6 апреля 2014 г • Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе всенощное бдение
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин, секретарь Борисоглебской епархии архимандрит Кирилл (Костиков), благочинные церковных округов Воронежской епархии, настоятели городских храмов, ректор Воронежской Православной Духовной семинарии и клирики кафедрального собора.
Традиционно для двунадесятого праздника была совершена лития с исхождением в притвор под пение умилительной стихиры "Совет превечный" и благословение хлебов.
Величание праздника – трогательная песнь "Архангельский глас" была пропета попеременно духовенством и хором на полиеелее. После антифонов и прокимна прозвучало Евангельское повествование апостола Луки о встрече Пречистой Девы с праведной Елисаветой, случившейся тотчас после архангельского благовестия о Воплощении Сына Божия.
Канон праздника, составленный в форме диалога Пресвятой Богородицы и архангела Гавриила, был исполнен на распев. Согласно великопостному Уставу, он был также дополнен чтением Типеснца.
Тропарь праздника называет Благовещение "главизной нашего спасения". Благая весть архангела Гавриила Пречистой Деве открывает новую эпоху в истории не только человечества, но и всей вселенной. Ибо весь сотворенный мир тяготился последствиями человеческого грехопадения и ожидал избавления, ставшего возможным после воплощения Сына Божия. Прославляя Пресвятую Богородицу, святитель Илия Минятий говорит такие замечательные слова:
"Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным Человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же Человек сделался совершенным Богом.
Теперь, христианин, и я тебе говорю, как Господь говорил царю Ахазу: Попроси себе знамения… в глубину, или высоту (Ис. 7, 11); посмотри вниз, на землю, взгляни вверх, на небо, исследуй настоящие и прошедшие века, и не найдешь другого такого знамения, как это, за много веков открытое Богом устами пророка Исаии: Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына (Ис. 7, 14) – и сеннописанное во многих прообразах: в неопалимой купине, в прозябшем жезле, в нерукосечном камне, в заключенных вратах, обращенных на восток, через которые вышел и вошел один Господь. Как же Соломон говорит, будто нет ничего нового под солнцем? Вот новое чудо, подобного которому еще не было. Дева и Матерь, но Матерь Божия. И это новое чудо такое, подобного которому не может быть. Это – чудо чудес, каким не может хвалиться никакая другая вера, кроме веры христианской, в которой это таинство есть начало и конец таинств.
Богоневестной Владычице, восприявшей благодать быть Девой и Матерью и честь быть Матерью Божией, вполне свойственно быть и Матерью христиан. Одесную божественного величия восседает Царица неба и земли, как видел Ее пророк: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 10).
Ходатайствуя перед Богом за христиан, Она ходатайствует перед Своим Сыном за Своих же чад; итак, Она умоляет Бога с таким дерзновением, какое свойственно Матери по отношению к Сыну, и умоляет за христиан с такой любовью, какую Ей пристало питать к Своим чадам. Но дерзновение, но любовь такой матери беспредельны: что может Она когда-нибудь попросить и не получить от такого Сына? Что мы можем попросить и не получить от такой Матери? Сирые, странные, пленные, больные, сокрушенные, грешные, не печальтесь: вы имеете матерью – Матерь Бога!
Такую веру в Тебя, такую надежду мы имеем на Тебя, всесвятая Дева; исповедуем Тебя Девой и Матерью; проповедуем о Тебе, как о Матери Бога, признаем Тебя Матерью христиан, началом и посредницей нашего спасения. О, Матерь Божия и Матерь нас христиан! Умилостивь Сына Твоего для нас, чад Твоих, и сподоби чад Твоих благодати и царства Сына Твоего. Аминь".