18 декабря 2012 г • Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий дал интервью популярному воронежскому журналу "R36 Мегаполис"
В продолжительной беседе Владыка Сергий дал обстоятельные ответы на вопросы журналиста издания.
В своем рабочем кабинете в Епархиальном управлении Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий дал интервью региональному ежемесячному информационному журналу "R36 Мегаполис".
В продолжительной - около часа - беседе Владыка Сергий ответил на разнообразные вопросы, предложенные журналистом издания. Разговор касался проблем и путей развития теологического образования в системе ВУЗов в России, социального служения и волонтерства, стимулов к укреплению семьи и вопросов миссионерского служения.
Предлагаем Вашему вниманию текст интервью, опубликованный на страницах издания:
"Православие в контексте современности.
Кажется, нет ничего более категоричного, чем религиозные убеждения. Однако истинная религия доказывает обратное. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий рассказывает об отношениях Православной Церкви с государством, связи с наукой и диалоге с другими конфессиями.
Религия в мире науки
Российский научный мир до сих пор стоит на старой атеистической платформе. Научное сообщество не считает богословие наукой. Да, у нас светское государство и школа отделена от Церкви. Тем не менее, мировой опыт показывает, что на базе светских вузов могут работать теологические факультеты. И они выпускают прекрасно образованных молодых людей – в том числе богословски образованных. Верующие выпускники или нет – этим вопросом не задается преподавательский состав. Факультет лишь предлагает сумму знаний, оставляя право выбора духовного пути за студентом. И если российская наука стремится соответствовать мировым стандартам, то, на мой взгляд, она должна включать в себя такой компонент как теология. Сегодня же невозможно представить ни одной научной работы на богословскую тему – ВАК (Высшая аттестационная комиссия) просто не принимает такие исследования.
Недавно я побывал на совещании в Москве под названием "Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества". Ректоры государственных учебных заведений, где есть факультеты теологии, свидетельствовали о необходимости такого направления в современном образовании и делились собственным опытом. Вместе с тем, конференция обозначила ряд вопросов, которые пока остаются открытыми. Во-первых, нет четкого понимания образовательного курса в рамках теологического факультета. Неясно, что закладывать в основу программы – православное богословие или философию (например, учения Маркса, Энгельса, Фрейда, Ницше, Гегеля, Канта), так как все это входит в понятие теологии. Во-вторых, не выстроен полноценный диалог с властью. Характерно, что на совещании не было представителей ни Государственной думы, ни министерства образования. А присутствовавший экс-министр Андрей Фурсенко ушел сразу после своего выступления, не приняв участия в дальнейших прениях и заседаниях.
Бесспорно одно: конференция имела ценность как начало важного пути. Люди услышали голос Церкви и тех образовательных учреждений, где есть теологический факультет.
В Воронеже Церковь и наука дружны. В этом году, например, состоялись Вторые Митрофановские церковно-исторические чтения и Первая конференция православных ученых.
Митрофановские чтения, посвященные в минувшем году 330-летию образования Воронежской епархии и 180-летию канонизации святителя Митрофана, для нашей Духовной школы традиционны. Но если раньше это было внутренним событием, где собирались представители различных семинарий, зачитывались доклады, проводились дискуссии, то сегодня чтения носят более широкий и научный характер. Они переросли в открытое мероприятие с привлечением профессоров ВГУ, а доклады выступающих публикуются в отдельном издании.
Конференция же православных ученых – для нашего края начинание новое. Идея объединения ученых под духовным окормлением протоиерея Геннадия Заридзе – настоятеля Покровского храма в Отрадном – существовала давно, но только в этом году она обрела свое воплощение. Ученые представили конкретный план организации своей деятельности по организации мероприятия и я благословил это начинание. Уверен, у конференции хорошее будущее, потому что она явилась не по чьей-либо указке – это была внутренняя творческая инициатива, предложенная самими учеными.
Государство на защите Церкви
Взаимодействие религий – сфера, куда государство просто обязано вмешиваться, как бы странно это ни звучало. Но вмешиваться не для того, чтобы поддерживать какую-либо веру, а чтобы обеспечивать мир и покой жителям.
Чем страшны, например, сектанты? Тем, что в свое конфессиональное учение и взгляд на Христа и христианство они закладывают основы для политических изменений в стране. Следовательно, за ними стоят силы, жаждущие нестабильности. И к этому государство должно относиться как к серьезной угрозе.
