16 октября 2013 г • "Когда ты готов к внутренним переменам, Господь подаст спасающую руку"
Интервью с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием опубликовала газета "Комсомольская правда - Воронеж".
Приводим текст интервью с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием, опубликованный в газете "Комсомольская правда - Воронеж".
"Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий:
"Когда ты готов к внутренним переменам, Господь подаст спасающую руку"
К нам в редакцию очень часто поступают вопросы, связанные с осмыслением себя и своего места в жизни. На многие из них дать ответ может лишь тот, кто имеет большой опыт духовной и церковной жизни. Таким человеком, без сомнения, является митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Тем более, что в этом году исполняется 10 лет его служения на Воронежской кафедре.
О ВЕРУЮЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ
- Наша жизнь сложна, интересна и многообразна. Как в ее бурном потоке, когда практически нет запретов и ограничений, когда путь к всевозможным развлечениям открыт, не забывать о своей душе?
- Все зависит от выбора самого человека. В суете повседневности живет каждый, но не всем она становится помехой для молитвы в церкви. Кто внимателен к своей душе, чувствует потребность духовной жизни, тот придет в храм и найдет утешение. Тот, кто не ставит приоритетной целью развитие своей души – лишает себя целой области жизни. Но это его личный выбор и не стоит винить обстоятельства.
- Что же делать тому, кто хочет узнать эту духовную область жизни?
- Для нас, верующих людей, и для любого человека, который хочет соприкоснуться с Православием, самое главное – научиться включать в свою повседневную жизнь практические действия – молитву, духовное чтение, рассуждение над своими поступками. Это не означает, что кроме церкви не нужно ничего вокруг себя замечать. Ты можешь быть верующим человеком и при этом увлекаться театром, кино, футболом, который сейчас необычайно популярен, любить рыбалку, играть в шахматы. Это все может быть интересно и не греховно. (Следует, конечно, избегать экстрима, связанного с опасностью и риском – жизнь свою надо беречь и искать другие возможности себя как-то развлекать). Главное – научиться строить свою жизнь согласно Евангелию, по заповедям Христовым. Вовсе не значит, что только тогда ты будешь верующим, если станешь каждый день ходить в храм. Этого Церковь и не требует. Но даже для самого занятого человека возможно раз в неделю на один час приходить в храм и беседовать с Богом, а раз в месяц – исповедоваться и причащаться.
- А в чем заключается эта беседа?
- У нас нет другого способа общения с Богом кроме молитвы. Когда мы молимся, то вступаем в диалог с Богом. Просим Его помочь нам или благодарим – и Он слышит нас. Видя, что ты пытаешься исправлять свою жизнь, стараешься вести себя честно (в Церкви это называется борьба с грехом и страстями, а по-светски – исполнение правил гражданского общежития), Господь дает тебе на это силы. Человек реально чувствует эту благодатную помощь. Поэтому у верующего человека жизнь наполненная, осмысленная, интересная. Даже провалы и падения, которые бывают у каждого из нас, верующий человек переносит более спокойно и стойко. Вообще, наука воспитания своей души очень интересна: она учит человека не просто замечать, а любить своего ближнего, быть за него ответственным и избегать очень многих ошибок, какие по своей гордости и самолюбию можно совершить. Вера и исполнение заповедей Христовых сдерживает человека от всего этого. Хочу посоветовать каждому думать о Боге – Творце всего существующего, Который нам дает жизнь и радость. Как невозможно жить без воды и воздуха, также невозможно жить и без Бога. Только Он дает душе все необходимое для ее жизни. Настоятельно рекомендую каждому находить время хотя бы "на бегу", но ежедневно думать о своей душе, анализировать прожитый день и вспомнить все конфликтные ситуации, которые имели место. Постараться понять: что произошло и какова моя в этом вина? И вы, если будете честны перед собой, непременно увидите свою неправоту. Такая работа - гарантия того, что вы станете более внимательными к своим родственникам и сослуживцам, не повторите тех ошибок, которые ранее делали. Это очень интересно и не требует много времени. Но главное – это спасительно для души и даже тела, потому что негативная энергия, заполняющая человека, ведет его к скорой смерти: он приходит в отчаяние, начинает болеть и погибает. Поэтому всегда нужно думать о добром, светлом, хорошем, стараться самому приносить в мир свет и радость – и все будет благополучно.
О ВОРОНЕЖСКИХ СВЯТЫХ
- Недавно отмечался праздник Собора Воронежских святых. По какому принципу в нем объединены святые, ведь некоторые из них, такие как святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, святитель Феофан Затворник и другие несли свое служение вдали от нашего края?
