15 марта 2013 г • РИА "Воронеж" и газета "Молодой коммунар" провели "прямую линию" с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием
Беседа состоялась в офисе "Молодого коммунара". В течение часа Владыка Сергий отвечал на вопросы, заданные воронежцами по телефону и присланные на электронную почту.
В минувшую пятницу, 15 марта, с 14-30 до 15-30 РИА "Воронеж" и газета "Молодой коммунар" провели "прямую линию" общения с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием.
Встреча состоялась в офисе "Молодого коммунара", что на площади Заставы. Владыку митрополита на правах хозяина приветствовал главный редактор издания и директор РИА "Воронеж" Денис Николаевич Пименов. В беседе приняли участие журналисты.
Еще до начала "прямой линии" вопросы Владыке Сергию воронежцы могли присылать на электронную почту mkvrn@mail.ru с пометкой "Вопрос митрополиту" - объявление об этом публиковалось в газете и на официальном сайте Воронежской и Борисоглебской епархии.
Во время "прямой линии" Его Высокопреосвященство отвечал на телефонные звонки, в перерывах между которыми журналист озвучивала вопросы, поступившие по электронной почте.
А вопросы, как всегда в подобных случаях, были самого различного характера: "Что за люди собирают милостыню будто бы "на храм" у "Спартака" и "Галереи Чижова"?"; "Можно ли христианину принимать электронные документы?"; "Можно ли носить чужой нательный крестик?"; "С чего начать религиозное образование ребенка?" и множество других.
Каждый вопрос получил ясное, обстоятельное разъяснение от Владыки митрополита.
Во время общения митрополита Сергия с воронежцами велась прямая видеотрансляция - ее можно было посмотреть на сайте riavrn.ru.
Предлагаем Вашему вниманию ответы Владыки Сергия на поступившие вопросы, опубликованные в газете "Молодой коммунар":
"В редакции РИА "Воронеж" прошла онлайн-конференция с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием.
Владыка ответил на ряд вопросов, касающихся не только религии, но и общественной жизни.
Софья Успенская, Павел Горячев.
В редакции РИА "Воронеж" прошла онлайн-конференция с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием. В течение часа Владыка отвечал на вопросы наших читателей, присланные на электронную почту, поступившие в соцсетях и заданные по телефону. Наблюдать за ходом конференции можно было в режиме онлайн. Митрополит Сергий рассказал о христианских основах общественной нравственности, посоветовал, как правильно поститься и с чего начать пост, разъяснил, могут ли прихожане повлиять на то, какой священник будет назначен в их приход, должна ли женщина уделять внимание своей внешности, стоит ли православным ходить на митинги, и нужно ли давать деньги тем, кто собирает пожертвования "на храм" в переходах.
– Часто говорят, что православных в России 80%. Однако нетрудно заметить, что в церкви даже в большие праздники собирается гораздо меньше людей. Как вы оцениваете эту статистику и каков должен быть, на ваш взгляд, человек православный?
– Это вопрос неоднозначный. Люди, которые на вопрос о вере отвечают: "Мы не баптисты и не католики, мы православные", – говорят это потому, что живут в России, вся культура которой взращена и проникнута духом Православия. Те 80% граждан, называющих себя православными, – это люди, которые действительно ощущают себя таковыми, ведь они – носители православной культуры. Даже в советской России понятия о нравственности основывались на христианских началах. Да, было сформировано атеистическое мировоззрение, но даже в "Кодексе строителя коммунизма" легко угадывались отголоски Библейских заповедей. Но одно дело – ощущать себя православным, а другое – действительно строить свою жизнь согласно Евангельским заповедям и православной традиции. Людей же, которые ведут церковный образ жизни, – ходят на богослужения, исповедуются, причащаются, соблюдают посты, – таких, конечно, гораздо меньше.
