25 февраля 2013 г • В редакции Воронежской газеты "Коммуна" состоялась встреча митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия с творческим коллективом издания
В живом диалоге журналисты смогли пообщаться с Архипастырем и задать интересовавшие их вопросы.
По приглашению главного редактора Воронежской газеты "Коммуна" Виктора Руденко митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий прибыл в редакцию, чтобы встретиться с сотрудниками одного из старейших и популярных в нашем городе изданий.
Основной темой для разговора стали решения прошедшего в начале февраля в Москве Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Принятые Собором документы вызвали живой отклик и стали предметом эмоционального обсуждения.
В ходе беседы все желающие смогли задать Владыке Сергию волновавшие их вопросы - от социально-благотворительной деятельности епархиальных отделов до разъяснения понятий, касающихся духовной и молитвенной жизни христианина.
Предлагаем Вам текст беседы, который был опубликован на страницах газеты "Коммуна":
"В повседневности не забывать о душе. Мы и Православие.
В редакции газеты "Коммуны" состоялась встреча журналистов с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием. С творческим коллективом издания Владыку много лет связывают теплые отношения. Первая такая встреча состоялась, когда Его Высокопреосвященство только вступил в управление воронежской кафедрой.
Журналистов "Коммуны" интересовали многие вопросы, связанные с верой, позицией Церкви по тем или иным проблемам, жизнью епархии. Но разговор начался с темы прошедшего в феврале в Москве Архиерейского Собора. На нем были приняты положения, важные для внутрицерковной и общественной жизни: об избрании Патриарха, о составе Поместного Собора, о позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, о реформе семейного права и проблемах ювенальной юстиции, а также по актуальным проблемам экологии.
- Ваше Высокопреосвященство, Церковь призывает государство не принуждать людей безальтернативно принимать технологии идентификации личности, которые, на их взгляд, могут помешать свободно исповедовать веру Христову. Предпринимает ли Церковь попытки объяснить православным христианам, что прогресс не остановить, и, может быть, нужно научиться проще относиться к современным технологиям, если они не требуют отказа от веры Христовой?
- Церковь не выступает против технического прогресса, в том числе и новых для нашего общества способов учета и обработки информации о гражданах. Но часть населения выразила желание иметь не электронные документы, а привычные, на бумажных носителях; они не желают получать универсальные электронные карты. Это пожелание свободных и равноправных граждан нельзя игнорировать. Неверно считать этот вопрос связанным с православной верой; но объяснить людям, что их обеспокоенность порождена "вирусом недоверия", очень трудно. Иногда человек делает неверный шаг – но ему самому кажется, что он стоит за правду и выполняет главную задачу своей жизни. Люди в пылу борьбы с электронными новшествами подчас забывают, что самое важное в жизни – работа над своей душой: молитва, общение с Богом, дела добра и любви.
Уже с начала 90-х годов Русская Церковь с тревогой выступала против того, чтобы информация о человеке, собранная госорганами, становилась доступной третьим лицам. Есть и у нас в Воронежской области люди, по убеждению не принимающие паспортов и личного кода ИНН. Церковь их окормляет: с ними работают священнослужители, помогают юристы.
На Архиерейском Соборе был принят документ, в котором отражена позиция Церкви и содержится ходатайство к государству: изыскать возможность для людей, имеющих взгляды такого рода, сохранить традиционные формы документов, чтобы ни в чем не повинные люди не оказались изгоями общества.
- На Архиерейском Соборе обсуждались вопросы, касающиеся не только внутренней жизни Церкви, но и жизни гражданского общества. В частности - ювенальной юстиции. Это вызвано тем, что проблемы назрели в обществе и не решаются государством?
- В Библии сказано, что Бог сотворил мужчину и женщину, благословил их брак и сказал: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт., 1; 22). Иисус Христос в Евангелии подтвердил святость и нерушимость брака (См.: Мф., 19; 5). Семья – самое дорогое, что есть на земле у человека. Но те формы, которые ювенальная юстиция принимает сегодня, зачастую абсурдны. Власти не доверяют родителям, незаслуженно их подозревают, подталкивая детей к тому, чтобы они доносили на своих родителей. Меры вмешательства государства в пространство семьи порой совершенно избыточны. Вот пример: ребенок в семье моих друзей, – они живут в Подмосковье, – упал, поцарапал коленки, нос. Родители вызывают "скорую помощь" – и вместе с врачами прибыла милиция! Было проведено дознание, составлен протокол… Медики же смогли приступить к оказанию помощи ребенку только после того, как милиция установила, что малыш получил травмы во время игры и никто его не обижал. Конечно, это ненормально, ибо ведет к ослаблению авторитета родителей, а в итоге – к разрушению семьи. Вспомним времена начала советской власти: ВЧК-ОГПУ и лично Ф. Дзержинский массово создавали детские дома, приюты, школы, знакомые нам по произведению "Республика ШКИД". Это делалось вовсе не из побуждений филантропии. Ставилась задача: принизить, размыть и, со временем, вовсе исключить из общественной жизни семью – как воспитательницу самобытной личности и носительницу нравственных ценностей.