- Это связано с духовной близостью этих людей нашей земле. Святитель Алексий - это история. В 1620 году на воронежской земле были отражены атаки литовцев и черкес. В день победы над врагами, по православному календарю, свершалась память святителя Алексия. В честь этого святого и был основан наш знаменитый Алексиево-Акатов монастырь. Митрополит Петр (Полянский) родился в селе Сторожевое Воронежской епархии. Преподобный Силуан Афонский родился на Тамбовской земле. Однако границы областей со временем изменялись, и сегодня мы его почитаем как Воронежского святого. Также как святителя Феофана Затворника. Преподобноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), помощник великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой в создании Марфо-Мариинской обители в Москве, родился и учился в Воронеже. Потом уехал отсюда и долго служил в Орле, был полковым священником на полях сражений, затем – духовником обители милосердия в Москве. Мы радуемся, что у нас такой знаменитый земляк-подвижник, и надеемся на его молитвы о нас пред Богом.
- Есть ли в храмах нашей епархии частицы мощей этих святых?
- Есть частицы мощей почти всех упомянутых святых, кроме священномученика митрополита Петра (Полянского). До сих пор точно не известно, где он встретил смерть. Одни говорят, что расстрел был совершен в Екатеринбурге, другие указывают иные места. Я встречал людей, которые утверждали, что знают местонахождение его могилы. Но определить это точно пока не возможно. Дело в том, что святитель был погребен в общей могиле, и, если даже знать с уверенностью ее местонахождение, то идентифицировать останки святого среди захороненных с ним сотен человек будет очень трудно. А вот мощи соловецкого новомученика, архиепископа Воронежского Петра (Зверева) сейчас находятся в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа. История их обретения очень интересна и связана со свидетельствами о житии священномученика. Владыка Петр был очень энергичным человеком и хорошим администратором. Находясь в заключении, он был одно время даже первенствующим архиереем на острове и отвечал перед администрацией за исполнение различных поручений. Однажды святитель плыл на лодке по лагерным делам с одним из начальников СЛОНа. И так совпало, что на море в этот момент случилась буря и начальник оказался в воде. Архиепископ Петр его спас. Впоследствии этот человек случайно (но мы, верующие люди, понимаем, что ничего случайного в жизни не бывает) проходил мимо места, где хоронили священномученика и других умерших. Спросил: "Кого вы хороните, кто из интересных зэков здесь есть?" Ему отвечают: "Главного попа Соловецкого хороним". Тогда начальник приказал им извлечь тело святителя из общей могилы и похоронить отдельно, с архиерейскими почестями. После этого вся команда, которая участвовала в похоронах святого, была расстреляна. Поскольку люди знали, где находится могила святителя, то его мощи стали достоянием общецерковного поклонения. На Соловках погибло очень много известных и святых людей. Но когда было издано постановление об упразднении Соловецкого лагеря, был издан и приказ о том, чтобы ни один человек оттуда живым не возвратился. Заключенных назначили на работы в удаленное место, куда нужно было проходить по зыбкой тропинке через болото. Люди шли цепочкой, а охрана их по одному сбрасывала в болотную топь. Таким образом погибли многие – в том числе и известный богослов и ученый отец Павел Флоренский.
СВОБОДА ВЫБОРА И РАБОТА НАД СОБОЙ
- Нередко на улице к нам подходят почтенного вида старушки, или молодые люди и убеждают, что Православие - неверная религия, что на самом деле все не так, приглашают на свои собрания и т.п. Уважаемый Владыка Сергий, может ли Церковь противостоять нашествию таких "псевдоучений" и "псевдолидеров"?
- Человек волен распоряжаться своей судьбой, как он хочет. Но не стоит забывать, что в тоталитарных сектах работают очень хорошие психологи. Они "обрабатывают" человека и делают его послушным орудием в своих руках. Случалось, такого рода секты были частью шпионской сети. Известны случаи, когда в 90-х годах эти секты вовлекали к себе работников секретных предприятий и вводили их в состояние психоза. Люди рассказывали им все, чем занимаются на работе – сдавали секретную информацию руководителю общины. Никого не хочу обвинять, но есть факты: западные страны очень умело используют новые религиозные секты для того, чтобы подготовить общество в целом для изменения политического строя или, хотя бы, воздействовать на какие-то направления жизнедеятельности государства. В отношении России запад имел такие намерения, но, слава Богу, глубоким интуитивным внутренним чутьем русские люди распознали и не поддались этому воздействию. Православие западом до сей поры не понято и не оценено. Эти новые учителя (я не касаюсь ставших традиционными баптистов, пятидесятников), приезжают в Россию и, внешне не нарушая законов, спокойно собираются, проповедуют и привлекают новых адептов. Но государство не должно быть безразличным. К сожалению, в нашей стране мало обращается внимания на развитие религиозной жизни. Только когда уже доходит до вопиющих случаев, когда они начинают творить изуверства, когда общество от их деятельности получает урон, тогда этих людей арестовывают и отдают под суд. А остальные? Они пока находятся вне поля зрения государства, но следует помнить, что религиозные секты могут быть направлены на подрыв существующего политического строя, да и сами граждане тоже не должны об этом забывать. К тоталитарным сектам нужно относиться очень осторожно и внимательно контролировать их деятельность.
