23 ноября 2013 г • Архиерейское богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
Накануне Недели 22-й по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил всенощное бдение.
Его Высокопреосвященству сослужили викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Андрей и клирики кафедрального собора.
Всенощные бдения совершались в самые первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко посвящал ночные часы молитве (Мф. 14, 23; 26-46 и др.). "Бодрствуйте и молитесь, - говорил Спаситель апостолам, - чтобы не впасть в искушение" (Мф. 26, 41). И апостолы собирались ночью на молитву (см., например, Деян. 20, 7; 25). В эпоху гонений христиане также совершали богослужения ночью.
Святитель Василий Великий (IV в.) в своих творениях о всенощных богослужениях пишет: "Народ у нас бодрствует в храме в труде, в скорби и в слезном сокрушении, исповедуясь Богу, и, востав от молитв, начинают псалмопение... уже на рассвете дня, все сообща, как бы едиными устами и единым сердцем, возносят ко Господу псалом исповедания...".
Ночные богослужения, которые святитель Василий Великий называет по-гречески "агрипниями", то есть "бессонными", имели, по его словам, повсеместное распространение на Востоке, совершались под воскресные дни в течение всего года, в святую пасхальную ночь, на праздник Богоявления и в дни памяти святых мучеников. Возглас в конце всенощнаго бдения: "Слава Тебе, показавшему нам свет!" относился тогда к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, например - на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь.
В приходской же практике, учитывая современный ритм жизни, всенощное бдение, при сохранении всей богослужебной структуры, совершается не в ночное, а в вечернее время - чтобы сделать посещение служб доступным для большинства прихожан.
Глубокое богословское содержание, нравственно-назидательный характер чтений и песнопений службы, выработанное веками богатство художественно-музыкального содержания делают всенощную сокровищницей православного богослужения. Драматизм переживаний всенощной службы и ее молитвенный дух подготавливают христианина отложить все земные попечения и достойно, с чистой совестью и благоговением приступить к Божественной литургии.