1 мая 2011 г • В Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Воскресенском храме города Воронежа.
Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Андрей (Тарасов), клирики Воскресенского храма и Воронежских благочиний.
На малом входе Владыка Сергий совершил возведение клирика Воскресенского храма священника Олега Шамаева в сан протоиерея.
По окончании богослужения Архипастырь обратился в прихожанам со словом назидания.
Детское поздравление с праздником Пасхи Христовой приготовили для Владыки учащиеся приходской Воскресной школы - они исполнили Пасхальные песнопения и стихи. В благодарность и награду за выступление каждый учащийся получил лично в благословение от митрополита Сергия шоколадные пасхальные яйца.
Краткое объяснения праздника "Недели Фоминой" и значения слова "Антипасха":
Неделя (то есть воскресенье)после Светлой седмицы называется неделей Антипасхи (слово греческое, переводится как "вместо Пасхи" или "обновление Пасхи"), ибо в эту неделю новым Своим явлением Господь повторил и обновил явление Свое, бывшее в первый день по Воскресении.
На 8-й день Господь снова явился Своим ученикам, среди которых был на этот раз и апостол Фома, отсутствовавший при первом явлении Спасителя и не пожелавший поверить в Воскресение Господа до тех пор, пока сам не увидит Иисуса и не сможет осязать Его ран. Именно поэтому этот воскресный день называют Фоминым, а всю последующую седмицу – Фоминой.
Неверие Фомы называется в церковных песнопениях "добрым неверием", так как происходит не от ожесточения сердца, не пожелавшего поверить в Воскресение Господа, а от горячего стремления поверить в чудо, которого апостол желал всей душой.
Доказательством искренней преданности Фомы своему Учитель служит Евангельский эпизод: перед страданием Господа Иисуса апостол Фома хотел умереть вместе с Иисусом – "Пойдем и мы, – сказал он тогда другим ученикам, – чтобы и нам умереть с Ним" (Ср. Ин. 11, 16).
Увидев Спасителя воочию, Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой!". Исповедание Фомы – это радостное посвящение себя Воскресшему Господу и Богу, принесение Ему в жертву лично всей жизни своей, полное признание Иисуса Господом и Владыкой, имеющим неограниченную власть над жизнью и смертью. "Господь мой и Бог мой!" - это не только исповедание веры, но и выражение любви, готовности "любить всем сердцем моим и всею душою моею, и всем разумением моим, и всею крепостью моею" (Мк. 12, 30)
Ответ Иисуса на это признание Фомы – это вечный урок нам, христианам: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".
Святитель Кирилл Александрийский говорит, что "Спаситель, удостаивая Фому увериться осязанием Его пречистого Тела в чуде Воскресения, утвердил во всех грядущих поколениях веру, опровергающую всякое предположение о видении учениками бесплотного духа, а не Самого Христа, явившегося во плоти".
C этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил "обновить" радость Воскресения Своим ученикам.
Наименование воскресенья о Фоме Днем обновления указывает и на необходимость нашего духовного обновления. Указание на это мы находим во многих песнопениях службы Недели. Уже в тропаре праздника явившийся апостолу Фоме воскресший Господь прославляется как "всех Воскресение", как Тот, Кто обновляет в нас дух правый: "Дух правый теми (т.е. апостолами) обновляя нам". "Совершив Крестом Своим нас новыми вместо ветхих, нетленными вместо тленных, Христос повелел нам во обновлении жизни достойно жительствовати" .
За крестными страданиями Господа Иисуса Христа последовало Его преславное воскресение, соделавшее нас "новою тварью" (новым творением). Наступила весна обновления наших душ: "Днесь весна душам, зане (ибо) Христос мрачную бурю греха нашего отгна". "Царица времен (весна) веселит избранныя люди церковныя". "Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует" .
Указывая на весеннее обновление природы, пробуждающейся под животворными лучами солнца после зимнего сна, служба в Неделю Фомину побуждает христиан пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, открыть свои души для животворного действия благодати и, укрепив в себе веру, вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: "Господь мой и Бог мой!"