14 мая 2011 г • Архипастырский визит митрополита Сергия в кафедральный город Борисоглебск. Всенощное бдение в Знаменском кафедральном соборе.
Накануне Недели 4-й по Пасхе, о расслабленном, дня памяти перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, – в честь которых назван второй кафедральный город епархии, – Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил всенощное бдение в Знаменском кафедральном соборе г. Борисоглебска.
Его Высокопреосвященству за праздничным богослужением сослужили благочинный Борисоглебского церковного округа протоиерей Андрей Черницын и клирики городских храмов.
О святых благоверных князьях Российских Борисе и Глебе, во святом Крещении Романе и Давиде, и о перенесении их честных мощей.
Из двенадцати сыновей святого равноапостольного князя Владимира Борис и Глеб (в святом крещении Роман и Давид) были младшими. Они родились от матери-христианки болгарыни, с малых лет впитывали они живое благочестие, которым по Крещении стала цвести жизнь святого князя Владимира. Праведный Борис проявлял высокий разум, читал божественные книги. Святой Глеб, как младший, слушал его со вниманием, был неразлучен с братом: в поле, дома, в храме. Будучи рядом и в уделах своих, Ростовском и Муромском, которые отец, видя их дружбу, выделил им, братья правили по-христиански.
Но дикими необузданными страстями жил их старший брат Святополк, рожденный от богоотступницы - его мать, гречанка, расстриглась из монашенок. В Борисе и Глебе Святополк видел только соперников на великокняжеский престол. Лукаво и льстиво зазывает он Бориса: "Брате, хочу с тобою жить в любви", - и тайно ночью посылает к нему убийц. Блаженный Борис задержался на реке Альте. Дружина оставила его одного, когда он отказался в любом случае поднимать руку на брата старейшего. Без милости пронзили его. Истекающий кровию, вышел Борис из шатра, благодаря Господа и прощая убийцам своим: "Братия, приступите и окончите повеленное вам, и да будет мир брату моему и вам, братья". Злодеи содрогнулись при этих словах любви, многие из них заплакали. Тело убиенного Бориса увезли и тайно похоронили в Вышгороде, в Церкви святого Василия.
Не остановился на сем злодеянии окаянный Святополк, не коснулось безумной души его раскаяние, и сатана подстрекал к худшему: "Тако изобью братьев своих и буду я единственный властитель в Руси". На призыв Святополка: "Иди скорей, отец очень нездоров и зовет тебя", - Глеб собрался в дорогу, хотя Ярослав предупредил его: "Не ходи, отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком".
В самом устье реки Смядыни ладья Глеба встретилась с ладьей убийц. И он приветил их, не свыкшись с мыслью возможного злодейства, воспрещая своей дружине биться и проливать кровь за него в надежде на милосердие. Но тщетны были мольбы. Под ножом затрепетала молодая жизнь - старший повар Глеба перерезал ему горло, как незлобивому агнцу. И принеслась Господу жертва чистая, светлая и благовонная, и взошла в обители небесные к Богу. И узрел святый Глеб желанного брата Бориса, и оба восприняли венцы, которых так желали.
Тогда Ярослав Мудрый пошел из Новгорода пресечь дальнейшие кровавые замыслы. В 1019 году на поле, близ которого на реке Альте пострадал святой князь Борис, Ярослав перед битвой просил благословения у Господа. И была сеча, и одолел Ярослав. В ужасе Святополк убегал все дальше и дальше, крича: "Бежим, гонятся, ох, горе мне!". Долго скитался окаянный, не мог спать, расслаб жилами, видел окровавленные призраки братьев. По глубине совершенного зла и бездна ему дана глубокая, и мука вечная еще на земле. Так и сгинул он, опустившись, наконец, на самое дно ада. От могилы его на поучение людям стал исходить злой смрад. Таково было наказание Святополку, лишенному прощения и покоя в одной и другой жизни.
Затихла крамола на Русской земле. Благочестивый Ярослав стал искать для достойного погребения тело святого князя Глеба, брошенное убийцами между колодами в глухом пустынном месте. И вот, тело его обрели, и оказалось оно невредимо, не тронуто хищными зверями, бело, светло, прекрасно. Мощи святого князя Глеба торжественно перенесли в Киев и поставили у раки святого Бориса.
Святые Борис и Глеб наследовали христианскую веру по княжескому роду, служением Богу утверждая на Руси правление христианское. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019–1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015; память 6 августа) и Глеба († 1015; память 18 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008–1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.
В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 15 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 15 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, "в верх один". На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 15 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008–1035), что подтверждают записи в Минеях ХII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.
ТРОПАРИ Борису и Глебу, во св. Крещении Роману и Давиду, благоверным князьям страстотерпцам, глас 4:
Мученическою кровию порфиру окропивше светло, / украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, / и, венцы славы от Него приимше, / молитеся стране нашей подати на враги одоление / и душам нашим велию милость.
Тем же святым на перенесение мощей, глас 4:
Днесь церковная расширяются недра, / приемлющи богатство Божия благодати, / веселятся русстии собори, / видяще преславная чудеса, / яже творите приходящим к вам верою, / святии чудотворцы Борисе и Глебе, / молите Христа Бога, да спасет души наша.