19 августа 2011 г • Торжественное богослужение накануне дня памяти обретения мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского
В сослужении многочисленных клириков епархии Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе
Праздник обретения честных мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, традиционно привлекает множество богомольцев на поклонение Святителю. В Благовещенский кафедральный собор, к мощам угодника Божия Митрофана, Небесного покровителя нашего города, во множестве стекаются люди всех сословий, всех возрастов - от мала до велика. Не только воронежцы, но и жители иных регионов спешат склонить сердца и колени в усердной молитве к скорому помощнику и молитвеннику святителю Христову Митрофану.
Историческая справка - повествование о событии обретения мощей первопрестольника Воронежского святителя Митрофана, состоявшемся в 1832 году:
Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле.После кончины святителя Митрофана много благоговейных почитателей его памяти стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Поколение свидетелей благочестивой жизни первого Воронежского архипастыря сменилось другим, но память о нем не ослабевала; не редели, а увеличивались ряды молящихся у гроба святого. Многие, по молитвенному ходатайству его пред Господом, получали чудесную помощь. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божиего, положил начало его открытому прославлению.
Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами святителя Митрофана, около 1717 года стала рушиться. Собор пришлось разобрать, а строительным материалом воспользоваться для постройки нового, который был заложен на более прочном фундаменте и на месте, не угрожавшем целости здания.
Работы были начаты в 1718 году. Тогда гроб с телом святителя Митрофана из исподней палаты Архангельского придела, тоже значительно пострадавшего, по повелению епископа Воронежского Пахомия, перенесен в храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", под деревянной соборной колокольней. По окончании постройки, в 1735 году, тело святого Митрофана перенесли в новый кафедральный собор и погребли "в правом крыле собора, близ самой южной стены, в вышнем первом месте, к углу". При обоих перенесениях тело святителя оказалось нетленным, так что окончательно окрепло убеждение в святости почившего первопрестольника Воронежского, и все шире и шире по лицу земли Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти.
С 1830 года особенно усиливается стечение богомольцев ко гробу святителя, и, как бы в ответ на это возрастание благочестивой ревности к его памяти, возрастают чудесные явления помощи Божией у могилы Его угодника. Обо всем этом святитель Антоний (Смирницкий), епископ (впоследствии архиепископ) Воронежский и Задонский довел до сведения Святейшего Синода, который, ожидая дальнейших указаний Промысла Божиего относительно прославления святителя Митрофана, предписал владыке Антонию скромное и осторожное наблюдение событий. Так как из среды притекавших ко гробу святителя делались заявления о чудесных исцелениях, то решено было заносить их в особую записку. До поднесения всеподданнейшего доклада императору Николаю Павловичу об открытии мощей святителя Митрофана Синоду было представлено девяносто девять свидетельств о чудесах, совершившихся по заступлению первосвятителя Воронежского.
Наступил, наконец, "предуставленный свыше час прославления угодника Божиего, потрудившегося подвигом добрым на пользу Церкви и Отчизны".
Весною 1831 года производилась поправка обветшавшего Воронежского кафедрального собора; между прочим, нужно было освидетельствовать прочность фундамента и переменить пол. Когда церковный помост был разобран, то близ стены, на правой стороне, оказался склеп с разломанным на верху его отверстием. Через это отверстие увидели непокрытый гроб (крышка истлела), а в нем тело святого Митрофана "в нерушимой целости". Об обретении мощей в начале 1832 года тайно было донесено императору Николаю Павловичу, который передал дело на рассмотрение Святейшего Синода с условием, чтобы оно велось негласно. Духовное завещание первосвятителя Воронежского, являющееся достойным отображением благочестивых чувств и мыслей, которыми он руководствовался в своей жизни, и записка от епископа Антония об исцелениях при гробе святителя Митрофана побудили Святейший Синод не медлить более с прославлением угодника Божиего.
