20 сентября 2012 г • "Матерь Радости от неплодныя преславно произрастает днесь!" (Из стихиры праздника)
Накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили епископ Острогожский Андрей, викарий Воронежской епархии и клирики кафедрального собора.
Во время чтения канона епископ Андрей совершил хиротесию во чтеца воспитанника 5 курса дневного отделения Воронежской Православной Духовной Семинарии Александра Саутина.
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери.
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Церковь бережно донесла до нас предания, которые повествуют и о чудесных обстоятельствах появления на свет Девы Марии – Той, Кому Господь доверил стать Матерью Своего Единородного Сына.
В древнем городе Назарете, что расположился в Галилее, на севере Святой Земли, жили праведные супруги – Иоаким и Анна. Они происходили из древнего царского рода, восходящего к святому царю Давиду. Впрочем, святые супруги жили не по-царски скромно, их богатством была вера в Бога. Уже одно это делало их счастливыми, но все же было одно обстоятельство, которое омрачало счастье супругов – у них не было детей. Это всегда очень печально, когда в семье, в которой царит любовь, нет детей. А для иудеев рождение ребенка вообще считалось особым религиозным долгом: каждая семья надеялась, что обещанный Спаситель произойдет из их рода.
Бездетность святых Иоакима и Анны даже стала причиной насмешек и поношений со стороны других людей. Однажды Иоаким пришел на праздник в Иерусалимский Храм, чтобы принести жертву Богу. Но священник отверг приношение и укорил Иоакима, сказав: "Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомства в Израиле".
Услышав эти обидные и несправедливые слова, Иоаким ушел в пустыню. Там он 40 дней и 40 ночей постился и слезно молился, чтобы Господь даровал ему дитя, хотя бы в старости. Узнав о случившемся, праведная Анна тоже стала усердно молить Бога о том, чтобы стать матерью.
Без ропота, в смиренном духе перенеся посланное Богом испытание, Иоаким в пустыне, а Анна в своем доме, получили радостную весть от Ангела, что услышана их молитва. Не сговариваясь, они поспешили с благодарностью в Храм и встретились у Золотых ворот Иерусалима. На этот сюжет написана икона "Встреча Иоакима и Анны".
Вскоре слова Ангела сбылись – у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую назвали Мариам, или Мария. Имя "Мария" означает "Госпожа". Это не случайно, ведь Деве Марии предстояло стать Царицей Неба и земли. А празднество в Ее честь "почитается днем спасения всего мира" (святитель Фотий, патриарх Константинопольский, IX век).
Тропарь праздника, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак праздника, глас 4:
Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.