Такого рода опыт – не исключение, не просто историческая случайность. Стремление создать человека новой формации ярко проявилось, например, в Кампучии. (Мне довелось побывать в этой стране вскоре после свержения режима Пол Пота). Там практиковалось следующее: младенцев в возрасте 3-4 месяцев отнимали у родителей и воспитывали в специальных лагерях. Красные кхмеры – дети революции – воспитывались в том же духе, что и наши советские школьники: никакой истории у страны до прихода коммунистов к власти нет; религии нет; есть только марксизм, с него и начинается история… Современная практика западных государств в отношении семьи также репрессивна: в Финляндии, например, однополые "семьи" имеют право усыновить детей, которые были изъяты у своих родителей из-за незначительного бытового конфликта. Достаточно ребенку в школе просто пожаловаться на родителей – и без всяких разбирательств он изымается из семьи и передается в другие руки.
Мы выступаем против этого. Ведь если ударить по семье, разрушится основа нравственности. Без глубокой любви к отчему дому не будет высокого патриотизма. Произойдет развал государства и конец России.
Казалось бы, этот вопрос не имеет непосредственного отношения к Православной Церкви, но мы все – священнослужители и миряне, как граждане России, должны государству сказать, что так с народом поступать нельзя. Нужно поднимать авторитет семьи; нужно воспитывать человека так, чтобы он становился ответственным членом общества, обладал высокой нравственностью, по-хозяйски бы заботился о судьбе своей Родины. Слава Богу, сейчас об этом все чаще стали вспоминать. Но ювенальная юстиция вновь может размыть эти важные понятия. В ее нынешней трактовке, мы все становимся "гражданами мира", которым все равно: где и как жить, кто и как будет распоряжаться богатствами наших недр – полезными ископаемыми, кто и как будет устраивать нашу экономическую стратегию... А для пользы Отечества необходимо, чтобы наши ребята понимали нужды своей страны и имели заинтересованность в ее развитии, а не стремились бы выехать за рубеж.
- Много разговоров сейчас ведется об усыновлении детей. Но самая лучшая семья для ребенка – его собственная. В Воронежской Епархии существует целый отдел, который оказывает психологическую помощь и поддержку одиноким молодым матерям, а также женщинам, стоящим на пороге совершения аборта. Расскажите, Владыка, об этой стороне церковной деятельности.
– С этой проблемой непросто справиться – ведь это беда всего общества. Пытаемся делать хотя бы то, что в наших силах. Просим людей сообщать о тех случаях, когда молодая женщина хочет сделать аборт. В случае финансовых трудностей оказываем поддержку, чтобы она не была в отчаянии, не лишала бы жизни свое дитя, помогаем в первые месяцы ее материнской жизни, затем оказываем помощь в трудоустройстве. Но в это направление нужны очень большие инвестиции, а в наше время, к сожалению, непросто найти спонсоров. Но мы ведем такой диалог и стараемся развивать это направление епархиальной деятельности. Например, при храме в с.Отрадное и при Никольском храме г.Воронежа построены и готовятся к сдаче в эксплуатацию дома-приюты для детей и людей, попавших в сложные жизненные ситуации. В этом роде деятельности мы находим понимание у губернатора, но до конца эту проблему, конечно, пока решить не представляется возможным. Нередко оказываем разовую помощь: помогаем людям собрать средства на операцию, приобрести необходимые вещи и тому подобное.
На ставших традиционными благотворительных Рождественских концертах в Благовещенском кафедральном соборе мы собрали более 150 тысяч рублей и на прошлой неделе я вручил эти деньги многодетным семьям нуждающимся в средствах для лечения детей.
- Владыка, хотелось бы, чтобы Вы немного рассказали о самом Архиерейском Соборе. Для людей мирских он, возможно, прошел незамеченным, но для тех, кто следит за церковной жизнью, это - значительное событие, в котором принимал участие Президент и архиереи, управляющие епархиями со всей страны и ближнего зарубежья. Скажите пожалуйста, в чем значение этого Собора не только в церковной жизни, но и в жизни России?
- Архиерейский Собор рассмотрел вопросы, касающиеся всех сторон жизни Церкви в современном обществе. Это был большой, обстоятельный разговор о сегодняшнем дне Церкви. Патриарх Кирилл стремится обновить церковную жизнь. На Соборе необходимо было утвердить решения по разукрупнению епархий. Согласно принятому решению, в духе канонической и исторической традиции, функция высшей вероучительной и канонической власти перешла от Поместного к Архиерейскому Собору.
Также была проведена большая работа по утверждению положения об избрании Патриарха.
