27 августа 2014 г • "В молитвах неусыпающую Богородицу"
Накануне Успения Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе
Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и духовенство собора.
На Великой вечерне был совершен чин Литии и благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. На Утрени было совершено "Последование на преставление Пресвятой Богородицы", иначе называемый чин Погребения Божией Матери. Это богослужебное последование составлено по образцу службы Великой Субботы и до настоящего времени совершается на Святой Земле - в Иерусалиме и Гефсимании. Главной особенностью этого чинопоследования является чтение и пение особых умилительных тропарей, именуемых похвалами, которые соединяются со стихами 17 кафизмы Псалтири. Завершается их чтение полным каждением храма с пением особых тропарей, составленных по образу Воскресных тропарей на непорочных "Ангельский собор". Затем, после полиелея и чтения Евангелия было совершено помазание молящихся освященным елеем. Во время пения Великого славословия согласно Иерусалимскому последованию на преставление Пресвятой Богородицы, был совершен Крестный ход со святой Плащаницей Божией Матери вокруг собора.
Праздник Успения Божией Матери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери, он стал общецерковным праздником.
Но первоначально праздник совершался в разных поместных церквах в разное вреия: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви еще в VII веке 18 января праздновалась "Кончина Девы Марии", а 14 августа - "Взятие на небо". Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII-IX веках.
Основной целью установления праздника было прославление Пречистой Девы Марии и Ее Успения. К этой основной цели в IV-V веках присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и вследствие этого отрицавших и Ее телесную кончину.
В V веке были написаны стихиры на этот праздник святителем Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке - два канона: святым Космою Маиумским и преподобным Иоанном Дамаскиным.
К достойному празднованию Успения верующие приготовляются двухнедельным постом, которой называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 14 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста, поскольку Устав запрещает в его дни вкушение рыбы, кроме Праздника Преображения Господня. Этот пост установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь и особенно время перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе месяце существовал уже в V веке, а в нынешнем виде был установлен на Константинопольском соборе 1166 года.