Политизации подвержены и традиционные религии. Так, Православие веками мирно сосуществовало с исламом. Но сегодня становится все больше сторонников иного ислама – политически "заряженного". Прикрываясь именем Аллаха, они захватывают территории ради идеи исламизации всего мира, пренебрегая при этом духовными ценностями местного населения. К сожалению, так сейчас происходит и в Воронеже. Православные русские, приезжающие с Северного Кавказа, получают здесь защиту и считают наш регион благополучным. Но сами воронежцы выражают беспокойство, потому что сюда также прибывают люди, которые не считаются со сложившимся "статус-кво". Происходит столкновение культур, и традиционные для нашей местности конфессии оказываются беззащитными перед таким натиском. На этой волне могут быть спровоцированы беспорядки и государство не может оставаться в стороне.
Обязательное условие знания русского языка для трудовых мигрантов, работающих на территории России, всем кажется логичным, очевидным. Я думаю, что такое правило должно быть принято и в вопросах культуры, веры. Если ты приезжаешь на новую территорию – будь добр знать и уважать сложившиеся здесь за сотни лет традиции. Это не значит, что каждый приехавший в Воронеж должен принимать Православие. Но каждому необходимо знать, какой праздник отмечается, чем этот день значим для жителей, уважать чувства верующих. И если какая-то местная традиция противоречит той, которую чтишь ты, – совершай свою традицию, пожалуйста, в закрытом обществе.
Не стоит искать чего-то яркого и быстроменяющегося – как узоры в калейдоскопе. Нужно искать стабильности, которую дает истинная религия. Потому что истинная религия неагрессивна, она никогда не призовет вас проповедовать или решать какие-то проблемы за счет жизни другого человека, его благополучия.
Отдельно следует сказать о язычестве. Увлечение им требует смены жизненной философии. Люди, которые устраивают мероприятия с языческой тематикой, пропагандируют языческие традиции, носят языческие украшения, не просто хотят устроить праздник и вспомнить историю – они требуют от участников изменения мировоззрения, смены жизненной философии, а значит, и самой жизни. Яркие представления, необычные костюмы, таинственные ритуалы – все это может показаться интересным, красивым. Но прежде чем участвовать в таких праздниках, надо понимать, что это – не театр. Когда мы смотрим спектакль, он увлекает нас, и мы, если захотим, можем взять из него что-то полезное для себя; но можем и не брать, а просто насладиться действием. Просто потому, что вокруг нас – другая реальность, и в обыденной жизни нам не до Бориса Годунова или Кармен. Язычество же проникает в духовное бытие, захватывает человека, делает его несвободным, заставляет отказываться от своих ранее принятых ценностей в угоду новым.
Подводные течения благотворительности
Общество становится более рациональным, более далеким от милосердия, от духовности. Теряется святая идея безвозмездной помощи. Происходит подмена бескорыстия платой за оказанную помощь или услуги. Становится общепринятым правилом дела благотворительности совершать не по естественному чувству сострадания и жалости, а взамен на условия приобретения собственного благополучия. Недавний пример – благотворительный концерт в поддержку пострадавших от торнадо в США. Отдельные люди платили по миллиону долларов за билет. С одной стороны – это хорошо. Но с другой – плохо. Потому что слезы, разрушения, смерть сами по себе не смогли стать для них достаточным позывом к оказанию помощи, не подвигли их пожертвовать такие суммы. Человек решился расстаться с деньгами, но не просто так, а взамен на выступление перед ним звезд эстрады с мировым именем. В этом есть элемент фальши, скрытой корыстности.
В человеке должна быть душа и сердце, которым присуще милосердие. Нельзя жить по принципу: я не хочу видеть этих несчастных людей, эти страшные картины; я живу в особом мире. Людей нужно уметь видеть и понимать, обращать внимание на их боль – сколько бы денег и авторитета у тебя ни было. Если видишь, что человек нуждается, - помоги ему. Если кому-то холодно – отдай рубашку. Если голодный имеет нужду в питании – накорми его!
Другую проблему в сфере благотворительности я вижу в том, что мы перекладываем заботу о человеке на благотворительные фонды. В Советском Союзе нас учили, что о каждом гражданине заботится государство. На кого люди возлагают надежды сегодня? Сегодня в любой крупной и даже средней компании создается благотворительный отдел. Но только единицы из них публикуют отчеты о своей деятельности. Благотворительные фонды не всегда могут и хотят видеть ту боль, которая стоит за каждой бедой. Они принимают обращение человека, отводят определенный срок на ее рассмотрение, потому что так положено и есть люди, которые обязаны выполнять определенные процедуры. А человек ждет и верит. Но бывает, что за пару дней до критического момента – ему отказывают. Объясняют: фонд (или отдел) исчерпал запас денег на этот период времени. И что получается? Смерть на пороге, близкий кому-то человек уходит, а время потеряно…
Мне хочется, чтобы общество не скрывалось от личной ответственности перед страдающими людьми за фондами. Нужно воспитывать в себе чувство личной ответственности за жизнь своего ближнего, потому что все мы – большая семья.