Для освидетельствования мощей была образована особая комиссия, в состав которой вошли: Евгений, архиепископ Рязанский, Антоний, архиепископ Воронежский, Герман, архимандрит Московского Спасо-Андрониева монастыря, и несколько лиц из Воронежского духовенства, по своему положению и благочестивой жизни пользовавшихся общественным доверием. Подробное освидетельствование места погребения святого Митрофана, гроба, священных облачений и честного тела его, производившееся 18-19 апреля 1832года, не оставляло никакого сомнения в святости мощей. Производившая дознание комиссия доносила Святейшему Синоду, что, несмотря на чрезвычайную сырость места погребения святителя Митрофана, исподняя доска гроба, "на коей покоится тело, особенно осталась целою"; схимонашеское облачение святителя оказалось невредимым, а тело его нетленным. Вместе с этим донесением комиссия представила в Синод сведения о чудесах, совершившихся по молитвенному заступлению святителя Митрофана: сведения эти были собраны комиссией на месте под присягою и за рукоприкладством лиц, или на себе испытавших, или видевших на своих домочадцах чудесную помощь угодника Божиего. Получив донесение комиссии, Святейший Синод представил императору Николаю Павловичу на утверждение доклад, в котором было постановлено:
1) Тело Воронежского епископа Митрофана, в схимонахах Макария, признать за мощи несомнительно святые.
2) Износя оные с подобающею честию из подземного склепа в кафедральный Благовещенский собор, положить в приличном и открытом месте для общего поклонения.
3) Службу преосвященному Митрофану отправлять общую, положенную святителям, пока не будет составлена и Синодом одобрена особая ему служба.
4) Память сего святителя праздновать в день преставления его, 23 ноября.
После утверждения государем этого документа, ко дню Преображения Господня, 6 августа 1832 года, было назначено открытие мощей святителя Митрофана. В Воронеж собралось из разных губерний до пятидесяти тысяч благоговейных почитателей новоявленного угодника Божиего. Вскоре после Божественной литургии по соборному благовесту начался звон во всех храмах города, причем со всех приходов Воронежа двинулся крестный ход в кафедральный Благовещенский собор. Собралось сюда и все воронежское духовенство. С утра ненастная погода прояснилась, и солнце, точно разделяя радость верующих, играло своими лучами на хоругвях и иконах. К двум часам в Архангельский собор прибыли в святительских мантиях в предшествии сослужащих Григорий, архиепископ Тверской, член Святейшего Синода, и Антоний, архиепископ Воронежский; здесь они облеклись в полное священное облачение. После коленопреклоненной молитвы, прочитанной первенствовавшим в служении архиепископом Григорием, в которой испрашивалось благословение у Господа на предстоящее открытие мощей святителя Митрофана, с пением покаянного псалма "Помилуй мя, Боже" двинулся торжественный крестный ход из Архангельского собора в Благовещенский, к могиле святого первопрестольника Воронежского; здесь еще накануне был открыт склеп и приготовлена кипарисная рака, но честные мощи пребывали на месте векового покоя. По вступлении крестного хода в Благовещенский собор, началось пение 33-го псалма; во время его архиепископ Григорий после каждения пред святыми иконами и честными мощами окропил святой водой раку, покров для мощей и лентионы или полотна, предназначенные для поднятия из склепа нетленного тела святителя. Потом, по возгласу протодиакона, все собрание преклонило колена и архиепископ Григорий произнес молитву, обращенную к новоявленному угоднику Божиему: "Угодниче Божий, святителю отче Митрофане! Призри с высоты святыя на нас смиренных, грешных и недостойных братии твоих и чад, рабов Господа Бога нашего Иисуса Христа, пришедших подъяти нечистыми и грешными руками нашими честныя и святыя мощи твоя, положити их в новем гробе, уготованном любовию чтущих святую память твою, и поставити я в матери церквей бывшия паствы твоя, да почивают оне пред очима всех людей возлюбленнаго тебе православнаго земнаго отечества, России; да воспоминают оне всем нам святыя твоя наставления в вере, паче же в жизни по святой вере; да вси православнии людие поклоняются тебе, святителю Божий; и ты моли Христа Бога нашего, да никтоже от прибегающих к тебе отъидет тощ, но да устроится всякому, с верою к тебе притекающему и просящему твоея помощи, полезное и благое ко спасению. Всем же нам, пришедшим прияти всечестныя мощи твоя, моли Господа Бога нашего, освятитися и пребыти отныне в нерушимей святости вся дни жизни нашей. Аминь".