– В России в последнее время часто проходят пикеты. Иногда мирные, иногда нет. В воскресенье пройдет пикет против пропаганды гомосексуализма и педофилии. Как Церковь на это смотрит? Следует ли православным идти на митинг? И что вообще важнее для православного, активная гражданская позиция или христианское смирение?
– Прежде всего нужно ясно понимать, что гомосексуализм и педофилия – это смертные грехи, а посему они должны быть искоренены из сердца человека посредством покаяния и изменения образа мыслей и практики жизни. У человека не должно быть безразличного отношения к процессам, которые совершаются вокруг него. Церковь должна указать направление, нравственный вектор, по которому миряне смогут выстраивать свое миропонимание. Когда ко мне обращаются с просьбой благословить какой-то пикет, я, как правило, не одобряю этого, даже если ставятся благие цели. Недавно меня попросили благословить пикет против абортов у какого-нибудь роддома. Спасать жизни нерожденных младенцев – дело святое, а аборт – тяжкий грех. Эти митинги и пикеты не имеют отношения к практике Православной Церкви; – однако это законное право каждого гражданина, в том числе и православного вероисповедания
– Учитывается ли мнение прихожан при переводах священнослужителей? В воскресенье мы пришли в Покровский храм в Лисках на воскресное богослужение, привели детей в воскресную школу и узнали, что протоиерей Леонид Гришанов проводит службу последний раз, так как пришел указ о его переводе в Бобровский район. Большинство прихожан со слезами прощались со "своим" батюшкой. Нам очень будет не хватать нашего духовного отца.
– Такая реакция прихожан – показатель нормальной, здоровой духовной атмосферы в приходе. Но мне, как Управляющему Епархией, в своих решениях необходимо руководствоваться общецерковными нуждами: если священник в другом приходе сможет больше сделать, чем он делал на прежнем месте, то для чего сдерживать его порыв? Как правило, священник переводится на более ответственную должность, где принесет больше пользы. Однако бывают случаи, когда священник переводится на другой приход в исправительных целях.
– Двадцать лет назад мой брат покончил жизнь самоубийством. Что я могу сделать для его души, можно ли молиться за него?
– Если вы дома молитесь, то после совершения утренних молитв обязательно прочитайте кафизму из псалтыри или иную молитву об упокоении, это допустимо. Непременно творите милостыню в его память. Господь милостив, будем надеяться, что Он услышит ваши молитвы и улучшит его загробную участь.
– В этом году я хочу попробовать поститься, но мне не нравится идея отказываться от мяса и молочных продуктов. Насколько я могу судить по окружающим, пост для них часто просто формальность, люди отказываются от какой-то еды, часто даже напоказ, но их образ жизни при этом не меняется. Я решила во время поста есть как обычно, но отказаться от кофе и сладостей, которые я очень люблю, для меня это знак определенного смирения и укрощения телесных желаний, и еще поставила себе условие хотя бы во время поста не сквернословить, не ругаться с близкими и читать хорошие книжки по списку. Мне кажется, все это полезнее для души, чем отказ от мяса. Правильно ли я поступаю?
– Как первый шаг это правильно. Но только как первый шаг. А потом нужно будет поститься в полной мере. Пост духовный – сердцевина постного подвига, в этом я с вами согласен. Но и пища, которую мы употребляем, тоже небезразлична. Пост – время, когда мы учимся смирять тело под власть души. К тому же, постная пища освобождает массу духовных сил человека, и таким образом пост физический помогает посту духовному. Год-два вы можете отказываться от кофе и сладостей, но потом переходите на более строгий режим поста.
– Я недавно с женой был на кладбище, мы молились возле могилки нашего родственника. И неожиданно жену подняло в воздух и перенесло на другую сторону. Я спрашиваю ее: "Не ушиблась"? А она только смеется. Это было необъяснимо. Потом был другой случай. На моих глазах деревья и венки подняло в воздух. Они парили, а птицы пели. Что все это может значить?