- Вместе с этим, у нас широко представлены традиционные неправославные конфессии…
- Да, у нас есть традиционные неправославные конфессии - это Римско-католическая Церковь, различные протестантские конфессиональные ответвления, также представлен баптизм, пятидесятники. Эти конфессии, особенно протестантские, которые начали свою жизнь от пуританских корней, хотели вернуться к образу жизни общин первой церкви апостольских времен, - они старались, чтобы все у них было нравственно и чисто. Но что сегодня представляет собой протестантское общество, мы можем видеть на примере Западной Европы, которая в своем развитии далеко шагнула в сторону от чистоты и нравственности и пошла иным путем. Там вопросы нравственности теперь относят к области личного психологического состояния человека. Главный постулат всех протестантских исповеданий - имей веру. Если ты веруешь, значит, ты уже спасен Христом. При этом забывают слова апостолов о том, что нужно очень много внутренне работать, чтобы показать свою веру. Например, апостол Иаков прямо говорит: "Вера без дел мертва"! (См.: Иак., 2; 18-26). Но так легче, потому что от человека не требуется никаких усилий.
- Возможно, это и привлекает людей?
- Стоит отметить, что быть православным гораздо труднее, чем баптистом и даже католиком. Когда человек приходит в Православие, ему предстоит усвоить весь свод нравственных истин и воплощать их в жизни. Постоянно работая над собой, нужно бороться со своими грехами. Конечно, и на других религиозных собраниях вам не скажут, что можно грешить и злодействовать. Они тоже советуют человеку быть нравственным и чистым. Но такая большая духовная работа, опыт которой накоплен в Православии, другими конфессиями не предписывается. Человек свободен, и, согласно православной традиции, мы никогда насильно не влечем человека в храм. Мы надеемся, что Господь Сам его приведет. Однако человек должен дать Богу знак, что готов к переменам, - и тогда Господь подаст ему спасающую руку. Конечно, на мой взгляд, наши миряне тоже могли бы быть в этом плане более активными. Когда к вам подходят бабушки или молодые люди с иным пониманием пути Христа, посмотрите: кто они и что собой представляют? Разве это руководители какого-то религиозного объединения? Нет, это рядовые члены своей общины, которые горят идеей, что нужно спасать человека и спасать мир. В этом смысле такое рвение даже похвально, хотя следует понимать – ими избран ошибочный путь. Но вот если бы и наши верующие стали хоть немного активнее!.. Однако, чтобы вести дело проповеди, нужно хорошо знать Священное Писание. Увы, человеку обывательского склада свойственна лень и члены наших приходов не спешат этим заниматься, к сожалению.
- Зачастую, человек, вступая в такие общины, меняется внутренне. Почему это происходит?
- Возьмите в пример общину баптистов: если в их поле зрения попадает алкоголик или даже наркоман и если у него есть хоть небольшое желание покончить с пагубной привычкой, они такими людьми очень серьезно занимаются. В результате человек бросает пить и больше его никогда к пагубной привычке не тянет. О чем это говорит? О внутренней дисциплине и взаимной ответственности друг за друга. В православных общинах редко встретишь такую деятельную ответственность и заботу о здоровье другого человека, и это плохо. Ты пришел в храм – и до тебя другим нет никакого дела. Кроме священника, человека, нуждающегося в поддержке или совете, мало кто выслушает. А это порой бывает жизненно важно.
- Зачастую человек, попавший в секту, полностью попадает под их контроль. Как, в первую очередь в самом себе, сохранить свою национальную идентичность? Ведь куда бы нас не "кидало", мы русские по рождению, и от этого не уйти никуда.
