7 июля 2011 г • В день Рождества пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Благовещенского кафедрального собора архимандрит Андрей (Тарасов) и клирики кафедрального собора.
За Божественной литургией митрополит Сергий рукоположил выпускника Воронежской Православной Духовной семинарии иподиакона Иакова Калинина во диакона.
О празднике Рождества пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:
Евангелие, читаемое за богослужением нынешнего дня повествует, что "во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно" (Здесь и деле – цитаты текста Евангелия от Луки, гл.1).
В отношении Захарии и Елисаветы евангелист не случайно употребляет выражение "праведны перед Богом", поскольку именно таковых праведников мало, в отличие от тех, которые праведны перед людьми.
"У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных".
Здесь следует указать, что бездетность считалась в народе Израиля наказанием Господним и не редко служила поводом для насмешек среди соотечественников. Связано это было с тем, что чадородие у евреев воспринималось как особая священная миссия, проистекающая из обетования данного Богом праотцу Аврааму о происхождении из его рода Спасителя, грядущего освободить человечество. Таким образом, считалось, что бездетные семьи отвергнуты Богом от участия в родословии Мессии и священной истории.
Однажды, когда Захария в порядке своей чреды совершал богослужение, "досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера (спиртных напитков), и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный".
Ангел, предвозвещая Захарии рождество Иоанна, говорит, что он придет в силе и духе Илии, потому что Иоанн будет так же как и Илия исполнен благодати Святого Духа, и как Илия, согласно пророчеству, будет Предтечей Второго пришествия Христова, так Иоанн - первого.
"И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это, ибо я стар и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время".
Захария настолько был смущен видением, что не поверил словам архангела, подвергнув их сомнению. Поэтому архангел наказал Захарию немотой, что одновременно являлось образом иудейского народа, ставшего бесплодным, черствым и непослушным, но который, не смотря на это, все же сподобился породить Спасителя, согласно обетованию Господню.
"Между тем, народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его – Захарией. На это мать его сказала: нет, но назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему".
Какие пути имел приготовить Иоанн Господу? Пути Господни – это души человеческие, которые перед принятием Спасителя надлежало приготовить вестью о Нем и очистить покаянием. Это и совершал впоследствии Иоанн, крестя народ в водах Иордана во оставление грехов.
До явления своего Израилю, как повествует Евангелие, Иоанн возрастал и укреплялся духом, скрываясь в пустынях. Таким образом, Иоанн с одной стороны - сохранял себя в чистоте от развращения имевшего место среди людей, а с другой стороны - получил особое доверие народа как пустынножитель и человек высокой жизни. Именно такому человеку надлежало указать людям на Спасителя: "Се Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира".
В день памяти проповедника покаяния еще раз следует напомнить себе, что без покаяния невозможно принятие благодати Господней; следует возносить наши молитвы к Святому Предтече и Крестителю Иоанну, чтобы в мире и покаянии нам проводить дни жизни нашей.