4 мая 2014 г • Архипастырский визит в Нововоронеж
В неделю Жен-мироносиц митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя г. Нововоронеж
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма, благочинный Каширского церковного округа протоиерей Михаил Андреев, клирики храма и духовенство благочиния.
После отпуста Божественной литургии Архипастырь обратился к молящимся со словами проповеди, рассказав о смысле и значении нынешнего праздника:
"Христос Воскресе!
Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с нынешним Пасхальным Воскресным днем, когда Церковь Божия прославляет святых жен мироносиц и чтит память праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Почему Церковь вспоминает их? Они имеют непосредственное отношение к крестной смерти Христа Спасителя, потому что в отличие от многих людей, они стояли у Креста, они видели крестные муки. Иосиф Аримафейский пришел к Пилату и просил тело Христа, что бы он позволил совершить Его погребение. Почему он пришел к Пилату с этим вопросом, разве не все ли равно было правителю, что сделают с телом умершего человека? Оказывается, нет! Мы знаем, что и суд над Христом и Его крестная смерть были совершенны спешно. Шли предпраздничные дни Иудейской Пасхи, и наступавшая суббота была очень чтимой – самой значимой субботой в религиозном календаре еврейского народа. И никак нельзя было оставлять тела усопших не погребенными. Поэтому, воины пришли и стали перебивать голени распятым. Христос к этому времени уже скончался, и потому воины не перебили Его голеней, но один из них пронзил копием Его ребра, из которых вытекли кровь и вода. И поскольку погребение Христа совершалось накануне субботы, то не все традиции погребального обряда были соблюдены. И святые жены-мироносицы по окончании дня покоя на рассвете пошли ко гробу Спасителя, чтобы еще более умастить Его Тело ароматами. Мы помним, как пришел Христос на гроб Лазаря Четверодневного. Тогда Марфа и Мария говорили Ему, когда Он повелел отвалить камень перед гробом: Господи, не надо туда ходить, уже тело разлагается, уже смердит, потому что прошло достаточно времени. А вот любовь ко Христу не останавливала мироносиц, они не боялись разлагающегося тела, их вера была верой в воскресшего Христа еще до того, как они узнали об этом. И они сподобились первыми получить известие о Воскресении Христовом, они увидели, что камень отвален от гроба, а в самом гробе сидит ангел – юноша в белых блистающихся одеждах, который им сказал: "Что ищите живого среди мертвых, что плачете?", который возвестил им, что воскрес Христос и это именно так. В ужасе, страхе и радости, которая объяла их, они бежали. Мария Магдалина замешкалась, и первой сподобилась увидеть воскресшего Господа. Она была в таком состоянии, что не могла Его узнать, даже когда Христос заговорил. У нее была только одна мысль – она думала, что это садовник и что он знает все, знает – куда исчезло тело Господа. И она спрашивала его: если ты перенес Его в другое место, то скажи мне, где Он, где ты его захоронил, и я перенесу Его в надлежащее место!
Вот подвиг этих женщин! И мы знаем, что Мария Магдалина пришла и возвестила, что она видела воскресшего Христа. И мы знаем, что ученики не поверили, и лишь двое из них – Петр и Иоанн, побежали ко гробу, однако, не увидели Христа, а только погребальные пелены и ангела, который благовествовал им о том, что Христос Воскрес. И апостол Иоанн Богослов вошел во гроб, увидел все это, и потом, когда они возвратились к другим ученикам, тогда Господь явился им, и укорял, что они не уверовали в Его воскресение.
И этот подвиг жен мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима прославляет сегодня Церковь. Прославляет за их любовь, за их веру, в воскресение Христово, за их жертву и служение здесь, на земле. И мы, дорогие братья и сестры, должны последовать их примеру. Потому что Иосиф с Никодимом не убоялись синедриона, который был против того, чтобы память о Христе жила каким-либо образом. Вы помните, как синедрион потребовал у Пилата дать им охрану, потому что ученики свидетельствовали о словах Христа, который говорил, что в третий день воскреснет. И мы знаем что Пилат не дал охрану, он сказал – идите, опечатайте, и будет видно – сломана печать или не, и это было исполнено. Потом, когда воины прибежали к своим хозяевам – членам синедриона и первосвященникам, которым у они служили, рассказывая о воскресении Христовом, последние не поверили, подобно тому, как не поверили апостолы. Они стали их успокаивать и сказали: не говорите никому, что вы это видели, а просто скажите, что вы уснули, а проснувшись, обнаружили гроб пустым. А мы защитим вас от Пилата, ели он будет расследовать это дело и дадим вам достаточно денег, что бы вы как-то об этом забыли. Так и случилось. Вот эта неправда, которая боролась с вечной правдой и, казалось бы, неопровержимой истиной о том, что Христос Воскрес. И вот кто действительно верил, так это Жены Мироносицы. Им явился Христос за их простоту, за их верность, которые они являли, следуя за Христом.
