8 июля 2012 г • Празднование дня святых благоверных князя Петра и княгини Февронии
В день святых благоверных князя Петра и княгини Февронии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа, за которой рукоположил иподиакона Димитрия Виниченко во диакона.
В православии существует традиция особого почитания святых, своею жизнью, чудесами и подвигами стяжавших дар помощи и особого заступничества пред Богом в тех или иных благочестивых делах, в нуждах и болезнях. Так, православные воины особо чтут благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, великомученика Димитрия Солунского. В болезнях обращаются к помощи великомученика Пантелеимона и еще целого сонма святых целителей и чудотворцев.
Вот и у семьи есть особые покровители, прежде всего те, кто сам стяжал святость благочестивой семейной жизнью. В их числе - святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы.
Князь Петр правил в городе Муроме с 1203 года. Он женился на дочери простого пчеловода Февронии, скромной и благочестивой девушке, после того, как мудрая Феврония вылечила его от опасной болезни. Заносчивые бояре не желали видеть своей правительницей простую крестьянку и желали ее изгнания.
Как православный христианин, обвенчанный со своей женой "в плоть едину" и по неложной любви к супруге Петр не поколебался и не поддался на наветы завистников их семейного счастья. Он и не подумал отпустить жену ради людской молвы, но по смирению сам оставил княжеский престол, отказался от власти и богатства и, взяв главное свое сокровище – святую Февронию, покинул Муром.
После этого горожан постигло вразумление свыше: бояре стали сильно враждовать из-за власти, полилась кровь, жители претерпевали лишения и, раскаявшись в изгнании правящей четы, послали к князю людей с просьбой о возвращении, конечно же – с супругой.
Возвратившись, Петр и Феврония проводили свою жизнь в делах милосердия и любви, помогали нуждающимся, украшали святые храмы, примиряли враждующих. Они не творили аскетических подвигов, но отличались неизменным благочестием, никогда не забывали о Боге. Главным их подвигом была истинная любовь друг к другу и верность.
Дожив до почтенной старости, они, по существовавшей тогда на Руси благочестивой традиции, приняли иночество с именами Давид и Евфросиния. Имея во всем глубокое единомыслие (именно то, что неоднократно испрашивается священником по отношению к брачующимся во время совершения Таинства венчания) и преданность друг другу, благоверные князья скончались в один день и час, предварительно завещав похоронить себя в заранее приготовленном общем гробу.
По духовной недальновидности подданные сочли это якобы неблагочестивым и положили оставивших земную жизнь супругов в отдельные гробы. Однако вскоре Петр и Феврония были найдены лежащими вместе, как и просили о том при жизни. Люди опять разъединили почившую княжескую чету, но чудо повторилось снова, и тогда никто не смел уже нарушать предсмертный завет благоверных супругов.
Своею жизнью Петр и Феврония в полноте показали ту высоту брачного союза, которую хочет видеть Бог в каждом союзе мужа и жены, на которую благословляет Церковь всех, приходящих к венчанию. Супруги не имели детей, жили бесстрастно и целомудренно, но именно их следует просить и о помощи в воспитании, и о семейном мире и единомыслии, и о вразумлении неверующего или нецерковного супруга.
Какие же уроки может вынести современный человек, наверняка имеющий неспокойствие и проблемы в семейной жизни, из примера благочестивого жития святых князей? Во-первых, это урок преданности воле Божией и терпения скорбей. Покидая управляемый ими город, а также в изгнании, Петр и Феврония не роптали, не пытались "восстановить справедливость", отстоять свое право находиться на престоле. И, как видим, их кротость была награждена сторицею, а гонители, вразумленные Богом, на Которого и положили все упование супруги, сами во всем раскаялись.
Во-вторых, их жизнь являет собой прекрасный пример духовного единения в скорбях, поддержки и ободрения друг друга в трудностях. Претерпевая лишения, они оставались во внутренней радости, ибо ничто не могло уменьшить их любовь к Богу, а через это и любовь друг ко другу. Как верная помощница, жена во всем утешала мужа, призывала не печалиться, теплотой и лаской согревая его скорбное сердце. Ни Петр не оставил своей жены ради людских нареканий, ни Феврония не оставила своего мужа в трудный час.
А еще это удивительный пример соединения двух совершено разных людей – людей, воспитанных по-разному, принадлежащих к разным сословиям, усвоивших от своих родителей разные привычки. Тем не менее, именно эти люди явили поразительный пример кроткой, единомысленной и спокойной жизни. Смеем предположить, что таковая жизнь была не данностью. Скорее, она явилась результатом их упорной работы над собой, тщательной уступчивости и снисхождения.
И как тогда на этом фоне рассматривать всем известное "не сошлись характерами", столь часто употребляемое сегодня для оправдания крайнего эгоизма и неумения сносить недостатки другого? Кстати, и само решение о женитьбе далось князю не сразу – были естественные колебания, оглядки на людское мнение, мысли о социальном неравенстве. А еще жизнь святых наглядно показывает и посмертную неразрывность брачного союза, как о том и учит Церковь. И как же это, к сожалению, контрастирует с современным легкомысленным отношением к супружескому союзу, мол, не понравится – уйду, найду другого спутника жизни…
Мощи святых благоверных Петра и Февронии Муромских находятся в Муромском Свято-Троицком женском монастыре. Святые щедро помогают всем, кто с верой в их заступничество приезжает к ним помолиться о даровании доброй невесты (хорошего жениха), семейном мире и благополучии. Но и те, кто не имеет возможности поклониться их святым мощам, могут с верой и покаянием призывать их в молитве на всяком месте. Память святых благоверных Петра и Февронии совершается 8 июля по новому стилю.
по материалам http://www.hrampf.ru/