Со своей стороны, Епархия оказывает самую разную помощь: мы поддерживаем оставленных или попавших в сложную жизненную ситуацию людей, берем под опеку государственные учреждения – дома малютки, дома для престарелых, для ребят с физическими недостатками. Отрадно, что благотворительная деятельность получает все большее распространение. Часто сборами подарков и денег, организацией благотворительных ярмарок и праздников приходы занимаются самостоятельно, без помощи Епархии. Конечно, мы не можем решить все проблемы населения области, но наш вклад существенный.
"Лишняя" забота
Социальное иждивенчество – актуальное явление сегодняшнего дня, и оно взращено самим обществом. Я всегда вспоминаю слова своего преподавателя в Духовной семинарии, который нам, тогда еще студентам, внушал следующее: если вы дали пятачок в электричке – это не милостыня. Вы должны найти душевные силы и время, чтобы посадить человека рядом с собой, узнать, почему он просит о помощи и попытаться разрешить его проблемную ситуацию. Надо так помочь человеку, чтобы он смог вернуться к активной жизни, вновь стать полноправным членом общества.
К большому сожалению, некоторые люди делают попрошайничество своей жизненной философией, отказываясь от труда. И Епархия столкнулась с этой проблемой. Один священник просил у меня благословления на работу с "бомжами". Он был убежден, что просто кормить бездомных – недостаточно, им нужно помочь в поиске жилья, работы, хотел их вернуть к полноценной жизни. Действительно, в Воронежской области есть земли, на которых и новосозданной общине можно было бы жить, работать, выращивать урожаи. Я с радостью поддержал его инициативу. Однако через два месяца он пришел и сказал, что ничего не получается. Бездомные просто не хотят менять своего образа жизни. "Хочешь – корми нас, а остальное – не твое дело", – так объявили своему благодетелю многие из пришедших за помощью.
Тем не менее, мы продолжаем работать с бездомными, и если нам удается хотя бы некоторым из них вернуть нормальное мышление – считаем это успехом.
Истина в семье
Отсутствие такого понятия, как святость семьи, нерушимость супружеской связи приводит к снижению рождаемости. Потребительское отношение к жизни, когда любую вещь можно заменить, обновить, усовершенствовать, проецируется и на духовную сферу жизни человека. Быстрая смена предметов порождает легкую смену друзей, партнеров, супругов. Люди находят друг друга, пробуют создать союз, но оба – эгоисты, оба хотят только наслаждаться жизнью. А семья – это работа, в первую очередь – над собой. Желание рождать детей, воспитывать их, может появиться только в стабильной, крепкой семье, где супруги доверяют друг другу, слышат друг друга и пытаются понять. Пока мы не укрепим духовные основы взаимоотношения людей в браке, мы не добьемся того, чтобы у современных родителей были крепкие многодетные семьи.
Как ни образованы молодые люди, к зачатию ребенка они относятся крайне легкомысленно, что нередко приводит к абортам. Говорят, что не готовы к такой ответственности, "не успели пожить для себя" и т.д. Но аборт – это убийство. И я просто не имею права – ни морального, ни религиозного – относиться к этому положительно. Появление человека на свет – чудо и дар Божий. И Церковь стоит за сохранение жизни. Бывают лишь редкие исключительные случаи, когда благословляются подобные операции, например, если стоит вопрос жизни матери.
Мы помогаем женщинам, оказывавшимся в трудном положении – матерям-одиночкам, малообеспеченным семьям, многодетным семьям. Эта работа ведется по мере обращений и по мере наших возможностей. В Епархии создан отдел по защите материнства и детства, при котором действует специализированный центр "Ангел-Хранитель", а также Женсовет, состоящий их матушек священнослужителей и некоторые приходы ведут работу с женщинами постоянно. В настоящее время Епархией совместно с областными властями разрабатывается новая программа оказания помощи социально не защищенным матерям.
Напутствие
В наших возможностях сделать 2013 год хорошим, счастливым, стабильным. Мне бы хотелось, чтобы каждый человек помнил, что он призван к вечности. Мы живем в обществе и должны замечать наших ближних, любить их, делать их жизненный путь более легким. Ведь счастье состоит в очень простом – заботиться о ближнем и самому быть кому-то нужным. Дарите счастье другим, и вы непременно будете счастливы!".