3 мая 2013 г • "Величаем Тя, Иисусе Царю, и чтим погребение и страдания Твоя, имиже спасл еси нас от истления"
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе утреню Великой субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.
Его Высокопреосвященству сослужили епископ Острогожский Андрей, викарий Воронежской епархии и клирики кафедрального собора.
В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.
В песнопениях соединяются темы похвалы страданиям Спасителя и ужаса всякого творения, видящего смерть Господа. В то же время, чувствуется и отрадный луч надежды на Его Воскресение.
К стихам 17-й кафизмы прочитываются "Похвалы", открывающие глубокий духовный смысл происходящего:
"Жизнь во гробе положился еси, Христе, и Ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое".
"Жизнь, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши и от ада мертвыя возставляеши?".
"Меры земли положивый, в мале гробе обитаеши днесь, Иисусе Всецарю, от гробов мертвыя возставляяй".
"О чудес странных! О вещей новых! Дыхания моего Податель бездыханен носится, погребаемь руками Иосифовыма". (Полностью Похвалы, читаемые утрени Великой субботы можно прочесть по ссылке ниже).
Постепенно нарастает ожидание победы, праздника. Указанием на то, что близко уже Воскресение Христово являются и воскресные тропари "Ангельский собор удивися…".
Все молитвы и прошения произносятся перед главной святыней этих дней – перед Плащаницей - иконописным изображением погребения Господа Иисуса Христа.
После Великого славословия, Плащаница при пении: "Святый Боже" торжественно, под погребальный перезвон колоколов, обносится вокруг храма в воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью. Затем Плащаница вносится в храм и полагается перед открытыми Царскими вратами в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Когда Плащаница возвращается на середину храма, читается паремия из книги пророка Иезекииля о том, как он видел прообраз воскресения мертвых: поле "сухих костей", которые восстали и ожили по повелению Божию. Далее читается послание апостола Павла, научающее верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, наш Спаситель и Избавитель от вечной смерти и власти дьявола.
Евангелие на этой службе повествует о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие восхваляют церковной песнью Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христова, который, придя к Пилату, испросил у него разрешения снять с Креста Тело Иисуса, завернул его в погребальные пелены и положил в гроб. Умилительным напевом хор поет: "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", и вновь совершается целование плащаницы.
Описанные евангелистами события смерти и погребения Христа Спасителя представляют нам следующую картину:
"И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,- пришел Иосиф из Аримафеи" (Мк. 15, 42-43); "ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев" (Ин. 19, 38); "знаменитый член совета" (Мк. 15, 43); "не участвовавший в совете и в деле их" (Лк. 23, 51), "который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу" (Мк. 15, 43-45). Тотчас начались погребальные приготовления. Иудеи вообще считали погребение важным делом, а усердие к нему - добродетелью. Как и другие восточные народы, израильтяне любили погребальное великолепие и не жалели денег на драгоценные ароматы. Поэтому погребение Иисуса Христа, которое совершали двое знаменитых и богатых людей, желающих своим усердием вознаградить Его бесчестье, должно было быть великолепным. "Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" (Ис. 53, 9): так в действительности и было [12, ч. V, с. 112].
"Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" (Ин. 19, 39-42).
В чем именно заключался обычай иудейского погребения? Усопшему закрывали глаза и рот, руки и ноги устанавливали в правильном положении, заворачивали в плащаницу и укладывали на землю со словами "от земли изсшел и в землю отыдеши".
Все евангелисты согласно говорят, что погребавшие должны были торопиться. Христос предал дух в третьем часу пополудни. Оставалось три часа до первой звезды (до шести вечера), когда, по закону, прекращалась всякая деятельность. Категорически запрещалось прикасаться к мертвым; тела повешенных должны были предаваться земле до наступления ночи (Втор. 21, 23). В данном случае была суббота из суббот, суббота после иудейской пасхи: двойное кощунство при нарушении закона. "Иосифу Аримафейскому надо было получить разрешение. Сотнику надо было сходить на Голгофу и вернуться с докладом. Шел он без особой спешки, как подобало римскому офицеру. Иосифу пришлось ждать! А ему надо было сходить на базар, чтобы купить дорогую Плащаницу, найти помощников с веревками, инструментами, лестницами. Надо было дать знать Никодиму, который должен был добыть и принести пятьдесят или больше наших фунтов ароматов (от 35 до 45 кг). Говорит святой Матфей: "Когда же настал вечер" (Мф. 27, 57), приступили только к снятию с Креста. Значит, время близится к пяти часам! Как мало до первой звезды! "Как уже настал вечер",- говорит нам святой Марк, идет Иосиф покупать Плащаницу (Мк. 15, 42, 46). "Там,- говорит нам святой Иоанн,- положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" (Ин. 19, 42). Все торопились и еле поспевали. Посыпали Тело Его ароматами Никодима, закутали в Плащаницу и только успели привалить камень, как первая звезда блеснула в закатном небе.
Из Иерусалимского храма донеслись трубные звуки, извещавшие о приближении субботнего покоя. До следующего сигнала оставалось очень мало времени, и омовение Тела, обритие головы и бороды, помазание благовониями по иудейскому обычаю были отложены до первого дня недели (следующего дня после субботы). Итак, первая часть погребения по обычаю иудейскому закончена.
"Женщины... смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди" (Лк. 23, 55-56). Все евангелисты особенно отмечают то обстоятельство, что во гробе никто прежде не был положен. Это для того, чтобы Воскресение Господа Иисуса Христа не могло быть приписано другому. Стражники, поставленные фарисеями и начальниками, явились свидетелями Воскресения.
