20 декабря 2012 г • Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий ответил на вопросы читателей популярного в Воронеже еженедельника "АиФ-Черноземье"
В течение месяца, согласно опубликованного в газете объявления, воронежцы могли задать свой вопрос Правящему Архиерею.
Более двух десятков человек откликнулись на приглашение редакции и задали свои вопросы митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию. Вопросы поступали по электронной почте, были и телефонные звонки. Наиболее интересные и важные из них были скомпонованы по группам и заданы лично Владыке Сергию журналистом издания Еленой Деревянкиной. Беседа состоялась в рабочем кабинете Правящего Архиерея в Епархиальном управлении.
В интервью, продолжавшемся более сорока минут, Владыка Сергий дал исчерпывающие ответы на вопросы, интересующие читателей еженедельника. Круг затронутых тем был достаточно широким: от комментариев по поводу правильного понимания пророчеств преподобного Серафима Вырицкого до вопросов, касающихся строительства и восстановления храмов.
Предлагаем Вашему вниманию текст, опубликованный на страницах еженедельника:
"Главное – нужно верить!
Митрополит Сергий ответил на вопросы читателей еженедельника "АиФ-Черноземье"
Осенью этого года мы объявляли акцию: "Задай свой вопрос митрополиту Сергию". Целый месяц редакция "АиФ-Черноземье" принимала звонки и письма от своих читателей. Вопросов накопилось много, и мы с самыми интересными из них отправились к митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому СЕРГИЮ. Вот, что он ответил.
Спланированная акция
- В книге духовного писателя начала ХХ века С. Нилуса "На берегу Божией реки" (про Оптину пустынь) описывается случай: один из послушников танцевал голым на престоле Введенского храма, чем осквернил его. Монахи объяснили происшествие скорым приходом Антихриста (это было перед революцией). Владыка, не прослеживается ли связь между тем случаем и поведением девушек из группы "Pussi Riot", танцевавшими в храме Христа Спасителя? И хотя девочки, бесспорно, совершили плохой поступок, но разве справедливо держать их в тюрьме?
Ирина Ланкина, Репное.
- Поступок человека, описанный в книге "На берегу Божией реки", в понимании старцев Оптиной пустыни действительно был знаком приближения конца мира. Они решили, что если совершаются такие деяния, которые нормальному человеку и вообразить невозможно, значит человеческое сознание тяжело поражено грехом. Расценили этот поступок с духовной точки зрения – как тонкую прелесть, помрачение ума человека, попавшего под власть диавола. В полицейский участок нарушителя не повели, ибо о совершенном в храме действии судили люди духовные. Естественно, старцы решили, что если такие вещи происходят, то надвигается время антихриста и конец света близок.
Что касается девушек из "Pussi Riot" – эта акция совершенно другого характера. Если в вышеописанном случае мы рассматривали самостоятельное действие конкретного человека, движимого личным внутренним позывом, то участники "Pussi Riot" сознательно готовились к своему деянию, имели продуманный сценарий, проводили репетиции. Происходила кощунственная акция в двух соборах: в Богоявленском и в храме Христа Спасителя, а затем видеомонтажом было произведена компоновка различных фрагментов в одно целое. На это следует обратить особое внимание. Например, возьмем самое страшное преступление – убийство человека. Когда суд рассматривает такое дело, учитываются все обстоятельства, при которых оно было совершено. Если человек пребывал в состоянии аффекта и врачи подтвердили это, то преступнику дают малый срок. Если же действие продумано и спланировано, то злодей не получает снисхождения, а отвечает по всей строгости закона.
Справедливо ли, что девушек лишили свободы? Почему-то в народе распространяется мнение, будто Церковь ответственна за это. Не нужно забывать простую вещь: в государстве действует уголовный кодекс и суд, который решает дела на основании законодательства. Церковь не подавала в суд! Иски подавали частные лица, которые были возмущены действием участниц группы "Pussi Riot". Люди считали, что таким образом могут адекватно ответить этим девушкам: ведь они совершили преступление. Была проведена спланированная оскорбительная и кощунственная акция – и суд, согласно закона, их остановил, полагая, что в будущем девушки могли бы совершить еще более страшные поступки.
Что касается моего личного мнения, то я бы избрал другие методы воздействия на участниц группы "Pussi Riot. Прежде всего, совершенное дело есть показатель духовного состояния человека. Суд доказал, что поступок уголовно наказуем. Президент России В.В. Путин, отвечая на вопрос канцлера ФРГ Ангелы Меркель, сказал, что судили девушек не только за кощунственные действия в храме, но и за ранее проведенные иные антисемитские выступления. Они получили наказание за все свои проступки в совокупности, это тоже нужно иметь в виду.
Некоторые считают, что Церковь должна была вмешаться. Но скажите, на каком этапе следовало это сделать? На следствие оказывать давление нельзя, на суд – тоже… Патриарх занял нейтральную позицию. Уже после вынесения приговора с официальным заявлением выступил Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви. Да, оно было не таким своевременным, как хотелось бы. Но это показатель: Церковь остерегалась мешать ходу судебного процесса. Не забывайте, что Церковь ни на кого не подавала в суд и не следует думать, что Церковь кого-то наказала. Мы к приговору суда никакого отношения не имеем.
