21 мая 2011 г • Накануне Недели 5-й по Пасхе, о самаряныне, Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе.
В стихирах и канонах богослужения "Недели о самаряныне" рассматривается пример того, как от встречи с Господом родился новый духовный человек.
В евангельском чтении этой Недели (т.е. воскресного дня; Ин. 4, 4-43) повествуется, как Господь наш Иисус Христос, по пути из Иерусалима в Галилею, проходил через Самарию и остановился у колодца, который праотец Иаков дал своему сыну Иосифу. Самаряне жили во вражде и презрении к иудеям, а те, в свою очередь, считали самих иудеев хуже язычников и не общались с ними. Господь пришел на эту землю, чтобы Своим Словом и учением о спасении разрушить вражду и даровать мир.
"Иисус утрудился от пути", - говорит евангелист. Был час шестой, то есть по-нашему полдень. Усталость и зной понудили Господа сесть у колодца, как странника, потому что ученики Его пошли в город, чтобы купить еды. И когда Он одиноко сидел при источнике, сюда пришла женщина самарянка набрать воды. Господь же, терпя жажду как Человек, обратил к ней Свой взор и, как Бог, увидел ее сердце и жаждущую спасения душу.
Чтобы открыть Себя, Он начинает Свою речь: "Даждь Мне воду пити", - говорит Господь. Она же, будучи рассудительной, видит по одежде и облику, что перед ней иудей, который не должен с ней общаться, тем более просить пить. Женщина удивлена этому: "Как же ты, иудей, просишь у меня пить - у женщины-самарянки?" Господь же начинает открывать Себя, говоря ей: "Если бы ты ведала дар Божий и знала, Кто говорит с тобой - ты бы сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую".
Но самарянка, в своей простоте еще не осознавая величия живой воды от Господа, говорит Ему в недоумении: "Каким образом Ты можешь дать мне воду, которую обещаешь, когда не имеешь сосуда, чтобы ее набрать, да и колодец глубок". Иисус в ответ на это говорит, что может дать ей источник воды, текущей в жизнь вечную – имея в виду Свое спасительное учение, оживляющее людские души. И самарянка, сердцем уразумев, что перед ней Человек не простой, подала глас души, жаждущей веры, но еще неуверенно и с сомнением сказала: "Господи, даждь ми сию воду, чтобы мне больше не испытывать жажды и не приходить сюда с кувшином".
Тогда Господь, желая испытать самарянку, повелевает ей пригласить мужа. Она же, не скрывая свое положение и желая получить безценный дар, сказала: "Не имам мужа", - на что Господь ей говорит: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала". Разумеется, Господь хвалит самарянку не за прошлую порочную жизнь, но за то, что она в душе была способна правдиво и искренно осудить свои сокровенные прегрешения, правдиво оценив свою жизнь. Бог может спасти каждого из нас, но при условии, если мы не лжем перед собой и не лжем перед Ним. Он может спасти грешников, которыми мы являемся, но Он не будет спасать того мнимого праведника, какими мы стараемся подчас представить себя.
Дальше разговор с Господом изменился: женщина поняла, что Пришелец говорит о воде живого чистого учения, об откровении Божией правды, о путях жизни. Она поняла, что перед ней Человек, который может говорить не о земном, а о чем-то более глубоком, более основательном, и воскликнула: "Господи, вижу, что ты пророк". Пророку открыто больше, чем другим, и если представилась возможность говорить с пророком, то его спрашивают о самом главном. О чем же спрашивает самарянка? Она говорит Ему: "Наши отцы поклонялись на этой горе, а вы говорите, что в Иерусалиме надо поклоняться Богу - где же правда?" Этот вопрос обнаружил, что женщина помнит о своих корнях, о своих праотцах, от кого что унаследовано. И она, забыв жажду и цель своего прихода, хочет найти ответ на главный вопрос в жизни - о том, где и как нужно служить Богу.