Евангелие отводит им скромное место, но они служили Христу своим именем. И каждая из них несла апостольский подвиг, хотя ни одна из них не удостоена именоваться апостолом, а лишь равноапостольными. И эта скромность женского характера, которая выражается в действиях жен-мироносиц, и ставится в заслугу тем добрым делам, которыми женщины могут свидетельствовать и другим о Воскресении Христовом. И до ныне, обладая истинною и светясь этой истинной, призывают многих и многих людей последовать за Христом. Жены-мироносицы являют пример и образец добродетельного поведения каждой женщины христианки. На них мы должны равняться и в наше жестокое время, в наш жестокий век, когда ложь становится во главу угла, и каждому, кто обладает истинной, говорят, что он ошибается. Вот – грех, вот – ложь, а вот это – правда. А то, что ты называешь правдой – это не правда.
К сожалению, это стало присуще не только народу, но стало практикой глав государств, которые несмотря, ни на какую правду, лоббируют те "правила жизни", которые им выгодны. Ничего нового здесь нет, кроме того, что люди борются против правды Христовой. Они хотят преподнести порок, как смысл жизни человека. Они хотят тленные ценности мира сего сделать тем краеугольным камнем, на котором бы жил человек. И мы знаем, сколько семей рушится, потому что люди гонятся за призрачным счастьем: вот, сейчас еще шаг, вот этого убью, через этого переступлю, этого раздавлю – и я буду великим. Но, в конце концов, все кончается трагедией. И люди которые имели такие планы, теряют все. Но появляются другие, и опять начинается погоня за ускользающими иллюзиями. Это очевидно, но именно это хотят нам привить.
Слава Богу, что у нас есть Евангелие, слава Богу, что у нас есть свидетели – такие, как Жены Мироносицы, которые говорят нам о правде жизни. И мы должны обуздывать свои желания, мы должны строить нашу жизнь лишь на единственном счастье, которое проявляется в любви к нашим ближним, к Богу, к построению общества, которое бы служило другим людям и благотворило. И большего счастья, чем быть необходимым другому человеку, в жизни нет. Это аксиома, и мы должны от этого отталкиваться. Сколько раз Христос говорил нам через притчи о богатых людях, которые стяжали многие богатства! Но Господь предупреждал: "Безумец, все что ты нажил, завтра же Я лишу тебя этого, и ты будешь мертвым, и не будешь пользоваться этим. Кому ты это все приготовил? Все ведь растащат и разберут. И сколь раз Христос обращал внимание на то, что люди заботятся, собирая богатства, а о душе своей совсем не думают. И мы хотим безбедно прожить жизнь здесь, на земле, но мы должны помнить, что однажды вызванные из небытия Богом, мы получили бессмертную душу, и она не умирает. После нашей смерти она пойдет или в вечную муку или в вечные блаженства. После второго пришествия Христа и тела наши восстанут. И будет новая история человечества. И будет новая земля. И там-то нам пригодятся навыки добра. Но мы приготовим себя для погибели, если наша жизнь приобрела навык творить лишь злые дела и сеять ненависть.
Я бы хотел, чтобы в эти Пасхальные дни мы насладились этим миром и радостью о воскресшем Христе. Чтобы мы помнили о том, как Господь по Своей любви пролил кровь за каждого из нас, и что Он любит нас абсолютно одинаково. Для него нет людей избранных, или менее любимых. Все мы дороги Богу. И давайте стараться прожить жизнь так, чтобы и трудиться, и делать добро с полным осознанием того, что от нашей жизни остается польза для людей, и мы нравственно воспитываем себя по отношению к ближним, как говорил об этом преподобный Серафим Саровский: спасаяясь сами, спасаем тысячи вокруг. И я желаю всем вам этого достичь. Храни вас Господь на многая лета!
Христос Воскресе!"
От лица клира и прихожан храма правящего архиерея поздравил настоятель храма протоиерей Михаил Андреев, поблагодарив за возможность вознести совместную молитву и подарив владыке букет белых роз.