Годы гонений
- Во время войны преподобный Серафим Вырицкий во время обороны Ленинграда молился о спасении России, стоя на камне. Его предсказание гласит: "Придет время, когда деньги и прелести мира отвратят людей от Бога, и погибнет больше людей, чем во время войны. Страшно дожить до тех времен. Будут ставить церкви и золотые купола, но при этом творить много зла. А истинная Церковь будет гонима". Как Церковь относится к предсказанию преподобного Серафима Вырицкого? Может, времена, о которых он говорил, уже пришли?..
Владимир Козин, Воронеж
- В нашей стране все годы советской власти – годы гонений. Теперь же настало время, когда действительно можно возрождать храмы. В Москве восстановили храм Христа Спасителя. В Воронеже построили Благовещенский собор, в память о разрушенных монастырях и храмах, которые были в Воронеже. Слава Богу, сегодня храмы наполняются народом.
Но что же предсказывал преподобный Серафим Вырицкий? Он говорил о том времени, когда народ не будет ходить в храмы, потому что потеряет веру.
В современном обществе воспитание молодежи идет по ложному пути. Фальшивые ценности подменяют истинную духовность, происходит забвение исторических корней, своей веры. Православие, дисциплинирующее человека и дающее ему основу в жизни, очевидно, не вписывается в концепцию будущего развития мира. С этой точки зрения Церковь для лжеучителей является врагом. И возможно, что в отношении людей, принадлежащих к Церкви, вновь будут применяться репрессивные меры. Не дай Бог, чтобы это повторилось снова: расстрелы, тюремные заключения... Но неудобства в жизни все равно будут, потому что общество непременно будет теснить всех, не принимающих его философии, его идеалов.
Когда Христос и Церковь были идеалами для общественного сознания, мы достигли того состояния прогресса, который сейчас имеем. Во всем мире наступает постхристианское время. Общая направленность развития и стремлений личности противоположна Евангельским законам любви. Угроза исполнения печального пророчества есть, но наша задача – сохранять Православие, верность принципам Христова учения. Тогда ничего не страшно.
Восстанавливать своими силами
Сразу несколько вопросов касались восстановления храмов.
- Я являюсь прихожанкой Пантелеимоновского храма у больницы Электроника. Уже много лет его не могут достроить – пожертвований прихожан для этого не хватает. Этот храм необходим всем жителям района и пациентам больницы. Можно ли как-то посодействовать завершению строительства храма?
Татьяна Ершова, Воронеж
- Владыка, в селе Большой Мартын Панинского района разрушена церковь. Будут ли ее восстанавливать?
Александра Арапова и Александр Бабанов, с. Большой Мартын
- Такого рода вопросы часто задаются. В Воронежской епархии храмы строятся, идет процесс восстановления разоренных церковных зданий. Помощь оказывают и организации, и отдельные частные лица. Но бывает, что сами прихожане занимают безразличную позицию. Да, они приходят на богослужения, покупают свечи, иконы, заказывают молебны; но этих средств недостаточно для ведения строительства или крупной реставрации. А кроме того у Епархии и приходов есть обязательства перед государством: нужно платить налоги, оплачивать счета за воду, газ, электроэнергию и прочее.
Когда приходская община зарождается, она слаба в финансовом плане. Тогда очень нужна помощь – и мы ищем людей, которые могут эту помощь оказать. Часто сами жители подключаются к этому процессу, разыскивая состоятельных земляков, которые были бы заинтересованы в восстановлении того или иного храма. Большое количество церквей восстанавливается именно таким образом. Естественно, мы оказываем помощь в восстановлении и строительстве храмов, но нужно понимать, что Епархия не имеет никаких коммерческих проектов, которые могли бы кормить все приходы и давали бы возможность заработать деньги. Кроме того, просто невозможно бросить все епархиальные средства на развитие реставрационного или строительного процесса какого-либо одного храма. Если так поступить, то остановится деятельность Духовной семинарии, православной гимназии, будут сорваны проекты, которые ведет Епархия, в том числе и благотворительные программы. Конечно, нельзя этого допустить.
Если говорить о конкретном храме у больницы "Электроника", то он тоже строился на деньги спонсоров. Не так давно в этот приход назначен молодой настоятель, у которого есть личные контакты с благотворителями. Внешне храм уже приобретает должный вид. Несомненно, со временем и внутренне его убранство будет совершенствоваться.
Разрушенных храмов в районах области немало. И было бы разумно и справедливо, чтобы люди, которые живут в этих селах, сами активно занялись восстановлением своих церквей. Ведь, по сути, это отдача долгов. Да, было другое время, другая власть; но именно их родители допустили, чтобы храм превратился в подсобное помещение, чтобы он разрушался! Сейчас настало время, когда люди имеют полную свободу позаботиться о возрождении своих святынь.
