18 марта 2013 г • В первый день Великого поста повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе
Утром в понедельник первой седмицы Великого поста Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий молился за уставными великопостными богослужениями, совершавшимися в нижнем храме Благовещенского кафедрального собора.
Вечером того же дня в Благовещенском кафедральном соборе Владыка Сергий совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: "Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало нынешнему рыданию", – настраивает душу на скорбь и покаяние, к "уязвлению сердца".
Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: "Первозданнаго Адама преступлением поревновав (прилежно подражав), познах себе обнаженна от Бога…" (песнь 1).
Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: "Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл" (песнь 1). Или другой пример: "Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми" (песнь 2). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – "приобретение, закон плоти", восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в "Амбигвах" (вопрос 49): "И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его".
Если святой Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: "Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно (всегда) беззаконнующи" (песнь 5).
Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: "Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса" (песнь 4). Единственный путь очищения, по мысли преподобного Андрея, – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества.
Великий канон преподобного Андрея Критского основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника и других отцов и учителей Церкви.
То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего.
Текст Великого канона, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста (с параллельным русским переводом) можно прочесть, обратившись по ссылке внизу страницы.