4 марта 2014 г • Великое повечерие с чтением покаянного канона Андрея Критского совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий в Покровском соборе г. Воронеж
Во вторник первой седмицы Великого поста Правящий Архиерей разделил молитвенный подвиг с прихожанами одного из старейших храмов нашего города
Во время утреннего великопостного богослужения владыка митрополит молился в Благовещенском кафедральном соборе, а вечером возглавил служение Великого повечерия с чтением умилительного покаянного канона преподобного Андрея Критского – епископа Иерусалимского.
В своей книге "Великий пост", посвященной раскрытию смысла и сущности этого христианского подвига перед взором современного человека, протопресвитер Александр Шмеман так рассуждает о покаянном каноне преподобного Андрея Критского:
"Творение преподобного Андрея можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха. Плач потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
С особым искусством святой Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и, выше всего – Христа и Церковь, с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом - как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены - как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Канон начинается с глубокого личного вопля: "С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?"
Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу. История первого грехопадения – это моя личная история: "Я совершил преступление первозданного Адама, я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял Божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…"
Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.
Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим: "Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел Божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни…" - мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто главное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни, как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: "Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь. Но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося".
Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события - непосредственно связаны с Богом. Где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается".
Текст Великого канона, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста (с параллельным русским переводом) можно прочесть, обратившись по ссылке внизу страницы.