Кстати, активное участие в этой работе принимает молодежь. Очень любят помогать восстановлению храмов студенты, причем, не только духовных учреждений, но и светских ВУЗов. Даже московские студенты приезжают в Воронежскую область и помогают благоустраивать территории церквей. Тем более местные жители также должны проявлять активность, искать спонсоров, земляков сочувствующих их проблемам. Если будет живой интерес и активная деятельность с их стороны, то все получится.
Наш любимый батюшка!
- Я живу в поселке Подгоренский. У нас в Троицком храме довольно часто меняются священники. Раньше служил отец Василий, мы его уважали, любили, он всегда всем нам помогал, очень старался. Он был замечательным человеком! Но потом кто-то написал на него анонимную жалобу, после чего его перевели в другой приход. Затем к нам прислали отца Константина, он совсем молодой, и это его первый приход. Он очень старается, находит со всеми общий язык, всем помогает! Мы уже привыкли к нему и успели полюбить, хотя он работает всего около полутора лет. И вот сейчас мы узнаем, что на него тоже поступила анонимная жалоба. Мы боимся, что и этого священнослужителя у нас заберут. И если первого мы не смогли отстоять, то хочется побороться за отца Константина. Почему Епархия принимает всерьез анонимки?
Марина Шульгина, пос. Подгоренский
- Ни одна анонимная жалоба всерьез не принимается. Если поступает сигнал, мы немедленно проверяем: правда или ложь в нем сообщается. Что касается отца Василия, то мы получали не только анонимное письмо, но и жалобы конкретных людей. Да, он неплохой священник, но, к сожалению, не справился с обязанностями настоятеля, не состоялся как администратор. При его назначении храм был подготовлен к освящению, но своими неверными хозяйственными решениями он упустил многое. После зимы встал вопрос о том, чтобы благоустройство начинать чуть ли не заново. Значит, нужно было снова искать средства, вкладывать деньги. Бывший настоятель этого храма отец Андрей Черницын, (сейчас его назначили благочинным в Борисоглебск), оставил преемнику финансовые средства. Отец Василий не сумел по-хозяйски распорядится ими. Убедившись, что самостоятельным настоятелем он быть не может, мы приняли решение перевести его вторым священником в другой приход.
Что касается отца Константина, то к нему у нас никаких претензий нет. Та анонимка, о которой упоминают, была написана в пасхальный период: люди жаловались, что отец Константин не успевает объехать все кладбища в Радоницу и совершить заупокойные богослужения. Он действительно не успевал сделать это за один день. Мы посоветовали ему, каким образом следует поступать в затруднительных случаях такого рода. Но претензий к нему нет и мы рады, что он пользуется доверием у прихожан.
Секта или не секта?
- В последнее время в Воронеже нередко встречаю мормонов: останавливают на улицах, приглашают на свои собрания. Как к ним относится Церковь? Считаются ли мормоны сектой? Вообще, на улицах часто подходят представители некоторых конфессий и предлагают свою литературу. Можно ли ее читать?
София Калинина, Воронеж
- Насчет мормонов скажу прямо – это тоталитарная секта. Официально они себя называют "Церковью Иисуса Христа Святых последних дней". Члены организации ведут довольно закрытый образ жизни, вступают в противоречие с российским законодательством. Например, в их среде практикуется многоженство. Не советую пополнять число членов этой секты. Относиться к ним нужно критически.
Если у вас нет достаточных познаний в богословии, церковной истории, – то лучше листовок не читать вовсе. Если все же вам любопытно, то пойдите к священнику и попросите его разъяснить изложенную информацию.
Все секты предлагают очень короткий путь к Богу: без духовного труда и подвига. Говорят: достаточно поверить – и вы уже спасены по вере, можете вести любой образ жизни. Православие отличается тем, что предлагает путь духовного труда и работы над собой, нужно бороться со страстями и очищать душу.
Следует критически рассматривать каждый свой поступок, оценивать его не по обывательскому "здравому смыслу", а в рамках святоотеческого учения. Мы родились в стране прекрасных православных традиций; зачем нам искать другие пути? Да, этот путь сложен, но он правильный, спасительный.
С Новым годом и Рождеством!
- Владыка, что Вы пожелаете нашим читателям в преддверии Рождества и Нового года?
Редакция "АиФ-Черноземье"
- Сейчас времена очень непростые. Дух нашего века – дух лжи, а люди легковерны. Предсказатели говорят о конце мира, в больницах продают "путевки" в рай и в ад… Не нужно верить такого рода басням. Я бы пожелал людям, чтобы они стремились изучать Священное Писание, знали историю своей страны, любили свою Родину, старались быть полезными членами общества. Начинать благоустраивать мир нужно со своей семьи: чтобы семья была крепкая, чтобы брак был один на всю жизнь. Если не будет серьезного отношения к браку, мы будем много терять.
Еще я бы пожелал, чтобы мы лучше научились воспитывать детей и прививать им добрую нравственность, потому что дети – наше будущее. Человек духовно крепкий, честный, любящий свою семью, Родину, своих близких, свою работу – такой человек счастлив и ему ничего не страшно!
Беседовала Елена ДЕРЕВЯНКИНА".