5 апреля 2014 г • Завершился первый этап росписи Благовещенского кафедрального собора
В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы после богослужения митрополит Воронежский и Лискинский Сергий и исполняющий обязанности губернатора Воронежской области Алексей Гордеев осмотрели росписи купола и светового барабана
Благовещенский кафедральный собор Воронежской епархии, освященный в 2011 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, по праву является центром духовной жизни Воронежского края. Величественный, повторяющий во внешнем облике разрушенный в годы лихолетья Владимирский собор, выполненный в традициях русско-византийского зодчества, он поистине стал архитектурной жемчужиной столицы Черноземья. Важным этапом его благоукрашения является выполнение работ по росписи интерьера.
Один из самых сложных этапов работы – роспись купола и светового барабана, планировалось завершить к празднику Святой Пасхи нынешнего года. В конце минувшей рабочей недели в храме начался демонтаж лесов для открытия росписи. В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы после Божественной литургии, которую совершил глава Воронежской митрополии и настоятель собора – митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, главный храм Воронежского края посетил исполняющий обязанности губернатора Воронежской области Алексей Гордеев. С момента своего прибытия на Воронежскую землю, Алексей Васильевич проявлял особое внимание к строительству Благовещенского собора. В мае 2013 года вместе с митрополитом Сергием он обратился к жителям Воронежской области с призывом внести посильную лепту в дело благоукрашения главного храма Воронежского края.
Встречали высокого гостя митрополит Сергий и ключарь собора, секретарь епархиального управления Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин. Отец Андрей рассказал о том, как проходил первый этап росписи, а также предмьавил Алексею Васильевичу эскизный проект росписи алтарной части собора. "Если Господь благоволит, то к празднику святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, эта работа также должна быть закончена" - поделился планами владыка Сергий.
После осмотра выполненной росписи купола и знакомства с эскизным проектом следующего этапа, митрополит Сергий и Алексей Гордеев ответили на вопросы журналистов региональных СМИ. С техническими особенностями проведенных работ представителей прессы познакомил куратор проекта - Сергей Юрьевич Карнишин.
В качестве образца для росписи Благовещенского собора был выбран Византийский стиль церковной живописи XIV-XVI вв. Связанный с расцветом духовной жизни после двух столетий упадка, вызванного завоеванием Византии крестоносцами, он значительно отличается от более древних образцов иконографии. Благодатный свет Христов, преображающий человека, словно насквозь пронизывает священные изображения, изливаясь на всех, кто видит их в храме. Несмотря на полный упадок церковного искусства в Византии после завоевания турками Константинополя в 1453 году, этот стиль получил дальнейшее развитие в трудах греческих мастеров, работавших на святой горе Афон, а также русских иконописцев: преподобного Андрея Рублева, Дионисия и Феофана Грека. Образцы иконографии в храмах той эпохи сохранились до наших дней не только в Греции, но и в Закавказье, в частности – в Абхазии.
Роспись Благовещенского собора выполняется под руководством известного в России иконописца Андрея Ополовникова. Возглавляемая им артель мастеров, имеет богатый опыт выполнения подобных работ. Наравне со старинными, в росписи были использованы современные технологии и материалы. Применение акриловых красок и лаков обеспечивает не только механическую прочность, что позволяет производить многократную очистку от неизбежных загрязнений, но и устраняет возможность для образования конденсата между краской и штукатуркой, который часто приводит к повреждению живописи. По традиционной технологии выполнено сусальное золочение фона купола и нимбов. В сюжетном плане для росписи купола и светового барабана принято традиционное решение. В своде изображен Спаситель на Престоле в Архиерейских одеждах с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей, святыми апостолами и архангелами, а в световом барабане между оконными проемами – святые праотцы Ветхого Завета.