25 января 2025 г • Митрополит Сергий (Фомин) возглавил работу секции "Попечение Церкви о душевнобольных людях" и выступил с тематическим докладом
Заседание состоялось 25 января в помещении Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений.
Заседание секции XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений "Попечение Церкви о душевнобольных людях" состоялось 25 января в помещении Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. На конференции обсуждались две главные темы: "Особенности пастырского окормления пациентов с психическими заболеваниями позднего возраста" и "Психическое здоровье в условиях экстремальных ситуаций".
В течение ряда лет эта секция дает возможность врачам, психологам, священнослужителям и мирянам из разных епархий Русской Православной Церкви обсудить вопросы взаимопонимания, найти новые формы сотрудничества, поделиться опытом работы. Работу секции ежегодно курирует сотрудник ОВЦС Маргарита Нелюбова.
Со вступительным докладом на тему: "Пастырское попечение о душевном здоровье пожилых и престарелых людей" выступил председатель секции митрополит Сергий (Фомин):
"Уважаемые участники секции, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
17 лет назад, в январе 2008 года, на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях мы впервые провели конференцию "Медицинская наука и религия о психическом здоровье", где обсудили перспективы совместной работы священнослужителей и психиатров. Тогда мы не предполагали, что по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, встречи врачей-психиатров и духовенства станут ежегодными и послужит началом серии международных конференций "Попечение Церкви о душевнобольных", шестая из которых прошла в ноябре минувшего года. Пять лет назад (в 2020 году) силами рабочей группы Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия был разработан и принят документ "Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных". В 2021 году издано написанное для духовенства профессором Василием Глебовичем Каледой руководство "Пастырская психиатрия". Создан одноименный научно-просветительский портал в сети Интернет, который объединил всех специалистов в области психического здоровья, заинтересованных в диалоге с духовенством. Впервые в истории отечественной психиатрии при Российском Обществе психиатров создана секция по изучению религиозности и клинической психиатрии. Эта многолетняя работа позволила нам рассмотреть различные аспекты соработничества духовенства и врачей-психиатров.
Тема сегодняшней встречи "Пастырское попечение о душевном здоровье пожилых и престарелых людей" выбрана в связи с тем, что достижения медицины и уровень экономического развития в последние десятилетия привели во всем мире к увеличению средней продолжительности жизни. Это обстоятельство, наряду с уменьшением рождаемости, способствовало беспрецедентному демографическому изменению: число пожилых людей растет, а количество молодежи постоянно уменьшается.
По терминологии экспертов ВОЗ "пожилой" – это человек в возрасте старше 60 лет. Однако, сегодня все чаще встречается утверждение о том, что старость соответствует разным периодам жизни. Ведь если старость понимать как возраст, в котором прекращается профессиональная деятельность, ослабевают силы, нарастают признаки болезней и возникает потребность в посторонней помощи, – то такие изменения могут возникать задолго до исполнения шестидесятилетнего возраста или же значительно позднее.
По подсчетам специалистов Всемирной Организации Здравоохранения в 2020 году численность населения в возрасте 60 лет и старше на планете превысила численность детей в возрасте до 5 лет. За период с 2015 г. по 2050 г. доля населения мира в возрасте старше 60 лет почти удвоится, – с 12% до 22%1, что составит более 2 млрд. человек2. По прогнозам Пенсионного фонда РФ доля населения пожилого возраста (60+) будет продолжать увеличиваться и к 2030 году составит около 26% от общего числа населения. Эти демографические процессы ставят вопросы социального, экономического, культурного, психологического и духовного характера, которые являются предметом пристального изучения общества и Церкви.
Уважение к старикам в Священном Писании является Божественным установлением, наряду с почитанием Бога. В книге Левит сказано: "Пред лицом седого вставай, и почитай лицо старца, и бойся Господа, Бога твоего" (Лев 19:32). Серьезное предупреждение содержится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: "Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою" (Сир.3:16). Праведные люди зачастую были участниками истории спасения уже в преклонном возрасте. Из Священного Писания мы знаем, что из бесплодного чрева престарелой Сары и старца Авраама рождается Богоизбранный народ (ср. Рим 4, 18-20). От немолодых Елизаветы и Захарии родился Иоанн Креститель, Предтеча Господа нашего Иисуса Христа.