По окончании молитвы два священнослужителя, сойдя в склеп, подложили под исподнюю уцелевшую доску гроба лентионы, концы которых подали стоявшим по бокам могилы священникам. Наступила торжественная минута, наполнившая трепетом духовного восторга сердца присутствовавших: при непрерывном и тихом пении священнослужителей "Господи, помилуй" мощи святителя Митрофана на лентионах медленно поднимались из земли, где покоились 128 лет. Когда они были изнесены из могилы, епископы с помощью священнослужителей положили их в новую кипарисную раку и покрыли покровом. Затем все находившиеся в соборе, во главе со святителями, воздали земным поклонением благоговейное чествование новоявленному чудотворцу.
Сейчас же началось молебное пение святителю Митрофану; во время пения тропаря, после вторичного земного поклонения честным мощам, двенадцать священников подняли раку и по возглашении архиепископа Григория "с миром изыдем" в предшествии крестного хода и всего духовенства, с пением тропаря святителю, торжественное шествие с честными мощами двинулось из Благовещенского собора в Архангельский, куда переносили святые мощи лишь на время исправления Благовещенского собора. Многочисленный народ, стоявший по пути в благоговейном ожидании появления раки с мощами святого Митрофана, при виде ее опускался на колени, воссылая горячие, слезные молитвы к новому предстателю за грешный мир пред Богом. Обойдя вокруг Благовещенского собора, крестный ход с честными мощами направился в Архангельский собор и здесь они были поставлены на ранее приготовленном пред алтарем возвышении. По окончании молебного пения была совершена малая вечерня, крестные же ходы возвратились обратно в свои храмы.
В шесть часов вечера раздался благовест соборного колокола, призывавший ко всенощному бдению, которое с особенною торжественностью отправлялось в Архангельском соборе, где была поставлена рака с мощами святителя Митрофана. Во время полиелея многочисленный священный собор во главе с епископами вышел из алтаря на средину храма и окружил раку с мощами; с пением величания святителю открыли раку. После прочтения Евангелия происходило благоговейное лобызание честных мощей, которое продолжалось и по окончании всенощного бдения: всю ночь собор не был заперт, чтобы дать возможность верующим поклониться честным мощам угодника Божиего, причем для назидания усердных почитателей памяти святителя читалось его духовное завещание, обращенное к пастве.
На другой день, 7 августа, в 10-м часу утра началась в Архангельском соборе поздняя Литургия, которую с многочисленным собором совершали святители Григорий и Антоний. На малом входе при пении "Приидите, поклонимся" священнослужители подняли раку с мощами угодника Божиего, через царские двери внесли ее в алтарь и поставили на горнем месте, лицом к Святому Престолу; епископы стояли по бокам, как сослужащие. И невольно присутствовавшим казалось, что возвратилось далекое прошлое, когда святитель Митрофан священнодействовал среди паствы своей.
По окончании Литургии и изнесении мощей снова на средину храма совершено было святителю Митрофану молебное пение с коленопреклонением. Затем мощи были поставлены ближе к южным боковым дверям алтаря соборного храма для всеобщего чествования. В продолжение недели, с 7 по 14 августа, в Архангельском соборе архиепископом Воронежским Антонием совершались ежедневно торжественные богослужения, а при мощах святителя Митрофана молебствия. В это же время император Николай Павлович, подробно извещенный об открытии мощей святителя Митрофана, почитая новоявленного угодника Божиего, прислал для возложения на его раку золотой покров, а спустя 40 дней после открытия мощей сам прибыл в Воронеж, чтобы поклониться честным мощам его святого первопрестольника.
День прославления святителя Митрофана Господь ознаменовал обильным излиянием чудес на всех, с верою притекавших к цельбоносной раке и искавших врачества недугов душевных и телесных, что еще более увеличивало торжественную радость праздника.