3 марта 2014 г • "Прииде пост - мати целомудрия"
В первый день Великого поста повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе.
В понедельник первой седмицы Великого поста Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Лискинский Сергий молился за утренним великопостным богослужением, в Благовещенском кафедральном соборе.
Вечером того же дня в Благовещенском кафедральном соборе Владыка Сергий совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Великий пост – время покаяния и осмысления христианином всей своей жизни. Светлейший праздник Пасхи Христовой – образ благословенного Царства Божия, не случайно предваряется спасительным постным подвигом. Подобно тому, как земное служение Сына Божия, увенчавшееся Крестом и Воскресением, началось с призыва "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4; 17), так и восшествие христианина к Божественной радости Пасхи начинается с преображения своей души. В ряду последований и молитв великопостного богослужения, предлагающих нам яркие образы обновления человеческой души, на особом месте стоит Великий покаянный Канон преподобного Андрея Критского. Проникнутый глубоким чувством покаяния, он является одухотворяющим началом в подвиге Великого поста. Разнообразные события из ветхозаветной и новозаветной истории – от падения праотца Адама до вознесения Господня, нашли отражение в молитвенных размышлениях преподобного Андрея. С удивительной точностью прилагает автор каждое из событий священной истории к состоянию грешной души, извлекая из сокровищницы Писания самые сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению.
Заслуживая по своему содержанию, высоте мысли, яркости и образности выражений название Великого, канон святого Андрея является таковым и по своему объему. Поэтому в первые четыре дня Великого поста читается лишь одна из его частей, а полностью он звучит только в среду пятой седмицы поста за богослужением, посвященным почитанию подвига преподобной Марии Египетской. Некоторые историки Церкви считают, что изначально Великий канон читался только во время этой службы, а традиция совершать его на первой седмице Великого поста появилась позже. Тогда же к тропарям самого канона добавляются и тропари преподобной Марии, а также и автору – преподобному Андрею Критскому, составленные, предположительно, преподобным Иосифом Песнописцем.
Весь канон Андрея Критского представляет собой беседу с собственной душой, призыв воспрянуть от сна греховного, начать новую жизнь по заповедям Божиим: “Душе моя, душе моя, востани, что спиши!” Воистину, Великий канон преподобного Андрея – это учебник покаяния, собравший в своих наставлениях весь подвижнический опыт древней Церкви и помогающий приумножить его богатство, сохранить и передать грядущим поколениям православных христиан.
Текст Великого канона, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста (с параллельным русским переводом) можно прочесть, обратившись по ссылке внизу страницы