия, от человека к человеку, зажигая в нем новую жизнь. И язычество умерло само по себе, отошло в вечность, а император Константин великий просто констатировал исторический факт, что он не может продолжать политику языческого государства и гнать народ, который исповедует Христа, потому что христиан стало очень много, они уже составляли народ Римской империи. И император, которого мы прославляем в лике святых Церкви Божией, как политик не мог противиться этому. Потому что иначе он просто не удержался бы у власти, если бы эта власть не опиралась на поддержку народных масс.

Мы должны ценить и помнить наше наследие Христово, которое в целостности сохранила Православная Церковь, несмотря на все исторические потрясения. У нас не было инквизиции, но у нас было очень жестокие гонения. У нас не было таких полумер, которые выливались бы в чисто Российские ереси. Да, у нас были отдельные ересиархи. Такие, например, как Лев Николаевич Толстой – великий писатель и великий ересиарх Церкви, который созвучен современности, потому что никак не мог понять своим рациональным умом все то, о чем я говорил выше. Как Христос, по его мнению – не образованный, из абсолютно бедной семьи создал такое учение, которое захватило весь мир? И как он, наследник прекрасных манер и воспитания, не в одном поколении человек голубых кровей, умный, все понимающий, не может создать, что-то подобное? И он сделал эту попытку – стал для того времени своего рода протестантом. Он взял евангелие и не отошел от него, но рационально его осмыслил и изложил на основе четырех Евангелий свое видение христианства. Но глубоко это не пошло – может быть, благодаря революции, а может быть, благодаря, тому, что наш народ – приверженец православной веры. А у нас в Воронеже была довольно большая община Толстовцев, потому что наш земляк – Чертков, Воронежский помещик, который был личным секретарем Льва Николаевича Толстого, создал здесь общину из бывших крестьян. Он приглашал Льва Николаевича к себе в имение, и тот несколько раз посещал и Воронеж, и Чертково. И благодаря этим посещениям в романе "Война и мир" появилась целая глава, в которой описан губернаторский бал, прототипом которого стал прием у Воронежского губернатора. Вот так все очень тесно переплетается в нашей истории. И мы имели опыт, которого не было ни у кого в мире. Мы прошли в XX веке через государственный атеизм, который преследовал верующих людей. Как через расстрел либо лишение свободы, так и через колоссальное психологическое давление, которое началось с Хрущевской оттепели. И я не знаю, какие страдания более мучительны – физические или бескровные.

И сейчас мы имеем свободу веровать в Бога. И дай Бог, чтобы мы не забывали хотя бы о нашей Российской истории. Стояли за правду наших отцов матерей, за веру Христову. И чтобы никогда не сходили ни с этого креста, ни с этого пути, но имели бы мужество предложить здравую, очень высоконравственную альтернативу современному миру. Показать другим людям ценности Евангелия, которые мы действительно воплощаем через свою жизнь, предохраняя их от заблуждений современного общества. И в этом – наше призвание.

Я желаю вам помощи Божией, Покрова Царицы Небесной. Чтобы Крест Господень всегда был бы с нами. С праздником! Храни вас Господь!"

Правящий Архиерей вручил Патриаршую грамоту известному воронежскому архитектору Николаю Федоровичу Гуненкову во внимание к помощи при строительстве храма в честь иконы Божией Матери "Неопалимая купина" поселка Шуберское Новоусманского района Воронежской области. Ордена святителя Митрофана II степени удостоились старейший клирик Покровского собора протоиерей Вячеслав Миненков в связи с 75-летием и Юрий Викторович Офицеров - в связи с 65-летием со Дня рождения.

Затем Его Высокопреосвященство совершил во дворе собора Чин освящения новосооруженного Креста для колокольни Покровского собора, на которой заканчиваются реставрационные работы.

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.