Церковь переживает трудное время становления, увеличивается количество епархий. К слову, наша епархия - одна их пяти сильнейших в РПЦ. У нас по-настоящему работают все отделы, которые есть в Патриархии. Есть и уникальное явление: наш епархиальный Женсовет, –созданный из матушек священнослужителей, – делится опытом с другими епархиями, например, с Приднестровской, Ставропольской. Благодаря их успешной работе развиваются контакты с различными спонсорами по оказанию всех видов благотворительной помощи: в одежде, в обуви, детском питании, бытовой технике и так далее. В истекшем году в Воронеже мы передали этой помощи на значительную сумму – 86 млн. 398 тысяч рублей. Все это пошло в детские дома, дома престарелых и другие социальные учреждения города и области, многодетным и малообеспеченным семьям, одиноким и престарелым людям. Кроме того, дополнительно еще почти на половину этой суммы гуманитарной помощи было направлено в Липецкую, Ставропольскую, Тверскую и Тамбовскую епархии.
Воронежская семинария по образовательным стандартам, согласно проведенной в минувшем году проверки Учебного комитета – одна из лучших в РПЦ.
- Владыка, Вы сегодня пришли в редакцию одной из старейших газет страны – нам в прошлом году исполнилась 95 лет. И мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что за эти годы на наших страницах были разные материалы о Церкви. На моей памяти, - этот вопрос задал зам.главного редактора Алексей Соловьев, - поворот в сторону нормальных отношений произошел в феврале 1989 года, когда слово Бог мы впервые опубликовали с большой буквы. И это все наши читатели заметили. Поправил меня прежний митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. Есть ли у вас с ним какие-то контакты?
И второй вопрос. К недоумению многих и меня в том числе вся наша страна стала католической, потому что на нас обрушился шквал информации о том, что понтифик подал в отставку. Это была главная новость всех телеканалов, газет. Россия – все-таки страна православная, но есть и другие конфессии, но не в такой мере мы все католики. Я принимаю критику в адрес СМИ, которые раздули из этого сенсацию. Как вы относитесь к этому?
- С Владыкой Мефодием мы на Соборе виделись, он уже два года служит в Перми, куда Священный Синод перевел его из Казахстана. Воронеж до сих пор вспоминает с теплотой и любовью. Пермь – довольно трудная епархия, и очень многое зависит от активности и трудов Правящего Архиерея. Когда Архипастырь отдает конструктивную энергию людям, это служит делу созидания.
В отношении Папы Римского я скажу так: он возглавлял самую большую христианскую Церковь в мире – католическую. Из-за ее мощи и влиятельности сейчас на эту Церковь направлены все негативные силы мира. В Европе зародились тенденции размыва нравственности человека, и во всем этом есть вина римско-католической церкви. Она (в отличие от Православной Церкви) всегда стремилась влиять на власть, но не смогла противостоять новым веяниям. Папа Бенедикт XVI – олицетворение, в хорошем смысле, высокой нравственной позиции. Он сделал попытку направить общество на правильные пути развития, напомнить о духовности, о высоком назначении человека, о месте семьи в обществе. За это он и подвергся давлению. Когда Папа Римский, имеющий намерение осуществить духовное возрождение паствы в странах, где Римско-католическая конфессия является доминирующей, подает в отставку, это воспринимается как победа темных сил, и радости от этого, конечно же, нет никакой.
- Уважаемый Владыка, следующий вопрос - о земных проблемах. Каково ваше отношение к разработкам месторождений никеля рядом с заповедной зоной под Воронежем? В частности, к событиям, когда избивают геологов?
- Когда дело доходит до рукоприкладства – речь уже идет о преступлении, а не о методах выражения протеста.
Мне памятно одно из первых выступлений противников разработок никеля 15 мая 2012 года, в день памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Это было на главной площади г.Борисоглебска. Тогда я сказал, что нужно иметь разумные подходы к этой проблеме и только спокойное ее изучение даст положительный результат. Если вы выступаете против добычи никеля – предложите разумную альтернативу! Чернозем – не меньшее богатство, чем никель. Разработайте концепцию по развитию сельского хозяйства в регионе, возделывайте землю, рождайте детей, – это будет ваш конструктивный ответ на многие вызовы жизни Воронежья. Но если самим не использовать свои естественные природные богатства – придут другие… Разумные слова по этому поводу сказал наш губернатор Алексей Васильевич Гордеев, что если планы по разработке никеля не поддержат 80 процентов жителей, то работы вестись не будут. Вместе с тем он отмечает: областное руководство за то, чтобы велись только лишь разработки и исключительно по новой технологии, сохраняя воду и землю, – но никакой переработки на Воронежской земле. Решение этого вопроса не в компетенции Церкви. Если вы придете в храм как частное лицо, или представитель организации – можете спокойно помолиться о своих нуждах; но если вы просите священника с хоругвями возглавить процессию с лозунгами – это уже политическое выступление. Церковь в этом принимать участия не будет, потому что она – не политическое движение или партия. Церковь готова помочь человеку в очищении его сердца и души, подсказать пути к миру и созиданию. А послушает он или нет – личное дело каждого, за которое священнослужители не несут ответственности.
- Что особенно важно для настоящего православного христианина в повседневной жизни?
- Молиться. Исполнять заповеди Христовы. Ходить в храм. Чтобы выжить и найти свое место в современном мире, человеку важна духовная поддержка, которую дает Православие. Важно, чтобы в своем творческом и профессиональном развитии человек не забывал о стремлении к очищению и развитию своей души!".