– Скорее всего, вы подверглись воздействию демонических сил, которые способны совершать такого рода действия. Возможно, Вы когда-то интересовались оккультизмом, может, прибегали к помощи колдунов или экстрасенсов. Непременно начинайте ходить в храм и молиться Богу, просите Его защитить Вас. А то, боюсь, эти "птички" Вас до хорошего не доведут.
– Подскажите, а какое наказание уготовано Господом за несоблюдение поста?
– Я вам скажу очень просто: никакого наказания или "кары небесной" не последует, потому что это Ваша жизнь и Вы свободны в выборе своего пути. Однако от того, как Вы ее проживаете, – согласно традициям Церкви или не придерживаясь их, – очень многое зависит. Бог никого не карает: ни добрых, ни злых, но Вы сами, молясь и постясь, приближаете себя к Богу, или же удаляетесь от Него, не соблюдая церковных установлений. Ведь пост способствует приведению в порядок своих мыслей и чувств. И если вы, по каким-то причинам, – по болезни или по возрасту, – не можете в полной мере соблюдать пост, то подойдите к священнику, объясните ему свои обстоятельства и обсудите с ним: возможно, он благословит вас вкушать рыбу или молоко. Но ощущать пост все равно мы должны, и стремление стать лучше все равно у Вас должно присутствовать.
– Как рассказать о Боге своей дочке? Она совсем малышка.
– Рассказать нужно как можно проще. Расскажите, что Бог – наш Отец, Творец, Вседержитель, что Он олицетворяет Собой добро. Объяснять нужно как можно доходчивей. Если вы затрудняетесь объяснить это сами, сходите вместе с ней к священнику.
– Я человек не очень религиозный, мои родители атеисты, и не привили мне никакого понятия о Боге, я не знаю, как вести себя в церкви, что делать там, как правильно. Но я чувствую, что есть какая-то высшая сила, и у меня иногда возникает потребность обратиться к Богу. Недавно зашла в храм с намерением попробовать помолиться, но старушка, которая там находилась, сделала мне замечание за мои джинсы, я ощутила себя в храме чужой и лишней и ушла. Как мне следует поступить, если меня все-таки тянет в церковь?
– Очень хорошо, что вы чувствуете потребность ходить в церковь. Однако, прежде чем идти туда, Вам следовало бы выяснить, в какой одежде подобает приходить в храм: в джинсах или в чем-то другом. Бабушка, которая сделала Вам замечание, может быть, поступила не очень дружелюбно. Но и Вы могли бы повести себя иначе, например: улыбнуться ей и спросить: "А в чем нужно сюда приходить, подскажите? Как себя вести?" Я уверен, она бы только обрадовалась и по-доброму Вам все объяснила.
– Можно ли христианину принимать документы в электронном виде?
– Выражу свою личную точку зрения. Я считаю, что принимать электронные документы можно. Развитие технологий неизбежно, а методы учета граждан определяет государство. При оформлении документов сегодня человека не спрашивают о его религиозности и, тем более, не требуют отречения от Христа. Таким образом, на данном этапе принимая какие-либо электронные документы, мы не отдаляем себя от Бога. Следует опасаться не прогресса как такового, а сердечной привязанности к широко рекламируемым сейчас порокам. Идти же на открытое неприятие нужно лишь в случае, когда от христианина будет требоваться прямое отречение от Бога – именно об этом предупреждает нас Священное Писание.
– Подруга, человек очень религиозный, постоянно укоряет меня за мой внешний вид, спрашивает, зачем мне новые туфли, зачем мне маникюр, почему меня волнует, как сочетаются между собой предметы одежды, предлагает вместо внешнего вида подумать о Боге. Но я не понимаю, неужели это взаимоисключающие вещи? Я стараюсь никому не делать зла, участвую в благотворительности, у меня голова не забита вещами, просто так сложилось, что у меня хороший вкус (я художник). Угодно ли Богу, чтобы женщины обязательно выглядели некрасиво? Как вы считаете, грешно ли заботиться о своей внешности?
