12 апреля 2014 г • "Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя"
В Лазареву субботу митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, клирики собора, а также священнослужители епархии, приглашенные для вручения богослужебных наград к празднику Святой Пасхи.
На малом входе владыка митрополит Сергий удостоил ряд клириков богослужебных наград.
За богослужением была совершена хиротония - митрополит Сергий рукоположил диакона Сергия Грубова во пресвитера.
Лазаревой субботой Святая Церковь открывает двери Страстной седмицы, напоминающей каждому христианину о последних днях земного пути Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Прежде торжественного вхождения в Иерусалим, прежде последних проповедей в храме, прежде страданий, смерти и Воскресения, Христос воскрешает четверодневного Лазаря, показывая истинность как Божественной, так и человеческой природы в Своем естестве. Этим же невиданным чудом Господь напоминает и о всеобщем воскресении мертвых, предреченном пророком Иезекиилем. Воскресив Лазаря, Христос показывает и Свою власть над смертью, которая в Его Божественном ведении уже побеждена.
Лазарева суббота для каждого верующего - это не только радость о приближающемся празднике Пасхи. Это праздник надежды и напоминание о нашем бессмертии. Воскрешенный Господом Лазарь - это уверение для всех, кто сомневается и недоумевает - как смогут тела людей, подвергшиеся тлению, вновь обрести целостность и прежний облик. Ведь и его тела, пробывшего свыше трех дней в гробу коснулось казалось бы, необратимое тление. "Господи, уже смердит" - восклицает Марфа, сестра Лазаря на просьбу Христа отвалить камень от погребальной пещеры. Она, как и многие из нас, не может себе представить того, как имеющий в Своих руках власть жизни и смерти способен восстановить и привести к первообразу то, что разрушено и уничтожено последствием человеческого грехопадения - смертью. Но именно для этого Христос и промедлил четыре дня, получив известие о тяжелой болезни своего друга Лазаря, чтобы всех, кто стал очевидцем этого чуда уверить не только в своей Божественной власти, но и показать, что смерти более нет. "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" - вместе с Марфой спрашивает ныне Спаситель каждого из нас. (Ин. 11; 25-26) И зная о слабости и немощи нашей веры, совершает это величайшее чудо, которое способно либо без всякого сомнения уверить человека в Божественности Мессии, либо укоренить в лютой злобе и желании противиться и всячески противоборствовать Ему в дьявольской безумной злобе. Что и произошло с врагами Спасителя, не пожелавшими даже после такого очевидного уверения раскаяться и стать Его учениками.
Тропарь праздника, гл. 1:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Кондак праздника, гл.2:
Всех радость Христос, истина, свет, живот, и мира воскресение, сущим на земли явися Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая Божественное оставление.