19 января 2014 г • "Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе!"
В праздник Крещения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил богослужение в Благовещенском кафедральном соборе.
Главный храм Воронежской митрополии в этот день был переполнен молящимися. Праздник Крещения Господня, также именуемый Богоявлением, всегда привлекает на богослужение особенно большое число богомольцев - каждый желает принести в свой дом "Великую агиасму" - освященную Крещенскую воду, которая, по вере принимающих ее, подает благодатную помощь в различных нуждах и болезнях.
Позднюю Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий в сослужении клириков кафедрального собора.
За литургией было прочитано Евангельское зачало, повествующее о событии, ставшем основой для нынешнего торжества:
"В те дни приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3; 13-17).
Так при Крещении Иисуса Христа на Иордане Бог ЯВИЛ (оттого название праздника - "Богоявление") Себя людям в Трех Божественных ипостасях: Бог Отец свидетельствовал гласом с Небес, Бог Сын принимал Крещение от Иоанна, а Бог Дух Святый сходил на главу Иисуса в виде голубя. В схождении Духа Святого в виде голубя был еще и знак для пророка Иоанна Крестителя - ему было открыто ранее: "Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий"(Ин. 1; 33-34).
И когда на другой день Иоанн Креститель вновь увидел приближающегося Иисуса, то, возвысив голос, воскликнул: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира!". И весь собравшийся народ с удивлением и надеждой обратил на Иисуса свои взоры. С того дня Христос начал Свою Евангельскую проповедь, ЯВИЛСЯ миру, стал "явным" для всех людей – это второй смысл названия праздника "Богоявление".
После заамвонной молитвы, согласно Церковного Устава, Владыка Сергий совершил чин Великого водоосвящения. При торжественном пении хором стихир, раскрывающих духовный смысл происходящего, Высокопреосвященнейший Владыка совершил каждение наполенных водой водосвятных чаш.
Стихиры: "Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа".
"Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема".
"Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче!".
"Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды и убояшася, трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света, како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех".
Были прочитаны паремии, - Ветхозаветные тексты, - в которых пророчески было предсказано празднуемое ныне таинственное событие на Иордане, а затем Евангельское зачало, повествующее об исполнении этих пророчеств - о Крещении Господа Иисуса Христа (Мк. зач.2).
После мирной ектении, в которой Церковь молитвенно испрашивает у Бога благодатные дары людям, с благоговением принимающим сию освящаемую воду, Владыка Сергий возгласил особую проникновенную молитву чина Великого водоосвящения (приводим фрагмент, касающийся описания милости Божией к человеческому роду, выразившейся в схождении в наш мир Сына Божия):
"...Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих!
Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев...".
Затем, при пении тропаря праздника - "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе!" - митрополит Сергий и сослужащие священники совершили троекратное погружение креста во все водосвятные чаши, установленные в храме.
Затем было совершено окропление святой водой собора и всех молящихся.