- Мы живем в стране, история, государственное устройство и вся культура которой неразрывно связаны с Православием. Когда к нам кто-то подходит и начинает агитировать в свою веру, мы должны иметь чувство хотя бы исторической и культурной самодостаточности и гордости от того, что мы – православные. Когда наступают тяжелые времена, вопросы веры становятся обостренными и служат человеку опорой для перенесения беды. Не будь Православия, Россия была бы совершенно другой. Наши предки были православными, любили и понимали свою веру, и мы просто обязаны иметь с ними духовную связь. Выдающиеся писатели, философы, музыканты, художники посвящали свои произведения церковным праздникам, говорили о Творце и своих молитвенных переживаниях. Они душой чувствовали, что должны поступать именно так. То, чем мы сегодня гордимся – достижения культуры, искусства, экономики, политики, военного дела, дипломатии, – это все результат трудов православных людей, великих людей. Были, конечно, и личности ищущие – яркий пример тому Лев Николаевич Толстой. Этот человек был искренний, художник слова великий, но гордый. Его мучила мысль: почему Христос, воспитанный в семье плотника (или, по последним исследованиям, каменотеса), не получивший образования, стал создателем такой религии, которая весь мир перевернула? Даже он, человек образованный и знатного происхождения, не мог создать что-то подобное. Этот факт сегодня мало известен, но Лев Николаевич переписал по-своему все Евангелие! Чего он не понял – отмел, что было ему понятно – оставил. В итоге получилось "Евангелие пятое" – "от Льва". И все его произведения – возьмите "Воскресение", "Анну Каренину", "Войну и мир" – по своей сути религиозные. Только в них автор представляет свое понятие о религии, о месте женщины в обществе, о грехе. Если Спаситель не осудил грешницу, которая была уличена в прелюбодеянии, то Лев Николаевич возвел в ранг святости и Катюшу Маслову и Анну Каренину. Он все время борется со Христом, противоречит Ему.
- А потом в России случилось то, что случилось - падение монархии, революция, установление советской власти и тотальное истребление духовенства…
- Вспомните времена Великой французской революции - тогда уничтожали как врага Римско-католическую Церковь. Во времена Гитлера в оккупированных странах все ортодоксальные католики и протестанты сидели в концлагерях. В Советском Союзе, когда строили новое общество, – по духу это было продолжение французской революции, – была полностью взята их платформа. Революция – не Российское изобретение. По примеру прежних, ее начали у нас с того, что объявили: Русская Православная Церковь является врагом всему новому, прогрессивному, революционному. Всех архиереев, священников и монахов обвинили в контрреволюции. Начались страшные, кровавые гонения. Путь физического искоренения религии казался строителям "всемирного счастья" самым действенным. И они сажали, стреляли, вешали... На свободе из верующих остались только неграмотные и престарелые. Казалось – с верой покончено. Но как только ослабли гонения – Церковь возродилась, а в период правления Леонида Брежнева – окрепла и стала способна отвечать духовным запросам народной жизни. Прошло немного времени с тех пор, как Церковь получила свободу, – и вот опять на нее нарекания: говорят, что она не понимает чаяния людей, консервативна в своих догматах и, к тому же, стремится к спайке с государством. Только почему-то никто не может эту спайку определить: в чем она заключается и на каком уровне происходит? На законодательном, на бытовом или еще каком-то? Не могут определить, потому что нет никакой "спайки". Мы не имеем таких прав, которые имеют религиозные объединения в Германии, в США, во Франции. Церковь в России не имеет даже тех законодательно закрепленных прав и свобод, которые в правовом государстве она должна бы иметь!
- А что происходит на Западе? И как это влияет на жизнь нашей новой России?
- В Западных странах происходили очень интересные вещи: Церковь внешними способами не гнали, но был применен другой прием. Подменили общечеловеческие ценности. Финансово обеспеченный человек, имея хорошо обустроенный, комфортный быт, постепенно превратился в потребителя, и поиск Бога подменился в нем поиском денег – франков, марок, долларов… Человек стал зависим от финансовых средств потому, что его отучили от естественного крестьянского труда: производить молоко, хлеб и масло и этим жить. Теперь он этого не умеет делать – ищет способ заработать "бумажки" и полностью от них зависит. Так вышло, что "общество потребления" оказалось гораздо менее религиозным и намного дальше отошло от Церкви и Христа, чем те религиозные объединения и личности, которые жили в СССР. Сейчас нам навязывается западная "культура" – гей-парады и все прочее. В России нет проблемы притеснений секс-меньшинств, значит мотив их выступлений состоит в развращении общества. О них никто бы не знал и не думал, а они идут по проспектам цветные и веселые, пляшут... И другие молодые люди говорят: "Как им весело! И я пойду". Эта пропаганда – великое зло! В советский период про таких людей практически никто не знал, не было этой темы и таких примеров. Теперь же этот вопрос специально навязывается обществу. Нужно всегда помнить слова Священного Писания: "С преподобным преподобен будешь, а со строптивым развратишься" (Пс. 17; 25-26). То есть, с человеком святым ты и сам святым станешь, а с негодяем – и ты будешь таким же, потому что общение с ним тебя развратит. Об этом никогда нельзя забывать.
Беседовала Татьяна Мистюкова".