19 марта 2013 г • Во вторник первой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского
Богослужение совершено в Покровском соборе г.Воронежа.
Утром во вторник первой седмицы Великого поста Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий молился за уставными великопостными богослужениями, совершавшимися в нижнем храме Благовещенского кафедрального собора.
Вечером того же дня в Покровском соборе г.Воронежа Владыка Сергий совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения.
На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста - в полном составе.
Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. "Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.
В Великом покаянном каноне мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.
Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.
Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.
Текст Великого канона, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста (с параллельным русским переводом) можно прочесть, обратившись по ссылке внизу страницы.