17 марта 2013 г • В Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе
В этот день словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно нам для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься.
В Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, также именуемую Прощеным воскресеньем, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
Событие, которое сегодня вспоминает Церковь, определило дальнейшую судьбу всего человечества. Изгнание Адама из первозданного Рая – глубоко печальное, страшное событие. Оно относится не только к нашим праотцам, – Адаму и Еве, – оно относится и к нам: ведь именно их кровь течет в наших жилах; каждый из нас имеет их своими прародителями. От них пошел весь человеческий род, все народы в мире.
Адам был наделен Господом Богом свободной волей. Это величайший, но и очень ответственный дар. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Отцу, в Раю росло древо познания добра и зла. Конечно, оно тоже было предназначено для человека, но Господь предрек и указал, что о добре и зле еще не пришло время знать юному Адаму. Он еще не окреп, не усовершенствовался, и поэтому, если вкусит от этого древа, то умрет.
Адам был создан по образу Божию и, посредством послушания Богу преуспевал в добре и совершенствовал бы в себе Его подобие, то, все более просвещаясь, достиг бы обожения. Зная это, сатана предложил ему и его жене Еве: если вкусите от этого древа, то будете как боги – сразу, без труда, без любви и возрастания в добродетели!
Вкусив запретного плода, люди ослушались Бога, избрали страшный путь противления воле Божией. В погибель были вовлечены и сами первые люди и весь будущий человеческий род.
Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно было слез и покаяния. Так повествует нам стихира Постной Триоди: "Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе Евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки воспримем". (Перевод: "Адам изгнан был из рая за ослушание, из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый, и нагой сидит напротив места того, – "увы мне", – сетуя. Потому постараемся все провести время поста слушаясь евангельских преданий, чтобы чрез них став угодными Христу, получить нам снова райское жилище").
Итак, мы - изгнанники. И чем дольше живет человечество от времени падения, тем туманнее становится в нем прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.
Господь, всем человеком хотящий спастись и в познании истины прийти, по бесконечной любви к созданному Им человеку, к будущему человеческому роду, то есть и к каждому из нас, совершил домостроительство спасения человеческого рода от ада и вечной смерти. Крестом и Воскресением Своим Христос, Истинный Бог наш, попрал врата ада, сокрушил царство диавола и вводит с Собою в вечную жизнь верующих в Него, которые, "во Христа крестившись, во Христа облеклись" (Гал., 3; 27).
На литургии в этот воскресный день словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно нам для получения от Бога прощения грехов во время поста, и как должно поститься. Она научает нас, что для получения от Бога прощения наших грехов нам самим надобно прежде простить ближних, согрешивших против нас, Господь глаголет в Евангелии: "Аще (если) отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный" (Мф., 6; 14-21). Истинный же пост состоит в нелицемерном и искреннем соблюдении церковных правил пощения не пред глазами ближних, но пред очами Бога всеведущего. Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковию, есть время, наиболее удобное для стяжания духовного опыта, спасительного навыка воздержания и молитвы. Пост дает нам время для делания благих дел, как говорит Церковь словами апостола Павла: "Нощь убо прейде, а, день npиближися. Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Ядый не ядущаго да не укоряет: и неядый ядущаго да не осуждает" (Рим. XIII,11 - XIV, 4).
Поистине, к нам, размышляющим, какими подвигами наполнить наступающий Великий Пост, обращены слова святителя Тихона Задонского:
"Да постится ум твой от суетных помышлений.
Да постится память от злопамятства.
Да постится воля твоя от злого хотения.
Да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118; 37).
Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.
Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова.
Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.
Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклоняйся от зла и делай добро (1 Петр., 3; 11).
Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься".