24 ноября 2024 г., ВОСКРЕСЕНЬЕ, (11 ноября ст.)
Воронеж • Алексиево-Акатов женский монастырь • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

11 сентября 2014 г • "Память праведнаго с похвалами"

В Праздник Усекновения главы Пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Алексиево-Акатовом женском монастыре Воронежа


Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов)и духовенство обители. По окончании богослужения Архипастырь обратился к молящимся со словами проповеди:

"Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры с великим праздником, праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи!

Церковь Христова сегодня торжествует о правде, которую Господь явил нам через жизнь и пророческое служение святого Крестителя Господня Иоанна. Я хотел бы обратить ваше внимание на лицо, о котором обычно мало говорят, и которое вместе с тем очень важно в Евангельском повествовании и в истории народа иудейского. Это царь Ирод, который обезглавил Иоанна Крестителя, но оправдал Христа. Помните, Пилат посылал к нему Спасителя, и Ирод одел Его в светлые одежды в знак того, что он не находит в нем вины? Но вместе с тем, этот человек опасен в духовном плане. И эту опасность Христос подчеркнул, когда сказал своим ученикам: берегитесь закваски фарисейской, саддукейской и иродовой. Что такое закваска? Это учение, философия. Это состояние души и ума. Это то, что делает человека, тем, кем он является. Если мы возьмем фарисеев, то это были ревнители Закона. Но Христос отвергает их. Почему? Потому что Он много раз говорил: "Вы исполняете только внешнее, а внутри вы как гробы - исполнены всякого нечестия, всякого зловония. Потому что все у вас показное". И Христос восставал против этого лицемерия. Саддукеев Он осуждал, потому что они были материалистами, не верили в бессмертие души, не верили в воскресение мертвых, а также не признавали ангелов и нечистых духов. Они по существу верили в Бога, но довольно странно, бездушно. А такая вера очень быстро переходит в атеизм. И это было во времена Христа. Почему же Ирода Христос приравнял и к саддукеям, и к фарисеям? Ведь по сути, если посмотреть на него, он был неплохим человеком. Он старался не делать зла, стремился выходить мирно, посредством компромиссов из любых сложных ситуаций. Но случилось с ним такое несчастье – его соблазнила жена двоюродного брата Филиппа, который тоже был царем. И Ирод не проявил никакого характера и стал с ней жить. А Иоанн Креститель ему говорил: "Соблазн вносишь ты в сердца своих людей и подчиненных. Оставь ее, и все у тебя будет хорошо". Но у него не хватало силы воли. А Иродиаде, его сожительнице так жить было очень удобно, она страшно боялась потерять свое место, что ее прогонят. Она была подобна страусу, прячущему голову в песок. Она считала, что все проблемы из-за Иоанна Крестителя. Нужно его просто убрать с арены, и тогда все будет хорошо и замечательно. И с этим вопросом она обращается к Ироду. А он по своей душе, все же, был неплохим человеком: слушал проповеди Иоанна Крестителя, приглашал его и даже умилялся от его речей. Хотя внутри у него ничего не менялось, но слушать слова пророка он любил. Но и Иродиада не оставляет его в покое: "Пророк обличает нас, не дает нормально жить, что же с этим делать?" И Ирод пытается найти компромисс: он отдает распоряжение, чтобы Иоанна Крестителя арестовали и поместили в тюрьму. Иродиада успокоилась, потому что нет больше внешнего раздражителя. Но продолжала опасаться, что Ирод снова его отпустит. Потому что когда Иоанн Креститель был уже в тюрьме, Ирод приглашал его и слушал его. И многое переделал так, как советовал ему Иоанн Креститель.

И вот наступило пиршество – день рождение Ирода. Дочь Иродиады Саломия плясала, все были в восторге. Это были соблазнительные восточные танцы. Сердце Ирода, умягченное вином, растаяло. И он решил показать великодушие. Перед всеми гостями он торжественно клянется: "До полцарства тебе отдам. Проси, что хочешь". И она побежала к матери, и та доказала, что источником всех бед является Иоанн Креститель. "Иди сейчас же и проси голову Иоанна Крестителя на блюде. И тогда у нас с тобой наступит счастье" - говорит она. Почему сейчас и на блюде? Потому что – это восток и мы часто не понимаем их менталитета. Но на востоке все просто: утром проснулся, немного поразмыслил и решил: "А я не буду так делать, я передумал!" И она не стала ждать утра, потому что понимала, что Ирод протрезвеет, гости разъедутся, и оставшись наедине сам с собой, он пожалеет Иоанна Крестителя и оставит его в живых. И она требовала, чтобы эта просьба была выполнена сазу, моментально.

И что произошло? Саломия объявила волю матери. Ирод опечалился и не знал, что ему делать. Он стал решать в себе: "А что делать? Слово же дано". И это слово перевесило. Друзья рядом сидят. Они же перестанут его уважать! И он сказал: "Хорошо. Принесите сейчас же голову Иоанна Крестителя". И ему тут же принесли ее.