– Заботиться о своей внешности абсолютно не грешно. В женщине заложено стремление нравиться своему жениху или мужу, и с этой точки зрения желание быть привлекательной и красивой вполне объяснимо. Но апостол Петр предупреждает, что женщина должна не забывать заниматься и своим внутренним мироустройством: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1 Пет, 3; 3). Это пожелание апостола разумно и спасительно. Мир сейчас утратил это поистине главное умение – устраивать внутреннюю жизнь человека, очищать свою душу и сердце. И женщине, имеющей прекрасный внешний облик, вместе с тем необходимо быть личностью целостной и нравственной. Но и откровенная неопрятность, как проявление лени и неряшливости, тоже неугодно Богу.
– Почему сейчас в православных храмах крестят всех подряд и не везде проводят предварительно ознакомление с верой? Крещение и Венчание для многих стали просто традицией. Люди не понимают смысла этих Таинств и потом, после их совершения, совсем не бывают в храмах. Принимаются ли меры для исправления ситуации?
– Решение этих проблем требует большого труда и времени. Конечно, перед принятием Таинства необходимо пройти определенный духовный путь. Однако, зачастую люди бывают нетерпеливы, когда священнослужитель советует им вдумчиво отнестись к предстоящему событию, ознакомиться с соответствующей литературой, усвоить определенные азы и просят совершить над ними Таинство поскорее. Тогда священник идет на уступки. У многих такое отношение сохранилось с советских времен, когда лишний раз зайти в храм люди боялись, и, конечно, никаких бесед не проводилось, – быстро крестили всех, кто выражал такое желание. Но это время давно прошло. И теперь в храмах нашей епархии с желающими принять Крещение или Венчание проводятся разъяснительные беседы, чтобы люди понимали все с ними происходящее и были бы готовы встать на путь духовной жизни.
– Я бы хотел узнать, можно ли фотографировать в соборах в Воронежской области и требуется ли на это разрешение. Если же невозможно, то почему?
– Все зависит от того, с какой целью вы планируете съемку. Если вы хотите запечатлеть интерьер храма, то в этом нет ничего предосудительного: нужно подойти к настоятелю храма и попросить его благословения. Если же вы хотите фотографировать людей во время богослужения, то тут все сложнее. Дело в том, что люди приходят в храм помолиться и не хотят, чтобы их в этот момент отвлекали или наблюдали за ними. Я сам постоянно нахожусь под прицелами камер, но даже меня, человека привычного, отвлекает, если фотосъемка ведется во время молитвы.
– По какому поводу можно обращаться к "Семистрельной" иконе Божьей Матери?
– Пресвятая Богородица через Свои святые иконы защищает нас от злых сил и недобрых людей. Икон Божией Матери очень много. Молитесь перед любой из них. Главное – просите лишь того, что действительно вам необходимо.
– На улице и в переходах часто вижу бабушек, которые собирают "на храм". Действительно ли эти средства идут по назначению?
– Бывают разные ситуации, но, как правило, большинство этих людей ни у кого благословения не спрашивают и собирают себе на жизнь, вызывая у людей жалость и обманывая прохожих. Некоторые даже изготавливают поддельные документы для этих целей. Если вы хотите поучаствовать в деле строительства или благоукрашения церкви, пожалуйста, приезжайте в любой храм, который строится или возрождается и сделайте пожертвование лично, без посредников.
– У нас с мужем одинаковые крестики на одинаковых веревочках. Боюсь, мы их неоднократно путали. А ведь крестик должен быть у каждого свой. Нам сказали, что это большой грех. Так ли это?
– Никакого греха в этом нет. Крест жизни в любом случае останется у каждого свой. Ношение же нательного крестика – это исповедание нашей веры. Вы можете носить свой крестик, или крестик мужа, как вам угодно; Можно носить крестик умершего родителя в память о нем, в этом тоже нет ничего страшного. В любом случае благодать Божия будет защищать вас".