23 февраля 2014 г • В неделю о Страшном суде митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронеж
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора
За богослужением была совершена хиротония – митрополит Сергий рукоположил студента 3 курса СЗО Воронежской Православной Духовной семинарии иподиакона Рустика (Руслана) Кононова во диакона.
По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви Московского патриархата в этот день к сугубой ектении были добавлены молитвенные прошения о прекращении насилия и кровопролития на Украине, а к заупокойной ектении – о упокоении погибших во время беспорядков в Киеве и других городах Украины. По запричастном стихе секретарь Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин зачитал обращение святейшего патриарха Кирилла в связи с событиями на Украине, а перед отпустом митрополит Сергий совершил молитву о даровании мира этой братской стране и ее народу.
"Молит Тя Церковь Русская, представляющи Тебе ходатайство всех святых в ней просиявших, изряднее же Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, от лет древних покрывающия и заступающия страны наша. Возгрей сердца наша теплотою благодати Твоея, утверди волю нашу в воли Твоей, да якоже древле, тако и ныне прославится всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь".
В это предпоследнее воскресенье перед началом Великого поста святая Церковь предлагает своим чадам вспомнить притчу Спасителя о Страшном суде. Показав яркие образы покаяния в предшествующие воскресные дни, она направляет теперь наше внимание к итогу человеческого бытия – к тем духовным плодам, которые должен принести человек, изменив свою жизнь через раскаяние и исправление. В одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский так размышляет об этой притче:
"Почему наше последнее предстояние перед Богом мы называем Страшным судом? Разве мало на земле ужаса и без этого: человеческая жестокость, ненависть и страдание, физическое и умственное насилие человека над человеком? Можно ли помыслить что-либо страшнее этого?.. Можно, потому что последний суд не тем так страшен, что жжет нас, как огонь. Самое страшное – не наказание, не страдание или насилие. Страшно то мгновение, когда мы вдруг увидим, что весь смысл жизни заключался в любви – и мы прошли мимо нее; страшно мгновение, когда мы окажемся лицом к лицу с Богом, Который так возлюбил мир, что отдал за его спасение Своего Единородного Сына. Нам была предложена вся любовь Божия – и мы ее отвергли.
Если бы мы отказались от нее по каким-либо убеждениям, сознательно отвергая такую любовь, это было бы достаточно страшно. Но во много крат ужаснее, что мы окажемся перед Божественной любовью и поймем, что мы просто прошли мимо нее, не заметили ее, потому что увлеклись пустяками, которые заполнили наш ум любопытством, наши сердца – похотью и увели нас вдаль от Бога и Его любви. И мы будем стоять перед Богом, лицезреть всю Божественную любовь, явленную нам в Господе Иисусе Христе, Который носит на теле Своем раны Cтрастей и Креста, Который сошел во ад, умерев по любви к нам, и придется нам сказать: "Да, я видел все это – и пожал плечами, и занялся другими заботами..."
Но вы, может быть, скажете: "Как я могу любить Бога и ответить на Его любовь, как я могу любить Того, Кого не вижу, Кого порой и не ощущаю?.." Сегодняшняя притча так ясно отвечает нам на это: "Люби тех, кого Бог Своей любовью вызвал к бытию; люби тех, за кого Он отдал Свою жизнь и принял смерть; люби Его твари, которые все для Него значат, и тогда Он скажет: в них ты любил Меня, и то, что ты сделал для Моих любимых, ты сделал для Меня..."
Значит ли это, что наша любовь к Божиим творениям должна быть такой же великой, как Его любовь? И снова притча отвечает нам так просто и так ясно, спрашивая: "Был ли ты человечен, было ли у тебя сострадание к голодному и жаждущему, к бездомному или всеми нелюбимому, к тому, кто гибнет в душевной или телесной муке, или кто в тюрьме, кто преступник перед Богом и людьми, трепещет от человеческого суда и, возможно, не сознает, что он прошел мимо единственного, что достойно жизни?" Вот вопрос, который нам ставится: проявил ли ты человечность? И если мы были человечными, подлинными людьми в отношениях друг с другом, подлинно человечными в сердце, и в уме, и в делах наших – тогда широко распахнута дверь, чтобы нам стать гражданами Небес, гражданами Божиего Царства, Царства любви Божественной, изливающейся в наши сердца.
Вот какие вопросы встанут перед нами – и так просты ответы Христа на них. Поэтому будем учиться: научимся, прежде всего, любить близких и родных, но такой любовью, которая достойна их, достойна нас самих и достойна Бога. И когда мы научимся любить тех, кого легко любить, потому что они уже нам дороги, откроем свое сердце и дадим в нем место еще одному человеку, и еще одному, и еще... И тогда наши сердца станут такими широкими, что смогут вместить и тех, кого мы любим, и тех, кого мы пока еще не научились любить, тех, кто нас любит, и тех, кто к нам безразличен или кто не переносит нас; смогут вместить, обняв, охватив всех одной любовью, которая есть Божия любовь, которая будет подлинной Божией любовью к нам, преизбыточествующей в наших сердцах, а через нас – вокруг во всем мире.
Вот о чем взывает сегодняшняя притча, к чему зовет нас Страшный суд. Услышим же Апостола, говорящего нам: "Дорожите временем, спешите, ибо время обманчиво, время проходит и уходит незаметно..." Поспешим же жить любовью, жить достойно себя самих, достойно имени христиан – Христова племени, которым мы являемся, и достойно также любви Божией к нам и к Его миру".