Так случилась эта трагедия. А потом через некоторое время, через полтора года, едва он слышит, что появился в Иерусалиме большой чудотворец, который совершает великие чудеса и учит, как Иоанн Креститель, ему приходит в голову мысль: "Это воскрес Иоанн Креститель, которого я обезглавил". Он снова ищет компромиссы, надеется, что Бог его помилует за все. Вот, Он даже воскресил Иоанна Крестителя. И совесть у него опять спокойна. Он ищет встречи со Спасителем. И встреча эта состоялась. Состоялась, когда Христа предали все, и был суд и в Синедрионе, и у Пилата. И Пилат искал поддержки, чтобы отпустить Христа. И поэтому, когда он узнал, что Ирод прибыл на праздник Пасхи в Иерусалим – а Евангелие нам повествует, что Пилат и Ирод имели какой-то конфликт между собой – то в знак примирения он посылает Христа на допрос к Ироду. Мы знаем, что Христос не ответил ни на один его вопрос. Но Ирод Его не осудил, а одел Его в светлую одежду и с почетом отправил Его к Пилату. После этого он примирился с Пилатом, они стали друзьями. Но он не вступился по настоящему за Христа. Ирод, казалось бы, сделал свое дело – вот, я не нахожу в Нем никакой вины. Ну а что ты будешь с Ним делать – это твое дело. Я тебе сказал, что Он не виновен, а ты поступай, как знаешь. Мы знаем, чем это кончилось.

А что же потом происходит с Иродом? Вот посмотрите: человек, который жил с женой своего брата, обезглавил Иоанна Крестителя, нечестно поступил с Христом. И небо молчало, земля не разверзлась. Он жил, и его слава как человека компромисса шла впереди него. И уже в Деяниях апостольских мы находим описание его смерти. Однажды собралось великое собрание и Ирод стал говорить. Народ стал рукоплескать ему, кричать: "Это слова Бога!" И что произошло? Ирод упал замертво и был съеден тут же червями, превратившись в ничто. И апостол Лука добавляет: "Это с ним произошло, потому что он, открывая это собрание, не поблагодарил Бога и не воздал Ему хвалы".

И вот эта закваска Иродова – это то состояние души, в котором часто пребываем и мы с вами. И эта закваска привела Ирода к трагедии. Он возомнил себя Богом, потому что люди, которые вокруг него стояли, кричали: "Это слова не человека, а Бога!" И за это богохульство, за отсутствие смирения и почтения к Богу, Господь его покарал. Потому что, если бы он начал свои слова, воздав Богу истинному славу и вспомнил бы о своем личном недостоинстве, то этой трагедии не случилось бы.

И этот образ Ирода через тысячелетия словно обращается к нам и говорит: "Берегитесь закваски иродовой!" А она очень часто живет в нас. И мы все время хитрим и ищем компромиссов там, где нужно встать за правду, там, где нужно сказать решительное "нет" греху. Там, где нужно прямо сказать: "Дорогой брат или сестра! Это путь греха!" А мы все говорим: наверное, Бог все видит, а мы-то при чем? Мы-то кто такие есть? Но нужно помнить, что Христос принес нам свободу личности. Что получив эту свободу, мы становимся ответственными за то, что происходит вокруг нас. И мы восприняли в таинстве Крещения благодатные дары Божии и дали Богу слово через наших крестных отцов и матерей, что будем стоять за эту правду даже до смерти. Так давайте стоять! Время сейчас такое – время закваски иродовой. Когда мы видим, что люди, стояще на высшей ступени государственной власти, часто живут по лжи. Которые возводят ложь в ранг обыденного явления жизни, а грех – часто воспевают, едва ли не как геройство. И человеческое общество проглатывает эту наживку, человек говорит в себе: "Я как-нибудь пережду в сторонке, как-нибудь я с этим справлюсь, найду какой-то компромисс в своей душе и примирюсь с этим, но не буду против этого выступать, потому что я маленький человек и ничего не могу с этим сделать". Но если каждый из нас не будет жить с этой иродовой закваской и скажет себе: никаких компромиссов с грехом и такими образами жизни, который непримиримы для меня, я буду образцом христианской святости – то тогда мы имеем надежду на то, что Господь благословит нас, и мы будем жить. А иначе все внезапно кончится. Так, как это случилось с Иродом. И достижения человечества будут великими. И люди будут кричать нам: "Зачем нам Бог – вот Антихрист, он и есть наш спаситель"! И в этот момент придет Христос и будет нас судить, и никто этого суда не избежит.

Я желаю, чтобы помощь Иоанна Крестителя – великого пророка и правдолюбца, всегда была бы с нами. Чтобы на его жизненном примере мы с вами вдохновлялись и задумывались бы над каждым словом Евангелия, над каждой евангельской историей, которая очень поучительна для нас. Потому что ее нам приводит сам Христос.

Храни вас Господь!"

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.