Господь на это открывает ей весть о приближении новых времен, когда все "истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине". Он говорит о том новом времени, когда поклонение Богу не будет ограничено каким-либо одним народом или местом, а станет всемирным и повсеместным. Почитание Бога явится в стремлении угождать Ему не одним лишь внешним образом и принесением жертв, а чистосердечным устремлением к Нему в покаянии и благодарении, желанием познать и любить Бога, непритворно и нелицемерно исполнять Его заповеди.
И самарянка сразу говорит Ему на это: "Знаю, что придет Мессия, то есть Христос. Когда Он придет, то возвестит нам все". Этим восклицанием своего упования она обнаружила сокровенное ожидание грядущего Спасителя мира, и, когда Господь заговорил с ней о новых временах, самарянка сразу связала эти благие обетования ожидаемого Спасителя с образом Того, с Кем говорила.
Господь прямо сказал ей: "Женщина, имей Мне веру, грядет час, ни в горе сей, ни в Иерусалиме поклонитеся Отцу", - этим Христос ясно предвозвещает наступление Нового Завета. И видя, что самарянка недалека от веры и от того, чтобы поклоняться в духе и истине, открывает ей, что Он и есть Спаситель, сказав: "Это Я, Который говорю с тобой".
Самарянка, поскольку душа ее была уже готова к вере в Мессию, которого она в надежде ожидала, тотчас уверовала в Него, как бы возвещая Господу: "Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей" (Пс. 56). Она давно ожидала Его как Солнца в нощи, и сама она имела светоносное имя Фотиния (Светлая). Господь, приводя ее ко спасению, предсказывает, что она будет из таковых, которых Бог приемлет, и говорит ей: "Веру Ми имей, ибо таковых ищет Отец, поклоняющихся Ему". Фотиния впоследствии воссияла как солнце, и свою светлую жизнь она закончила блаженной мученической кончиной.
И вот, едва услышав, что пришел к ней Спаситель, она, ничего более не говоря, в счастливом восторге сразу оставила все и быстро пошла в город, чтобы сказать людям: "Пойдите посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сотворила в жизни, - не Он ли Христос?"
Пришедшие в это время из города ученики удивились, что Христос беседует с самарянкой, ибо это осуждалось иудейскими правилами, говорившими: "Никто не должен на дороге разговаривать с женщиной". Однако ученики из уважения к Учителю не выразили Ему своего удивления, а только предложили принесенную ими еду. Но радость от обращения и просвещения заблудшей души значила для Господа несоизмеримо больше, нежели утоление естественного голода. Он сказал ученикам, что истинная пища для Него - исполнение дела спасения людей, возложенного на Него Богом Отцом. Затем, воззрев на идущих к Нему самарянских жителей, Господь сказал ученикам, что идущие к Нему самаряне подобны ниве, созревшей для жатвы. Христос посылает апостолов собирать духовную жатву, которая была возделана и засеяна не ими, а другими - ветхозаветными пророками. Многие самаряне уверовали в Него по Его живоносному слову, когда по их приглашению Он прибыл в их город.
"Господь не возгнушался теми, которых иудеи до такой степени считали мерзкими, что даже и пить от них не желали бы принять, - пишет святитель Григорий Палама, - но какой это великий дар и какова великая благодать, что настолько их сделал любимыми, что не только захотел принять даемое ими, но и сделать их участниками Своих Божественных дарований!"
Подражая Христу, мы должны приводить людей к той "живой воде", которую дал Спаситель жаждущим истины. Всем, приходящим в наши храмы, мы должны оказывать доброжелательность и приветливость, а не пренебрежение и излишнюю строгость, конечно, следя за соблюдением церковных порядков и правил.
Беседа Христа с самарянкой - замечательный пример обращения в веру. Нам надо учиться у Христа так говорить о вере, чтобы тот, кто ее не имеет, после встречи с нами обратился, подобно самарянке, и побежал рассказывать о встрече с истиной.