26 мая 2013 г • В Неделю 4-ю по Пасхе митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе
В чуде исцеления Господом расслабленного (параличного) человека, Церковь видит обновление жизни всего человечества через Воскресение Христово.
В Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленом, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Андрей и клирики кафедрального собора.
В эти дни в Благовещенском кафедральном соборе началась подготовка к началу работ по росписи стен храма - устанавливаются леса, которые смогут обеспечить иконописцам доступ к сводам главного купола собора.
В неделю 4-ю по Пасхе прославляется исцеление Господом при овчей купели расслабленного (параличного) человека, 38 лет томившегося в тяжкой болезни. В этом чуде Церковь видит обновление жизни всего человечества через Воскресение Христово.
В Иерусалиме, при купальне Вифезда, что в переводе значит “Дом милосердия”, жил человек, 38 лет болевший каким-то неисцельным недугом. Евангелист говорит, что он лежал уже долгое время (Ин 5:6). Тридцать восемь лет болезни - это очень долго, это бесконечно долго. Для многих, особенно в древности, это была целая жизнь. И этот несчастный жил при купальне среди таких же больных, как и он сам, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин 5:3–4).
И вот Господь находит его и спрашивает: “Хочешь ли быть здоров?” Больной, который не знает, Кто перед ним, начинает жаловаться, и слова этой такой понятной нам жалобы всю неделю будут повторяться в стихирах Триоди на богослужении: “Человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель”.
Какая трогательная фраза! Как знакомо нам это состояние оставленности, одиночества, непонимания! Человека не имам! Когда-то в древности один из философов ходил по Афинам с зажженным фонарем среди бела дня и кричал: “Ищу человека!”; и здесь - то же: “Человека не имам!” (т.е. "нет у меня человека - помощника").
Господь Сам стал для расслабленного Помощником. Он просто и со властью, как может только Бог, сказал: “Встань, возьми постель твою и ходи”, - и больной тотчас выздоровел.
Христос исцелил расслабленного в субботу. Евреи чтили закон, и даже Богу воплотившемуся не хотели позволить его нарушить. Они стали искать Того, Кто посмел исцелить в субботу, ведь этот исцеленный не запомнил своего Врача. Но Господь Сам подошел к нему в храме и сказал: “Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже” (Ин 5:14).
Господь уговаривает бывшего расслабленного не грешить. И что же сделал этот исцеленный Христом человек? Тут же донес на Христа иудеям - предал своего Благодетеля! Церковная история сообщает, что этот самый исцеленный позже был в числе тех, кто истязал Христа перед Распятием...
"Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже" (Ин 5:14). А что может быть хуже, чем пролежать в болезни целую жизнь - 38 лет? Он страдал почти четыре десятилетия, но вот уже более двух тысячелетий поминается его неблагодарность. Неблагодарность как болезнь души хуже всякой телесной болезни, потому что страдающий телом все же остается человеком, но у кого нет сердца человека - благодарного сердца, - тот может ли оставаться человеком?..
Неблагодарность - это болезнь духовного зрения. Как бывает стыдно, когда вдруг, по милости Божией, эта слепота неблагодарности проходит, и видишь то, чего раньше совсем не замечал: сколько люди трудились ради меня, как много сделали мне добра, как много людей, которые меня любят. Почему же я остаюсь слеп к их любви? От больного сердца, не способного на благодарность.
Мы много и часто говорим о борьбе со страстями, об упражнении в молитве и изучении Писания. Как же иначе - без духовной жизни нет и христианина. Но вся наша духовность может расти и развиваться только в благодарном сердце, и если нет его - бесполезны и даже опасны все наши аскетические опыты и богословские штудии.
Воспитать свое сердце в благодарности людям и Богу - вот наш главный труд, наше основное духовное упражнение. И рядом с нами - Господь, не увиденный нами, наши незамечаемые нами ближние... И - надежда однажды увидеть их подлинную красоту глазами, исцеленными благодарностью. “Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть” (1 Ин 3:2).