Церковь Христова рассматривает старость в контексте промысла Божьего о человеке, которого Спаситель ведет в дом Отца (Ин 14, 2). Христианство не только не отвергает и не скрывает слабостей человека от зачатия до порога смерти, но и придает им смысл, достоинство и силу. Сила Божья проявляется зачастую именно в беспомощном состоянии, о чем говорит Сам Господь: "Ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12:9). В свете православной веры можно увидеть старость – как дар, долголетие – как благословение и научиться пользоваться физической слабостью для духовного роста и совершенствования любви. Немощь пожилых людей помогает осознать, что не эгоизм и финансовая самодостаточность, но наша зависимость от любви ближних и Бога в любом возрасте являются единственно достойной формой проживания жизни.
Почтительное отношение к старости, которое мы находим в Ветхом Завете и древней христианской традиции, сильно контрастирует с современной реальностью, где недостойно относится к престарелым. Сегодня повсеместно превозносят молодость, зачастую рассматривая старших братьев и сестер, как "социальное бремя" и "проблему". Порою кажется, что в общественном сознании господствует боязнь старости как заразной болезни. Это признаки неестественного, обезбоженного состояния общества, о котором Господь говорил пророку Исаии: "И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею" (Ис.3:4-5).
Христианское представление о личности как Образе и Подобии Бога в человеке служит основанием для почтительного отношения к жизни на всех ее этапах. Невозможно ценить жизнь пожилого человека, если по-настоящему не ценить жизнь ребенка с момента его зачатия. Неудивительно, что там, где аборты рассматриваются как право, недостойно относятся и к старикам. Слово "старый" будет уничижительным только в представлении человека, утратившего общение с Богом и Церковью. Истинной причиной такого отношения к пожилым и престарелым является греховное состояние души: гордость, высокомерие, самонадеянность, презрение к беззащитным.
Общество, в котором господствуют эгоизм и потребительство с легкостью исключает из своих рядов тех, кто перестает соответствовать требованиям производственной эффективности и образу вечно молодого человека. Прекращение трудовых отношений приводит к резкому сокращению доходов пожилых пенсионеров и к их социальной маргинализации. Образ бедного, больного и одинокого престарелого человека, пугает молодежь, больше чем сама старость, усугубляя разрыв между поколениями, поддерживая атмосферу безразличия к пожилым, индивидуализм и утилитаризм, которые в настоящее время представляют угрозу для всех сфер человеческого существования.
Недостойное отношение к пожилым и престарелым способствует тому, что у 5,7% людей старше 60 лет наблюдаются признаки депрессии. Специалисты в области психического здоровья утверждают, что если депрессия у пожилых людей не диагностируется или не лечится, то это может со временем привести к ошибочному диагнозу старческого слабоумия или болезни Альцгеймера. Таким образом, бездушное и пренебрежительное отношение к людям старшего возраста, способствует формированию у них психических расстройств и распространению мифа о том, что все пожилые и старые люди являются слабоумными. Это заблуждение не соответствует выводам экспертов-психиатров о том, что причинами деменции являются не нормальное старение, а различные заболевания головного мозга, которые воздействуют на память, мышление, поведение и способность выполнять повседневные действия.
Одна из задач нашей сегодняшней конференции – это исправление ошибочных представлений о старости и предрассудков в отношении престарелых. Необходимо сделать все возможное, чтобы остановить широко распространенную сегодня тенденцию маргинализировать пожилых людей. Присутствие все бóльшего числа пожилых и престарелых в современном мире – это дар Бога, новое духовное богатство человечества. "Пожилые" представляют значительную часть населения: это люди, которые обладают большими ресурсами времени, желанием участвовать в общественной и церковной жизни. Исправление нынешнего негативного образа старости является культурной и образовательной задачей всего общества и Церкви, которая исконно заботилась о диалоге и сосуществовании разных поколений.
Церковь призывает к серьезному размышлению о том, в чем заключается ценность старости. Вступление в период пожилого и старческого возраста нужно рассматривать привилегией уже потому, что Господь далеко не всем дарует долголетие. Это время для размышления о своем жизненном опыте, время для духовного совершенствования, глубокого осознания фундаментальных вопросов о призвании, достоинстве и судьбе человека. С возрастом становиться очевидным, что намерение быть самостоятельным и сильным оказывается недостижимой и тщетной целью; обнаруживается, что невозможно выдержать тяжесть телесного несовершенства, немощи и страданий, если не опираться на ценности взаимной зависимости и любви, если не укрепляться молитвенным и евхаристическим общением с Богом.
Переживание пожилым человеком тягот жизни и болезней являются теми моментами, когда страсти Христовы переживаются в нашей собственной плоти и душе. Как об этом сказал апостол Павел: "Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь" (Кол 1:24). Через слово и молитву, через преодоление недугов и страданий, которые несет с собой пожилой возраст, старики были и остаются свидетелями и проповедниками истин веры в христианских общинах и в семьях. Эмоциональные, моральные и религиозные ценности, которые тонко чувствуют и которыми живут многие пожилые люди, незаменимы для поддержания душевного и нравственного благополучия в обществе, семьях, отдельных людях.
Достижениями науки и техники невозможно заменить полезность личностного жизненного опыта, накопленного пожилыми людьми. Во времена, когда будущее порождало беспокойство, неуверенность, недоверие, страх, именно опыт старших поколений неизменно помогал обратить взоры к надежде, стабильности, взаимному прощению и позитивной перспективе. Со своей стороны, молодежь помогает пожилым людям лучше адаптироваться к настоящему, в частности, при использовании новых технологий и понимании достижений в различных областях науки, которые пожилым людям кажутся сложными. В замысле Бога о человечестве молодые, взрослые и пожилые люди взаимозависимы, нуждаются друг в друге.
Забота о самых слабых, страждущих, несамостоятельных – это долг Церкви и проявление ее материнских черт. Любой пожилой и престарелый человек достоин уважения, – даже если он прикован к постели или у него далеко зашедшая стадия слабоумия. Ведь никакое заболевание не может уничтожить способности человека любить, потому что эта способность "излилась в сердца наши Духом Святым" (Рим. 5:5).
Духовенство призвано сопровождать больных пожилых и престарелых, особенно, тогда, когда кажется, что у них нет никаких шансов на выздоровление. Необходимо создание сестричеств, братств, которые способствует оказанию помощи людям "третьего" и "четвертого" возраста, сохраняют и поддерживают радость жизни, сочетают качественный уход с душевной теплотой в отношениях, которые принимают и ценят всю полноту жизни, прожитую человеком. Христианские общины являются для пожилых и престарелых пространством для встреч, диалога, размышлений, молитвы, которые позволяют людям выражать себя и слышать других, продолжать участвовать в общественной жизни. Такая поддержка членов Церкви необходима для того чтобы помочь людям переживать возрастные изменения человеческой природы как время встречи со Христом, с тайной человека и Бога. Кроме того, пастырь должны помочь пожилым людям научиться смотреть в лицо смерти и не бояться ее, со спокойствием и надеждой духовно готовиться к неизбежному для всех нас рождению в жизнь вечную, потому что ничто, даже смерть, не может разлучить нас с любовью Христа.
По своему жизненному опыту и духовному совершенству пожилые и престарелые призваны быть сердцем общественной и религиозной жизни. Они являются "исторической памятью" молодых поколений и живыми носителями фундаментальных человеческих ценностей. Свободное время, доступное им, позволяет реализовывать их творческие способности, играть активную социальную роль, участвовать в общественно полезной работе, в волонтерской деятельности, в жизни Церкви. Большая часть пожилых людей и стариков обладает достаточной физической, умственной и духовной энергией, чтобы с любовью и щедростью делиться ею с окружающими.
Каждый человек на протяжении всей своей жизни готовит свой собственный способ проживания в старости. Этот возрастной период будет зависеть, прежде всего, от способности человека в молодые и зрелые годы увидеть и понять значение старости: как в сфере человеческих отношений, так и в сфере религиозной веры. Важно научиться с юности периодически переосмысливать свое прошлое и очищаться в таинстве Покаяния от совершенного в течение жизни зла, чтобы это зло, часто забытое, не мучило бы человека в конце жизни ночными кошмарами, страхами и расстройством сна. Единственный способ жить в старости хорошо – это жить в Боге.
Завершая свое выступление, отмечу, что согласно программе нашей секции, мы обсудим сегодня не одну, как обычно, а две темы: "Особенности пастырского окормления пациентов с психическими заболеваниями позднего возраста" и "Психическое здоровье в условиях экстремальных ситуаций". С первых месяцев специальной военной операции духовенство окормляет военнослужащих. Пастырская работа постоянно ведется на передовой, в учебных центрах, в воинских частях, в госпиталях. В служении священника и врача имеется много общего, поскольку едина наша цель – оказание своевременной и действенной помощи страдающим людям. Главная задача духовенства и специалистов в сфере психического здоровья – помочь военнослужащим и пострадавшему мирному населению оставаться людьми в нечеловеческих условиях, ведь война способствует ожесточению сердца, даже если она ведется за справедливое дело. Опыт пастырской и медицинской помощи воинам нуждается в осмыслении и обобщении для того, чтобы он мог быть использован в любых экстремальных ситуациях. Поэтому, давайте потрудимся над разработкой путей нашего дальнейшего сотрудничества в этом направлении.
Желаю всем участникам конференции плодотворной работы и помощи Божией. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет со всеми нами!" - завершил свое выступление Высокопреосвященнейший Владыка.
Затем в ходе заседания прозвучали содержательные доклады и выступления участников.
Профессор Игорь Колыхалов, руководитель Отдела гериатрической психиатрии Научного центра психического здоровья (НЦПЗ) выступил с докладом "Улучшение качества жизни пациентов с деменцией и членов их семей".
Религия и духовность имеют протективную роль в отношении депрессий и самоубийств у людей позднего возраста, утверждает доктор медицинских наук Татьяна Сафарова из того же отдела НЦПЗ. В докладе "Депрессии позднего возраста", подробно описав симптомы и риски этого заболевания, часто не распознаваемого, она отметила: "У религиозных людей более низкая вероятность возникновения депрессии, большая скорость выздоровления, в том числе благодаря различным видам социальной поддержки от религиозных общин. Несмотря на это заболевание, религиозное мировоззрение позволяет сохранить базовые ценности жизни, осуществить религиозное переосмысление ситуации болезни, обрести с помощью веры успокоение, утешение, прощение и примирение".
Священник Петр Зорин, настоятель храма прп. Иосифа Волоцкого в пос. Развилка Подольской и Люберецкой епархии, поделился опытом пастырского окормления людей старшего возраста.
Проблемам психических заболеваний позднего возраста и особенностям пастырского окормления были посвящены также доклады протоиерея Бориса Трещанского, настоятеля храма Воскресения Словущего д. Сертякино Подольского благочиния "Пастырское окормление пожилых людей-инвалидов, находящихся в социальных учреждениях", доктора медицинских наук Любови Пищиковой ("Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского") "Биопсихосоциодуховный подход к ведению пациентов с психическими расстройствами позднего возраста" и ее коллеги Натальи Лазько "Актуальные вопросы участия в церковно-приходской жизни лиц старших возрастных групп с учетом состояния их психического здоровья".
Вторая часть конференции была посвящена теме "Психическое здоровье в условиях экстремальных ситуаций".
Об особенностях психологической поддержки семей участников СВО, в том числе погибших и пропавших без вести, говорила также Елена Милованова, координатор "Церковной службы духовной и психологической помощи участникам боевых действий и их семьям" Воронежской епархии.