24 февраля 2013 г • В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе
За богослужением была совершена иерейская хиротония.
Божественную литургию в Неделю о мытаре и фарисее митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили викарий Воронежской епархии епископ Острогожский Андрей и клирики кафедрального собора.
За Божественной литургией Владыка Сергий совершил рукоположение диакона Владимира Могильникова во иерея.
С этого воскресного дня (по-славянски - "Недели") Православная Церковь начинает готовить верующих к Великому посту. За Божественной литургией вниманию молящихся предлагается краткая, но назидательная притча Христова о мытаре (сборщике податей) и фарисее (законнике):
Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став впереди, молился так: "Боже! благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю".
Фарисеи между иудеями составляли древнюю и знаменитую секту: хвалились знанием и исполнением закона устного, который, по их словам, дан был им Моисеем вместе с писаным: отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием, "вся же дела творили, да видимы будут человеки" (Матф. 23, 5). Посему многими людьми они почитались за добродетельных праведников и по видимой святости жизни отличными от прочих людей: что и значит имя фарисей.
Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали людям много притеснений и неправд, а потому все их считали грешниками и неправедными. Но что мы слышим в притче? - Мытарь стоял вдали. Он не смел даже поднять глаз своих к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику!"
Завершая притчу Господь Иисус Христос сказал: "Истинно говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя - возвысится". (См.: Евангелие от Луки 18; 9-14).
Святитель Феофан Затворник, так рассуждает о назидательном значении этой притчи: "Говорит Господь каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Ибо вот, фарисей кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом.
Непостижимо для нас, как же так - творение добрых дел, или праведность, для нас обязательны, как необходимое условие спасения, а между тем, мы не можем основывать на них сей надежды своей: но сколько бы ни было у нас правых дел, все их должны счесть недостаточными и для восполнения их прибегать к другим средствам.
Непостижимо сие для нас, но так есть. Христианин в чувстве сердца своего должен носить глубокое убеждение в своем непотребстве при всей праведности, или при всем обилии добрых дел, о которых однако ж, должен ревновать неусыпно. Так спасались все, которые спаслись, и оставили нам в своем примере указание возможности таких чувств и побуждение к возгреванию их в себе самих. Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковью. Как они там осуждают себя перед Господом!... И, следовательно, есть возможность в душе сознавать себя непотребным, несмотря на всю видимую чистоту души или исправность и честность поведения.
Приди, припади и всплачься пред Господом, сотворившим нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Своею бесценною кровью, пролитою на Кресте, омывающего все грехи наши и Своею беспредельною святостью восполняющего все недостатки наши. Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе...".
Кондак в Неделю о мытаре и фарисее, глас 4:
Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя.
Иной кондак, глас 3:
Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся. Нас бо ради воплотися, Бог сый Отцу Собезначальный.