Таким образом, все обстоятельства, сопровождавшие великое событие, обставлены ясными человеческими доказательствами. Смерть Господа нашего удостоверена официальными лицами, и славное Его Воскресение удостоверено язычниками - независимо от христиан.
Его положили покоиться в нише новой гробницы, вырубленной в скале. Уходя, погребавшие по обычаю подкатили ко входу огромный камень (голел), а для поддержки прислонили к нему другой, поменьше, так называемый дофег. Именно в месте соприкосновения этих двух камней еврейские правители на следующий день поставили печать, чтобы был виден малейший их сдвиг с места. В большинстве гробниц того времени был устроен внешний двор, ведущий в усыпальницу. В центре усыпальницы делали углубление прямоугольной формы, в котором можно было стоять во весь рост; у стен находились ложа с изголовьем, приподнятым наподобие подушки.
В списке Евангелия от Марка, который хранится в Кембриджской библиотеке в Англии, в 4-м стихе 16-й главы в скобках было обнаружено следующее замечание: "И когда Его туда положили, он (Иосиф) закрыл вход в гробницу камнем, который не могли сдвинуть с места двадцать человек". Но такой камень должен был весить от одной до двух тонн, как же Иосифу удалось поставить его на место? А он просто подтолкнул его, остальное сделала сила притяжения: камень находился в желобе, который перед входом в гробницу имел уклон, и удерживался на месте клиновидным тормозом. Стоило Иосифу вынуть этот клин, как тяжелый овальный камень сам скатился и занял нужное положение.
"На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну" (Мф. 27, 62-63). Ветхозаветная пасха (от еврейского глагола пассах - "переходить") - самый важный праздник у евреев. Пасха соединялась с праздником опресноков и праздновалась в середине первого месяца (то есть авива, или нисана). День праздника начинался в пятницу вечером и заканчивался в вечер субботы (Исх. 12, 3-20; Лев. 23, 5-8; Чис. 28, 16-25; Втор. 16, 2-8). Привыкнув действовать хитростью и руководствоваться собственной выгодой, Каиафа и его клевреты были уверены, что ученики Иисусовы тайно вынесут Его Тело из гроба и скажут народу, что Он воскрес из мертвых. Можно было не беспокоиться, что Его похитят в пасхальную ночь, в субботу, когда ничего не позволялось делать; но на следующий день, думали фарисеи, это вполне могло произойти, тем более что Иисус был погребен членом синедриона, в его собственном саду и гробе. На совете у Каиафы решили принять необходимые меры: окружить гроб стражей. В распоряжении первосвященников была охрана, но они не решились действовать самостоятельно. Римская стража в данном случае была гораздо надежнее иудейской: римские воины привыкли строго исполнять свой долг и, кроме того, не могли быть заподозрены в расположении к Иисусу.
Придя к Пилату, первосвященники и книжники снова приняли вид ревностных блюстителей общественного порядка и выгод римского правительства. "Итак,- говорят они Пилату,- прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого" (Мф. 27, 64).
Пилат не слишком доверял их усердию к общественному благу, но мера предосторожности, предложенная фарисеями, казалась ему как представителю римской власти не лишней. Свое личное отношение к первосвященникам он выразил тем, что не принял непосредственного участия в деле. "Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете" (Мф. 27, 65). По свидетельству Иосифа Флавия, в продолжение праздника пасхи иудейские первосвященники имели в своем распоряжении некоторое количество солдат, которые следили за порядком: при большом стечении народа стража стояла у врат храма. Это были римские солдаты, жившие в крепости неподалеку от Иерусалимского храма.
"Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать" (Мф. 27, 66). Взяв стражу, первосвященники пришли ко гробу Иисуса. Прежде всего они удостоверились, что Тело Иисуса не украдено в ночь с пятницы на субботу: велели отвалить камень, закрывавший вход в пещеру (причем убедились, что камень этот "весьма велик" (Мк. 16, 4; Мф. 27, 60), вошли в пещеру, увидели там лежавшее в пеленах Тело; осмотрели, нет ли другого выхода из гробницы, и вышли. Ко входу был привален тот же камень. К нему приложили печать и приставили стражу.
Отряд римских воинов насчитывал от десяти до тридцати человек; эти солдаты, действуя по указанию первосвященников, запечатали гробницу Иосифа из Аримафеи римской императорской печатью, приложив к ней восковые печати самого прокуратора (даже просто повредить их было тяжким преступлением, которое каралось смертью). У стражников не было никакого пристрастия в порученном деле, их цель состояла лишь в том, чтобы исполнять свой долг воинов Римской империи, которой они принесли присягу. Страх наказания играл не последнюю роль: оставившему пост угрожала смертная казнь.
Тот, Кого не может вместить небо, сначала вошел в утробу Богоматери, теперь же смирился до того, что добровольно сошел во гроб.
Сатана, давно наблюдавший чудеса Господа, готовился уже ликовать: он почитал Христа одним из пророков и святых, а все ветхозаветные праведники, не имея возможности войти в Рай до совершения Голгофской Жертвы, пребывали у него в плену. Но вот входит в ад Создатель мира – и для лукавого наступает время страшного прозрения. На пасхальной службе мы услышим: "Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?" – потому что Христос освободил Адама от тяжести первородного греха, вывел из ада всех, кто ждал явления Мессии. Врата ада сокрушены силой Распятого Бога.