2 мая 2013 г • "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими..."
В Великий четверг митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе.
В Великий четверг Страстной седмицы, воспоминание Тайной Вечери, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию по чину святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Андрей и клирики кафедрального собора.
За утренним богослужением Великого четверга воспоминается Тайная Вечеря Христа Спасителя с учениками, на которой Господь установил Таинство Евхаристии - Причащения. Поэтому в этот день все православные, по возможности, с усердием стремятся подготовиться и присупить к Причастию Святого Тела и Крови Господних. В Благовещенском кафедральном соборе за литургией к Святым Тайнам приступили более тысячи человек.
О событиях Великого четверга в Евангельской Священной истории:
Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни. Вместо ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – избавить то плена диавола весть род человеческий Крестом и Воскресением Своим, Сам сделавшись Пасхальный Агнцем, как пишет апостол: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор., 5, 7).
Перед установлением Евхаристии Христос изобличил Иуду, сказав, "Аминь, аминь говорю вам, что один из вас предаст Меня." Эти слова вызвали смятение у учеников и они стали поочередно спрашивать: "Не я ли, Господи?". Когда Иуда спросил: "Не я ли, Равви?", Христос тихо ответил ему: "ты сказал," в последний раз побуждая его к покаянию.
Затем Христос взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, едите: сие есть Тело Мое" Исследователи отмечают важность того, что Христос сказал: "Сие есть Тело Мое": Он не сказал "сей хлеб" а именно "сие", потому, что в этот момент хлеб уже перестал быть простым хлебом, а стал подлинным Телом Христовым. Затем, взяв чашу и снова сказал: "Пейте от нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов". Сказано: "Сия есть Кровь Моя" - не образ только, не символ крови, но истинная и действительная кровь.
Что значит: "Кровь Моя Нового Завета?" - "Как Ветхий Завет", поясняет св. Златоуст, "имел овнов и тельцов, так и Новый Завет имеет Кровь Господню. Этим также Господь показывает, что Он претерпел смерть, почему и упоминает о Завете и вспоминает вместе о первом, поскольку и тот завет был обновлен кровью. Слово "завет" по своему первому значению тождественно со словом "завещание". Завет содержит в себе обетования, а вместе с тем и условия получения этих обетований, в данном случае - соблюдение заповедей Божиих. С этой точки зрения слово "Завет", может быть объясняемо, как "договор" между Богом и людьми".
Договор всегда чем-то удостоверяется и скрепляется. Господь и хочет сказать, что этот Новый договор между Богом и людьми, взамен Ветхого, скрепляется Его Кровью. "За многие изливаемая, во оставление грехов" - означает, что страдания Единородного Сына Божия послужили жертвой умилостивления за грехи всего человеческого рода, которые поэтому и прощаются всем верующим во Христа и причащающимся Пречистого Тела и Крови Его.
Св. Лука, а также и св. Ап. Павел в 11 главе 1-го послания к Коринфянам говорят, что при этом Господь еще добавил: "Сие творите в Мое воспоминание". Отсюда никак нельзя, однако, сделать вывод, как это делают сектанты, что Евхаристия это простое "воспоминание" Тайной Вечери. Это сказано потому, что Господа уже не будет видимым образом с учениками и последователями, и они будут вступать с Ним в таинственное общение через вкушение Тела и Крови Его, и будут вспоминать Его прежнее телесное соприсутствие с ними. В книге Деяний св. Апостолов, в Посланиях ап. Павла и во многих древних памятниках христианской письменности мы находим множество свидетельств того, что всякое молитвенное собрание христиан того времени сопровождалось принятием Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина.