3 мая 2024 г • "Живота Сокровище, како зрится мертв? Ужасающеся Ангели взываху: како во гробе заключается Бог?" (Похвалы на "Непорочнах" утрени Великой Субботы)
Правящий Архиерей совершил в Благовещенском кафедральном соборе утреню Великой Субботы с чином погребения Христа Спасителя.
Вечером 3 мая митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил в Благовещенском кафедральном соборе утреню Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа. Архипастырю сослужили клирики кафедрального собора.
В богослужении утрени Великой Субботы Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия. Воспеваются похвалы страданиям Христа Спасителя, описывается скорбь учеников и ужас всех творений, видящих смерть Создателя и Господа своего. Вместе с тем, многими песнопениями предуказывается и славное Воскресение Христово.
После прочтения шестопсалмия и мирной ектении, при пении тропарей "Благообразный Иосиф...", митрополит Сергий и сослужащее духовенство вышли к святой Плащанице Христа Спасителя, возлежащей на середине храма. После полного каждения храма было совершено чтение 17-й кафизмы с прибавлением особых тропарей - "похвал", которые чередовались пением стихов 118 псалма:
"Жизнь во гробе положился еси, Христе, и Ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое".
"Иисусе, сладкий мой, и спасительный Свете, во гробе како темнем скрылся еси? О несказаннаго и неизреченнаго терпения!"
"Жизнь, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши и от ада мертвыя возставляеши?".
"Меры земли положивый, в мале гробе обитаеши днесь, Иисусе Всецарю, от гробов мертвыя возставляяй".
"Животе, во гробе положился еси, Христе, и смертию Твоею смерть погубил еси, и источил еси мирови жизнь".
"О чудес странных! О вещей новых! Дыхания моего Податель бездыханен носится, погребаемь руками Иосифовыма".
"Якоже света светильник, ныне плоть Божия, под землю яко под спуд крыется, и отгоняет сущую во аде тьму".
(Полностью похвалы и прочие молитвословия службы Великой Субботы с параллельным русским переводом можно прочесть, воспользовавшись ссылкой внизу этой страницы).
По сложившейся традиции, на третьей статии (третьей "Славе" 17-й кафизмы) похвалы воспевались попеременно духовенством и певчими митрополичьего хора.
Затем Архипастырь и священнослужители вернулись в алтарь и началось чтение канона Великой Субботы.
После архиерейского возгласа "Слава Тебе, показавшему нам свет" было совершено троекратное каждение Плащаницы и, по завершении Великого славословия, начался погребальный Крестный ход. При пении погребальным напевом Трисвятого святая Плащаница была обнесена внутри всего храма.
По завершении крестного хода была прочитана паремия (ветхозаветное пророчество) из книги пророка Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых, а затем – зачало из послания святого апостола Павла к Коринфянам, в котором говорилось об искупительном значении Крестной смерти Господа Иисуса Христа. После апостольского чтения был пропет "аллилуарий" со стихами из псалтири, которые возвещают о победе Христа Спасителя над державой ада и подводят нас к преддверию праздника Пасхи: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящии Его".
Затем Архипастырем было прочитано зачало из Евангелия от Матфея, в котором повествовалось, как первосвященники испросили у Пилата разрешения поставить у Гроба Господня стражу:
"На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать". (Мф. 27:62-66, текст приводится в русском переводе).
О важном значении обстоятельств погребения Господа Иисуса Христа святитель Иоанн Златоуст пишет: "Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении".